Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Нарушение формирования речевой функции отражается на развитии интеллектуальной, учебно-познавательной деятельностей, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Дети с недостаточно сформированной речью при сохранном интеллектуальном развитии, начиная осознавать свою проблему, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; в ситуации их непонимания могут быть раздражительными, замкнутыми или наоборот, склонны к аффективно-агрессивному поведению. Развитие речи – это комплексная, целенаправленная и последовательная работа группы специалистов. Большая роль в этой работе отводится педагогическим мероприятиям.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы особенностей изучения формирования словаря и пересказа детей дошкольного возраста
6
1.1 Развитие словаря детей в условиях нормативного развития
6
1.2 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса у дошкольников
12
Выводы по первой главе
23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр
25
2.1 Опытно-экспериментальное изучение использования дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
25
2.2. Формирование словарного запаса дошкольников в дидактических играх
35
2.3. Анализ эффективности работы по использованию дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
38
Выводы по второй главе
42
Заключение
44
Список литературы
45
Приложения
47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на печать..doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 4. Результаты исследования активного словаря существительных у наблюдавшихся детей

 

Глаголы

1. Инструкция: «Скажи, кто что делает?»

лошадь - (скачет)

строитель - (строит)

гусеница - (ползает)

врач - (лечит)

птица - (летает)

продавец - (продает)

рыба - (плавает)

солдат - (служит)

собака - (бегает)

спортсмен - (соревнуется)

повар - (варит)

учитель (учит)

рыбак - (ловит рыбу)

 

 

2. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»

голубь - (воркует)

курица - (кудахчет)

лягушка - (квакает)

воробей - (чирикает)

медведь - (рычит)

кукушка - (кукует)

ворона - (каркает)

волк - (воет)

мышка - (пищит)

петух - (кукарекает)

собака - (лает)

соловей - (поет)


 

3. Инструкция: «Скажи, что делают ...?»

пилой -

утюгом -

молотком -

иглой -

ножницами -

ложкой -

ручкой -

топором -

ножом -

краской -

карандашами

расческой -


 

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены  правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Результаты исследования активного словаря глаголов у наблюдавшихся детей представлены в таблице 5 и на рисунке 5.

Таблица 5. Исследование активного словаря глаголов

Имя ребенка

1

2

3

Алена

3

2

3

Денис

3

2

3

Диана

2

2

2

Настя

3

2

3

Саша

2

1

2

       

Рисунок 5. Результаты исследования активного словаря глаголов наблюдавшихся детей

Прилагательные

1. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?»

(темы: прилагательные, обозначающие  вес, цвет, форму, величину предметов)

геометрическая фигура - (треугольный)

геометрическая фигура - (квадратный)

мяч - (круглый)

кирпич - (прямоугольный)

цветок - (красный)

перо - (легкое)

кружок - (синий)

камень - (тяжелый)

лист - (зеленый)

корабль - (большой)

лимон - (желтый)

палец - (средний)

фломастер - (черный)

гриб - (маленький)


 

2. Инструкция: «Скажи, ... (лимон) какой?» прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения)

 лимон - (кислый)

чайник - (горячий)

варенье - (сладкое)

лед - (гладкий)

перец - (горький)

ежик - (колючий)

огурец - (соленый)

снег - (холодный)


 

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены  правильно.

3 балла - задания выполнены в  пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в  пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Результаты исследования активного словаря прилагательных у наблюдавшихся детей представлены в таблице 6 и на рисунке 6.

Таблица 6. Исследование активного словаря прилагательных

 

Имя ребенка

1

2

3

Алена

3

3

3

Денис

2

3

2

Диана

2

2

1

Настя

3

3

3

Саша

2

2

1


Рисунок 6. Результаты исследования активного словаря прилагательных наблюдавшихся детей

 

2.2 Формирование словарного  запаса дошкольников в дидактических  играх.

Цель: развивать словарный запас детей при помощи дидактических игр.

Чтобы дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет. Закреплять у детей эти понятия. Дать понятие о слове, которое обозначает действие. Закреплять в речи детей слова, обозначающие действия. Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие. Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета. Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов. Закреплять практическое усвоение детьми понятия «слово». Мы использовали следующие игры: «Сколько слов?», «Кто это? Что это?», «Рассмотри картинки», «Кто что делает?», «Что нам почта принесла?», «Назови слово», «Какой он?», «Ответь на вопрос», «Подарки».

Для того чтобы научить детей правильно употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа, мы использовали следующие игры: «Кто в тереме живет?», «Кто ушел?», «Почтальон», «Микрофон».

Для правильного употребления нарицательных имен существительных в единственном и множественном числе, именительном, винительном, предложном, творительном и родительном падежах мы использовали такие игры, как: «Что спрятано?», «Назови то, что покажу», «Кто скорее перенесет предметы?», «Как мы одеваемся?», «Какую одежду носит девочка?», «Магазин», «Что с чем?».

Для того чтобы научить детей правильно образовывать и употреблять в речи единственное и множественное число существительных в именительном падеже, мы использовали игры: «А что у вас?», «Парные картинки».

Чтобы закреплять в речи детей правильное склонение и употребление существительных в именительном, родительном, дательном, винительном и творительном падеже, использовались такие игры: «Найди, что надо», «Угадай, кто поймал», «Что нужно кукле?», «Разведчики», «Что кому нужно?», «Кому это нужно?», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается?», «Лото».

Для различения рода имен существительных, мы использовали игры «Один — одна — одно», «Разложи картинки».

Закрепляя в активном словаре детей существительные по темам: «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Рыбы», «Растения», «Овощи», «Профессии», «Игрушки»; активизируя у детей словарь существительных по предметным картинкам: посуда, одежда, игрушки, транспорт и др. использовались игры «Чьи детки?», «Игра в загадки», «Лото», «Обобщения», мы закрепляли в речи детей употребление одушевленных имен существительных в именительном и предложном падежах единственного числа; расширяли запас существительных в активном словаре детей; закрепляли у детей обобщающие понятия.

Чтобы научить детей понимать значение прилагательных и использовать их в речи, правильно согласовывая с существительными в роде, числе, падеже; правильно согласовывать прилагательные с местоимениями, использовались такие игры: «Кто первый узнает?», «Что такого же цвета?», «Ищи», «Кто скорее соберет игрушки?», «Узнай цветы», «Овощи», «Угадай, что это?».

Для правильного понимания и употребления в речи глаголов повелительного наклонения; для понимания смыслового соотнесения глаголов; для правильного формулирования просьбы с глаголом «дай», «бери», «возьми», «брось», «лови»; для различения формы единственного и множественного числа глаголов повелительного наклонения использовались игры: «Поскорее пролезай», «На опушке зайчики», «Кто быстрее принесет картинку?», «Лото», «Дай — бери», «Кукла, спи», «Работа на стройке», «Найди себе пару», «Иди — стой», «Кошка и бумажка», «Делай — делайте».

Чтобы научить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени; научить понимать и использовать в речи глаголы будущего, прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения; научить детей спрягать глаголы, использовались следующие игры: «Наша семья», «Поймай — скажи», «Все трудятся», «Зарядка», «Мост»,  «Дети и волк», «Спал — спала», «А ты что любишь?».

Дети, принимавшие участие в эксперименте с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.

В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.

Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.

2.3 Анализ эффективности работы по использованию дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников.

Цель: выявление динамики уровня развития словаря детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования.

I. Исследование пассивного  словаря

Результаты исследования пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных в дидактических играх отражены в таблицах 7, 8, 9 и на рисунках 7, 8, 9.

Таблица 7. Исследование пассивного словаря существительных

в дидактических играх

 

 

Имя ребенка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

Алена

4

4

4

4

4

4

4

Денис

4

4

3

4

4

4

4

Диана

4

4

3

4

3

4

4

Настя

4

4

4

4

4

4

4

Саша

4

3

2

3

3

3

3


Рисунок 7. Результаты исследования пассивного словаря существительных

в дидактических играх

Таблица 8. Исследование пассивного словаря глаголов

в дидактических играх

Имя ребенка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Алена

4

4

4

4

Денис

4

4

4

4

Диана

4

4

4

4

Настя

4

4

4

4

Саша

4

3

4

4

         

Рисунок 8. Результаты исследования пассивного словаря глаголов в дидактических играх

 

Таблица 9. Исследование пассивного словаря прилагательных

в дидактических играх

 

Имя ребенка

1

2

3

Алена

4

4

4

Денис

4

4

4

Диана

4

4

4

Настя

4

4

4

Саша

3

3

4


 

 

Рисунок 9. Результаты исследования пассивного словаря прилагательных в дидактических играх

II. Исследование активного  словаря:

Информация о работе Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников