Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о раз-личных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

- обогащению чувственного  опыта ребенка, развивая при этом  его умственные способности (умения  сравнивать, обогащать, классифицировать  предметы и явления окружающего  мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая  игра – незаменимое средство  преодоления различных затруднений  в умственной деятельности у  отдельных детей.

- развитию речи детей: пополняется и активизируется  словарь, форми-

руется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр

используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекате-льное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одно-го и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

- социально-нравственному  развитию ребенка-дошкольника: в  такой игре происходит познание  взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое  отношение к товариществу, учится  быть справедливым, уступать в  случае необходимости, помогать  в беде и т.д.

- художественному воспитанию  – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенности руководства ими.

Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

- Дидактическая задача  – определяется  целью  обучения и воспитания

детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Так, для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь ввиду, какие знания, представления (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, а какие закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны у них развиваться.

- Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

- Игровые правила. Основная  цель правил – организовывать  действия, поведение детей. Правила  могут запрещать, разрешать, предписывать  что-то детям в игре, делать  игру занимательной, напряженной. «Чем  правила жест-че, тем игра становиться напряженнее, острее. Факт создания мнимой ситуа-ции с точки зрения развития игры, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то раз-деление игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может сос-тояться не только при условии, когда правила становятся внутренним регу-лятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требо-вания взрослого. Условия, обеспечивающие соблюдения правил в дидак-тической игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Старшие дети встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности. Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно. Дидактическая задача не решалась.

- Дидактический материал  и результат: средством решения  дидактической задачи выступает  дидактический материал; результатом  дидактической игры является  решение игровых и дидактических  задач, решение обеих задач –  показатель эффективности игры, так, младшие дошкольники уже  осознают игровой результат, а  старшие - начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической  задачи: научился, догадался, решил.

- Дополнительные компоненты  дидактической игры – сюжет  и роль не обязательны и  могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

1. определяется рациональным  сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.

2. определяется вид игровой  деятельности и форма организации  взаи-

модействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

- Игры с предметами  в играх с предметами используются  игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия  предметов. Ценность этих игр  в том, с их помощью дети  знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх  решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми  знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

- Игры с природным материалом  всегда вызывают у детей живой  инте-рес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и прове-дении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой при этом зак-репляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

- Настольно-печатные игры  – интересное занятие для детей. Они раз-нообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совер-шенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картин-ки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Составление различных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать речь детей, воображение, творчество, формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

- Словесные игры. Они построены  на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляясь знании о них, т.к. здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самос-тоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать пред-меты, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, сло-весные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятель-ности, самостоятельности решения задач. Эти дидактические игры прово-дятся во всех возрастных группах. Но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют подго-товке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать пе-дагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей вос-питывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок прео-долевает легко, не замечая, что его учат. Для удобства использования словес-

ных игр в педагогическом процессе их удобно можно объединить в 4 группы.

1. В первую очередь в них входят игры, с помощью которых формиру-ют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», Магазин», «Да - нет». 2. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заме-нять алогизм делать правильное умозаключение: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц». 3. В третьей группе игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета».4. В особую 4 группу выделены игры на развитие внимания, сообрази-тельность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает». Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющий запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Одним из условий четкого руководства играми является определения перечня слов, подлежащий усвоению.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

- В подготовку к дидактической  игре входит: отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной  игры программным требованиям  воспитания и обучения детей  определенной возрастной группе; определение удобного времени  проведения дидактической игры (процессе  организованного обучения на  занятиях или в свободное от  занятий и других режимных  процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим такое место, как правило, отводят групповой или на участке; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

- Проведение дидактических  игры включает: о знакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывал, что иначе не приведет к нужному результату; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

- Анализ проведенной игры  направлен на выявление приемов  ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова):

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС