Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Нарушение формирования речевой функции отражается на развитии интеллектуальной, учебно-познавательной деятельностей, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Дети с недостаточно сформированной речью при сохранном интеллектуальном развитии, начиная осознавать свою проблему, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; в ситуации их непонимания могут быть раздражительными, замкнутыми или наоборот, склонны к аффективно-агрессивному поведению. Развитие речи – это комплексная, целенаправленная и последовательная работа группы специалистов. Большая роль в этой работе отводится педагогическим мероприятиям.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы особенностей изучения формирования словаря и пересказа детей дошкольного возраста
6
1.1 Развитие словаря детей в условиях нормативного развития
6
1.2 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса у дошкольников
12
Выводы по первой главе
23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр
25
2.1 Опытно-экспериментальное изучение использования дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
25
2.2. Формирование словарного запаса дошкольников в дидактических играх
35
2.3. Анализ эффективности работы по использованию дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
38
Выводы по второй главе
42
Заключение
44
Список литературы
45
Приложения
47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на печать..doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

клумба

памятник

клубок

табуретка

торшер

половник


 

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?»

(проверяется знание времен года  и суток, явлений природы)

осень

утро

облако

зима

вечер

молния

лето

день

луна

весна

ночь

туча


Примечание: предлагают сюжетные картинки.

5. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?»

(проверяется знание частей предмета)

воротник

карман

ствол

листья

петля

рукав

ветки

плоды

манжета

пояс

корни

почки


Примечание: предлагают картинку с изображением рубашки, дерева.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в  пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в  пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

В таблице 1 и на рисунке 1 представлены результаты исследования пассивного словаря существительных у наблюдавшихся детей.

Таблица 1 Исследование пассивного словаря существительных

Имя

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

Алена

4

4

3

3

3

3

4

Денис

4

3

2

4

3

3

4

Диана

4

3

2

3

2

3

3

Настя

4

4

3

3

3

3

3

Саша

3

2

1

2

2

2

2


Рисунок 1. Результаты исследования пассивного словаря существительных у наблюдавшихся детей

 

Глаголы

1. Инструкция: «Покажи, кто ...?»

скачет

стирает

вяжет

прыгает

причесывается

рубит

ползет

моется

моет

летает

подметает

режет


Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий.

2. Инструкция: «Покажи, кто ...?»

воркует

кудахчет

каркает

чирикает

гогочет

пищит

кукарекает

крякает

рычит

воет

квакает

мычит


Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух,     волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно.

3 балла - задания выполнены в пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Результаты исследования пассивного словаря глаголов наблюдавшихся детей у наблюдавшихся детей представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2. Исследование пассивного словаря глаголов

 

Имя ребенка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Алена

4

4

4

4

Денис

4

4

4

4

Диана

4

3

3

3

Настя

4

4

4

4

Саша

3

2

3

3


Рисунок 2. Результаты исследования пассивного словаря глаголов у наблюдавшихся детей

 

Прилагательные

1. Инструкция: «Покажи, где ...?»

(проверяется понимание названий  формы, цвета, величины и веса)

круглый

красный

большой

овальный

синий

средний

квадратный

зеленый

маленький

прямоугольный

желтый

легкий

треугольный

черный

тяжелый


 

Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки.

2. Инструкция: «Покажи, что бывает ...?»

проверяется понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений)

кислым

горячим

пушистым

сладким

холодным

теплым

горьким

колючим

мокрым

соленым

гладким

сухим


Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, сено и др.

Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены  правильно.

3 балла - задания выполнены в  пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в  пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Результаты исследования пассивного словаря прилагательных у наблюдавшихся детей представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3. Исследование пассивного словаря прилагательных

Имя ребенка

1

2

3

Алена

3

4

4

Денис

3

3

4

Диана

3

3

3

Настя

3

4

4

Саша

2

2

3


 

Рисунок 3. Результаты исследования пассивного словаря прилагательных у наблюдавшихся детей

 

II. Исследование активного  словаря:

Цель: Определить объем активного словаря.

Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д.

Существительные

1. Инструкция: «Скажи, кто это?»(темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы)

ласточка

лошадь

лев

олень

гусь

голубь

воробей

собака

тигр

еж

утка

сорока

снегирь

корова

волк

лиса

петух

цапля

галка

коза

кабан

белка

курица

 
 

кошка

лось

заяц

   
           

 

 

2. Инструкция: «Назови, кто это?»

(темы: рыбы, насекомые, морские животные)

щука

паук

муха

сом

оса

муравей

рак

жук

кузнечик

лещ

комар

стрекоза

акула

кит

дельфин


3. Инструкция: «Назови, что это?»

(темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы)

яблоко

клубника

картофель

сосна

мак

груша

малина

морковь

ель

ромашка

лимон

арбуз

капуста

дуб

роза

виноград

смородина

помидор

береза

колокольчик

слива

клюква

огурец

клен

ландыш

апельсин

 

лук

   
   

тыква

   

4. Инструкция: «Назови, что это?»

(темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда)

ботинки

шляпа

стул

ложка

туфли

шапка

стол

вилка

тапочки

кепка

кресло

тарелка

валенки

 

торшер

чашка

сапоги

 

диван

сахарница

   

шкаф

сковорода


Критерии оценки:

4 балла - все задания выполнены  правильно.

3 балла - задания выполнены в  пределах 75%.

2 балла - задания выполнены в пределах 50%.

1 балл - задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов - задания не выполнены.

Результаты исследования активного словаря существительных у наблюдавшихся детей представлены в таблице 4 и на рисунке 4.

Таблица 4. Исследование активного словаря существительных

 

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

Алена

3

3

2

3

4

3

Денис

2

2

2

3

3

2

Диана

2

2

2

2

3

2

Настя

3

2

3

3

4

3

Саша

1

2

2

2

3

1

Информация о работе Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников