Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Нарушение формирования речевой функции отражается на развитии интеллектуальной, учебно-познавательной деятельностей, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Дети с недостаточно сформированной речью при сохранном интеллектуальном развитии, начиная осознавать свою проблему, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; в ситуации их непонимания могут быть раздражительными, замкнутыми или наоборот, склонны к аффективно-агрессивному поведению. Развитие речи – это комплексная, целенаправленная и последовательная работа группы специалистов. Большая роль в этой работе отводится педагогическим мероприятиям.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы особенностей изучения формирования словаря и пересказа детей дошкольного возраста
6
1.1 Развитие словаря детей в условиях нормативного развития
6
1.2 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса у дошкольников
12
Выводы по первой главе
23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр
25
2.1 Опытно-экспериментальное изучение использования дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
25
2.2. Формирование словарного запаса дошкольников в дидактических играх
35
2.3. Анализ эффективности работы по использованию дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
38
Выводы по второй главе
42
Заключение
44
Список литературы
45
Приложения
47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на печать..doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Дидактическая игра в формировании словарного запаса  у дошкольников

 

 

Оглавление

Введение

3

Глава I Теоретические основы особенностей изучения формирования словаря и пересказа детей дошкольного возраста

6

1.1 Развитие словаря детей в условиях нормативного развития

6

1.2 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса  у дошкольников

12

Выводы по первой главе

23

Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

25

2.1 Опытно-экспериментальное изучение использования дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников

25

2.2. Формирование словарного запаса дошкольников в дидактических играх

35

2.3. Анализ эффективности работы по использованию дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников

38

Выводы по второй главе

42

Заключение

44

Список литературы

45

Приложения

47


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Нарушение формирования речевой функции отражается на развитии интеллектуальной, учебно-познавательной деятельностей, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Дети с недостаточно сформированной речью при сохранном интеллектуальном развитии, начиная осознавать свою проблему, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; в ситуации их непонимания могут быть раздражительными, замкнутыми или наоборот, склонны к аффективно-агрессивному поведению. Развитие речи – это комплексная, целенаправленная и последовательная работа группы специалистов. Большая роль в этой работе отводится педагогическим мероприятиям.

Словарь является одним из важных компонентов речевого развития ребенка. Способность накопления словарного запаса показывает уровень умственного и психического развития, поскольку «содержание исторического опыта, осваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов» [8,стр.10]. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению а, следовательно, и общему развитию ребенка.  Общеизвестно, что богатство словаря является признаком сформированной речи и одним из показателей  нормального уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Особенность словарной работы состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой в целом. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности дошкольника.

Изучением особенностей лексики детей и созданием методик работы занимались такие отечественные ученые как  Тихеева Е.И. , Яшина В.И., Логинова В.И,  Гербова В.В,   Н.С. Жукова, В.И. Селиверстов, и др.

    Анализируя соответствующие направления исследований, можно выделить круг вопросов, определяющих теоретический аспект актуальности  исследования. Понятие «особенности проявления речевого дефекта у детей старшего дошкольного возраста», «приемы и методы коррекционной работы с детьми»,  отсутствие четкой системы использования дидактической игры при работе над обогащением активного словаря и формированию пересказа дошкольников, порождает у педагогов – практиков массу вопросов и проблем.

 На основе вышесказанного  была выбрана тема: «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Цель: возможность использования дидактической игры как средства развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и словесных упражнений.

Предмет исследования: дидактические игры как средства формирования словарного запаса.

Гипотеза: развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста протекает более эффективно в процессе использования дидактических игр и упражнений при выполнении следующих условий:

-знание и понимание особенностей развития речи;

-поэтапность работы над развитием активного словаря детей с учетом онтогенеза;

-учет индивидуального уровня развития ребенка.

Задачи:

1. Изучение теоретических основ проблемы развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр как условия речевого развития;

2. Проведение экспериментальной работы по развитию активного словаря, у детей старшего дошкольного возраста.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования, использовались следующие методы:

-Теоретические (изучение и анализ  психолого–педагогической литературы, изучение и анализ практического опыта отечественных и зарубежных специалистов);

-Практические (педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов деятельности, сравнительный анализ полученных данных, педагогический эксперимент, обобщение собственного педагогического опыта работы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы особенностей изучения формирования словаря детей  дошкольного возраста.

 

1.1 Развитие словаря детей в условиях нормативного развития.

Словарный состав языка — это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе.

Известно, что словарь включает в себя два понятия – это активный и пассивный словари. Задача состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию.

Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти-шести годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание — были также достаточно сформированы. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания — сердечно-сосудистой системы, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, заболевания почек и центральной нервной системы. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 – 2-х месяцев, т.е. с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего, ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.

 С 11 -12 месяцев ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до десяти, а в редких случаях и большего количества слов (баба, кис,  др.).

Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании). Постепенно у ребенка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250—300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем годам они усложняются. Активный словарь достигает 800—1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500—3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.

К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и более дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

Так, на ранних этапах речевого развития внимание детей сосредоточивается на интонационно-ритмических структурах родного языка. Овладевая первыми словами и первыми соединениями их между собой, ребенок использует слова в слитном, нерасчлененном на морфы виде и в такой грамматической форме, которая была воспринята им из речи окружающих. Комбинируя слова в самостоятельные речевые построения, дети не могут переструктурировать заимствованные формы слов в связи со своим собственным высказыванием, отчего возникают оригинальные грубо аграмматичные конструкции из неизменяемых слов-корней, употребляемых только в одном каком-либо виде.

Переломным моментом в развитии речи является вычленение ребенком из слитного данного языкового материала морфологических элементов слов и их синтезирование в собственном высказывании, что выражается в умении правильно или неправильно изменять слова по падежам, лицам, числам, временам и т. п., а также в детском словотворчестве. С момента появления в речи разрядов слов, употребляемых в 2—3 формах, наступает скачок в развитии речи. Это выражается в быстром усвоении разных типов предложений, продуктивных форм словоизменения и словообразования, а также в образованиях форм слов по аналогии. Параллельно этому процессу идет процесс усвоения звуков родного языка, который завершается (в случаях отсутствия нарушений со стороны артикуляционного аппарата) вместе с усвоением сложных типов предложений.

Условный эталон нормального развития детской речи иллюстрирует, что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, другие — значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие усвоены только частично, а третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем. Каждому периоду развития синтаксических построений соответствует определенный уровень морфологического оформления слов, наличие в речи ребенка тех или иных частей речи, звуков родного языка, их сочетаний, слоговой структуры, слов.

Существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов, и некоторое время употребляются в неизменяемом виде. Исходной первоначальной формой существительного, как правило, является именительный падеж, так как именно эту форму ребенок слышит от взрослого, называющего ему окружающие предметы. С момента расчлененного на морфы восприятия языкового материала дети начинают дифференцированно употреблять единственное и множественное число, винительный и именительный падежи некоторых существительных, их уменьшительную форму наряду с неуменьшительной. При наличии в языке ребенка до сотни существительных появляются первые образования форм слов по аналогии, свидетельствующие о наличии усвоения грамматического строя языка. Первоначально усваиваются численно преобладающие варианты окончаний данного падежа, которые на первых порах вытесняют падежные окончания, являющиеся частными вариантами общих форм („браты", „стулы", „листы" и т. п. вместо братья, стулья, листья). На ранних этапах развития речи дети не используют множественное число существительных, оканчивающихся на а (дома, окна), но зато широко используют во множественном числе окончание -ы („столы", „шары", „стулы"). В родительном падеже множественного числа окончание -ов используется на месте других вариантов этого падежа в течение длительного времени.

Информация о работе Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников