Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Нарушение формирования речевой функции отражается на развитии интеллектуальной, учебно-познавательной деятельностей, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Дети с недостаточно сформированной речью при сохранном интеллектуальном развитии, начиная осознавать свою проблему, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; в ситуации их непонимания могут быть раздражительными, замкнутыми или наоборот, склонны к аффективно-агрессивному поведению. Развитие речи – это комплексная, целенаправленная и последовательная работа группы специалистов. Большая роль в этой работе отводится педагогическим мероприятиям.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы особенностей изучения формирования словаря и пересказа детей дошкольного возраста
6
1.1 Развитие словаря детей в условиях нормативного развития
6
1.2 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса у дошкольников
12
Выводы по первой главе
23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр
25
2.1 Опытно-экспериментальное изучение использования дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
25
2.2. Формирование словарного запаса дошкольников в дидактических играх
35
2.3. Анализ эффективности работы по использованию дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
38
Выводы по второй главе
42
Заключение
44
Список литературы
45
Приложения
47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на печать..doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» [5,стр.25].

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

 В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, скажем, развитию памяти, в других — внимания, в-третьих — мышления. Логопед заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. В каждой конкретной игре следует видеть основную задачу — задачу обучения и воспитания детей в соответствии с действующей программой.

ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия необходимо формировать у ребят корректность, доброжелательность, выдержку.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что - выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога.

Так любая игра становится дидактической, если имеются основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит:

- отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи) и др.;

- установление соответствия  отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее  удобного времени проведения  дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для  игры, где дети могут спокойно  играть, не мешая другим.

- определение количества  играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого  дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре  самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре  детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей  с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и  правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры —  это ответственный момент в  руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов

-педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Приемы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с педагогом, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, в начале игры берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.

Секрет успешного руководства игрой заключается в том, что педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.1

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ педагога о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, педагог использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

Требование заканчивать игру, когда у детей хорошее настроение, вызванное игрой, следует выполнять постоянно, в любой игре. Игра не терпит принуждения, скуки.

Выводы по 1 главе

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к общению. Этому способствует речевая деятельность взрослых и предметная деятельность самого ребенка. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им.

Развитие речи в дошкольном возрасте тесно связано с умственным развитием детей, особенно с развитием мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обучение дошкольников полноценному овладению языком также создает благоприятные условия для их нравственного, эстетического и художественного развития.

Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития словаря у детей старшего дошкольного возраста можно использовать дидактические игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.

Итак, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросы развития словаря детей оказываются недостаточно разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день.

В ходе изучения имеющейся литературы по теме исследования выяснилось, что словарь у изучаемой нами категории детей характеризуется маленьким объемом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, трудности актуализации словаря, наблюдаются вербальные парафазии.

Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе

дидактических игр

 

2.1 Опытно-экспериментальное  изучение использования дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников.

 

Для обследования словаря детей использовалась методика Архиповой Е.Ф » [2].

Методика для проведения констатирующего эксперимента состоит из 2х частей:

I. Исследование пассивного словаря (существительные, глаголы, прилагательные).

II. Исследование активного словаря (существительные, глаголы, прилагательные).

I. Исследование пассивного  словаря:

Цель: определить объем пассивного словаря.

Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.

Существительные

1. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?»

(проверяется высокочастотная лексика)

мяч

дерево

ручка

пирамида

кружка

блюдце


 

Примечание: предлагают предметные картинки.

2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?»

(проверяется среднечастотная лексика)

колено

форточка

ресницы

локоть

подоконник

плечо


 

Примечание: предлагают картинки

3. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?»

(проверяется малочастотная лексика)

Информация о работе Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников