Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Нарушение формирования речевой функции отражается на развитии интеллектуальной, учебно-познавательной деятельностей, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Дети с недостаточно сформированной речью при сохранном интеллектуальном развитии, начиная осознавать свою проблему, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; в ситуации их непонимания могут быть раздражительными, замкнутыми или наоборот, склонны к аффективно-агрессивному поведению. Развитие речи – это комплексная, целенаправленная и последовательная работа группы специалистов. Большая роль в этой работе отводится педагогическим мероприятиям.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы особенностей изучения формирования словаря и пересказа детей дошкольного возраста
6
1.1 Развитие словаря детей в условиях нормативного развития
6
1.2 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса у дошкольников
12
Выводы по первой главе
23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр
25
2.1 Опытно-экспериментальное изучение использования дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
25
2.2. Формирование словарного запаса дошкольников в дидактических играх
35
2.3. Анализ эффективности работы по использованию дидактической игры как средства формирования словарного запаса дошкольников
38
Выводы по второй главе
42
Заключение
44
Список литературы
45
Приложения
47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на печать..doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

Результаты исследования активного словаря существительных, глаголов и прилагательных в дидактических играх отражены в таблицах 10, 11, и на рисунках 10, 11, 12.

Таблица 10. Исследование активного словаря существительных в дидактических играх

 

 

 

Имя ребенка

1

2

3

4

5

6

Алена

4

4

3

4

4

4

Денис

3

3

3

4

4

3

Диана

3

3

3

3

4

3

Настя

4

3

4

4

4

4

Саша

2

3

3

3

4

2


 

 

 

Рисунок 10. Результаты исследования активного словаря глаголов в дидактических играх

Таблица 11. Исследование активного словаря прилагательных в дидактических играх

 

Имя ребенка

1

2

3

Алена

4

4

4

Денис

3

4

3

Диана

3

3

2

Настя

4

4

4

Саша

3

3

2


Рисунок 11. Результаты исследования активного словаря прилагательных в дидактических играх

 

 

Выводы по 2 главе.

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Констатирующий эксперимент показал низкий уровень употребления в активном словаре детей всех частей речи, тогда как уровень развития пассивного словаря оказался немного выше.

В связи с этим возникла необходимость создания системы занятий для развития активного словаря. Мы выдвинули гипотезу, что использование специальных дидактических игр позволяет повысить уровень развития активного словаря, т.к. ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте это игра. Для этого после проведения системы дидактических игр мы повторно исследовали словарь детей по такой же методике. Данные эксперимента показывают увеличение показателей уровня развития активного и пассивного словаря после проведенной нами системы дидактических игр и словесных упражнений. Эти данные позволяют говорить об эффективности предложенной нами системы.

Дети стали употреблять больше прилагательных, глаголов, существительных.

Таким образом, мы достигли определенных результатов в своей работе. Наша гипотеза полностью подтвердилась в результате эксперимента. Предложенные нами игры и упражнения можно использовать для развития активного словаря детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из главных основ общей  готовности детей к обучению школе, по признанию педагогов и психологов, это разностороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении дидактическая игра имеет большой потенциал.

Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – оставляет определенный отпечаток и изменяет речевую активность детей.

Рассматривая особенности проявления речевой активности у дошкольников с отклонениями в речевом развитии, следует учитывать особенности таких психических процессов, как восприятие, мышление,  воображение, внимание.

Коррекционная работа с детьми  направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения специально организованных  индивидуальных и фронтальных занятий.

В результате целенаправленной системы обучения детей с различными нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики. В ходе обучения дидактической игре также создаются условия для развития и коррекции речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса и др.

«Мы пришли к выводу, что квалифицированные психолого-педагогические мероприятия, направленные на формирование интеллектуально-познавательной деятельности и когнитивных функций, в виде дидактических игр, способствуют профилактики отклонений в речевой деятельности». Дидактическая игра также повышает уровень эмоционального- фона, создает благоприятные условия для успешного развития ребенка. Таким образом, гипотеза была доказана. 
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 360 с.

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие  для студентов ВУЗов/ Е.Ф.Архипова.- М.:Астрель: Хранитель, 2007, - 319 с.  

3. Бородич А.М. Методика развития  речи детей. — М., 1981. 225с

4. Бондаренко А. К. Дидактические  игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.

5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического  обследования детей с нарушениями  речи. Вопросы дифференциальной  диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982

7. Гербова В.В. Занятия по развитию  речи в старшей группе детского  сада. - М. Просвещение, 1983. - 174 с.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения  детской речи. - М., 1961

9. Елкина Н.В. Формирование связности  речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. - №7. - 2004. - С.17.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование  речи у дошкольников. -М., 1981.

11.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975

12. Игры в логопедической работе  с детьми: Кн. для логопеда. Ред.-сост. В. И. Селиверстов.—М.: Просвещение, 1987.— 144 с

13. Развитие речи детей дошкольного  возраста / Под ред.Ф.А. Сохина - М.: Просвещение, 1984. - 342 с.

14. Соловьева О.И. Методика развития  речи и обучения родному языку  в детском саду - М.: Просвещение, 1966. - 248 с.

15. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. ―М.: Просвещение, 1982, с. 13.

16. Тихеева Е.И. Развитие речи  детей - М.: Просвещение, 1972. - 164с.

17.Ушакова О.С. Развитие речи  детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. - 114 с.

18. Хрестоматия по теории и  методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева. М., 2002

19. Цейтлин С.Н. Усвоение детьми  лексических единиц. - СПб., 1994.

20. Эльконин Д.Б. Развитие речи  в дошкольном возрасте. — М., 1958.

 


 

 



Информация о работе Дидактическая игра в формировании словарного запаса у дошкольников