Дидактические игры и их роль в закреплении математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н.К. Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания

Содержание работы

Введение.
Возникновение математики и развитие ее как науки.
Основные математические понятия.
Что такое дидактическая игра.
Значение дидактической игры.
Роль дидактических средств в математическом развитие детей.
Особенности математического развития детей второго года жизни.
Математическое развитие детей третьего года жизни.
Математическое развитие детей четвертого года жизни.
Математическое развитие детей пятого года жизни.
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
12. Выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая -2.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Педагогический  колледж № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету

 « Формирование  элементарных математических представлений  »

на тему : Дидактические  игры и их роль в закреплении математических представлений

студента 2 курса  экстерната группы № 4

Солдатниковой Валентины Юрьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Жарковская  Ольга Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2007

План 

 

    1. Введение.
    2. Возникновение математики и развитие ее как науки.
    3. Основные математические понятия.
    4. Что такое дидактическая игра.
    5. Значение дидактической игры.
    6. Роль дидактических средств в математическом развитие детей.
    7. Особенности математического развития детей второго года жизни.
    8. Математическое развитие детей третьего года жизни.
    9. Математическое развитие детей четвертого года жизни.
    10. Математическое развитие детей пятого года жизни.
    11. Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

12. Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

    1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд., И доп. – М.: Просвещение, 1991.
    2. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
    3. Голецыова О., Клиндова Л., Бердыхова Я. Игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1966.
    4. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. Г85 с англ.- М: Педагогика, 1982.
    5. Данилова В.В., Рихтерман Г.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математики в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия: Для студентов ср. пед. учеб. зав. –М.: Издательский центр «Академия»; 1997. – 160 с.
    6. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 – 6 лет./ Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
    7. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
    8. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.
    9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
    10. Щербакова Е.И. Методика обучения математики в детском саду: Учебное пособие для студентов дошкольного отделения и фак. ср. пед. учебных заведений – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 272с.
    11. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976.

-3-

1. Введение

 

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н.К. Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучают растения, животных ».

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными  ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что  в игре ребенок получает впервые  урок коллективного мышления. Это  обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

 

 

-4-

Наблюдения показывают: там, где воспитатели правильно определяют место игр, создают спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к людям труда, к Родине.

Воспитатели широко используют в практике игры с правилами – подвижные и дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки, полученные на занятиях. В последнее время в дошкольных учреждениях воспитатели стали чаще обращаться к народным играм, которые способствуют развитию ловкости, силы, трудовых навыков, учат мыслить, несут большой воспитательный заряд.

В воспитании  и обучении детей  большое значение имеют игры с  правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес  к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание.

В заключении напомню замечательные  слова А.С.Макаренко: « Игра имеет  важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

2. Возникновение  математики и развитие ее как  науки

 

Вопрос о возникновении  математики с давних времен интересовал  многих ученых и педагогов-практиков. Действительно, интересно знать, как возникли первые математические понятия, как они развивались, пополнялись

-5-

и постепенно формировались  в отдельную науку. Особенно это  важно для дошкольной педагогики и методики формирования элементарных математических представлений, которые изучают особенности начального ознакомления ребенка с числом и счетом.

Счет и вычисления вошли в наш быт так, что  мы не можем себе представить взрослого  человека, который не умеет считать  и выполнять простейшие вычисления. Точно неизвестно, когда появились у того или другого народа начальные математические понятия о счете, множестве и числе, но с уверенностью можно сказать, что потребность сравнивать и считать разные величины возникла с самого начала развития человеческого общества.

Придерживаясь схемы, предложенной академиком А.М.Колмогоровым, всю историю развития математики можно разделить на три  основные этапа.

Первый этап – самый продолжительный. Он охватывает тысячелетия – от начала человеческого общества до XVII в. В этот период формировались и разрабатывались понятия действительного числа, величины, геометрической фигуры. Позже были освоены действия с натуральными числами, дробями, разработаны возможности и способы измерения длины, угла, площади, объема. Большим достижением в этот период стало открытие существования иррационального числа (они записываются в виде бесконечной периодической дроби ). Характерным для первого периода является то, что математика была призвана удовлетворять непосредственные потребности, которые возникали в хозяйственной и военной деятельности человека: простой счет голов скота, разнообразный раздел урожая, сравнение длин разных отрезков, планирование земельных участков, измерение их площадей, вычисление объема, а позже всякие денежные расчеты и др.

 

-6-

Второй этап – развития математики по продолжительности намного короче, чем первый. Он охватывает XVI – начало XIX в. С XIX в. начинается рассвет математики в Европе. В это время зарождаются новые математические теории, которые принадлежат к области высшей математики. Основу высшей математики составляют аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления. Их возникновение связано с именами великих ученых XVIIв. Декарта, Ферма, Ньютона, Лейбница. Появилась возможность с помощью математических методов изучать движение, процессы изменения величин и геометрических фигур. Огромное значение имело введение системы координат, изменение величин и понятие функции.

Третий этап – с XIX в. до наших дней. Он характеризуется интенсивным развитием классической высшей математики. Математика стала наукой о количественных и пространственных формах действительного мира их взаимосвязи.  Она переросла предыдущие рамки, ограничивавшие ее изучением чисел, величин, процессов измерения геометрических фигур и их превращений, и стала наукой о более общих количественных отношениях, для которых числа и величины являются лишь отдельными случаями.

В середине XX в. возникла кибернетика – новая математическая наука. Это наука о руководстве, связи и переработки информации. Ее основателем считается американский математик Норберт Винер. Кибернетика – одна из самых молодых математических наук, ей всего несколько десятков лет, но перспективы ее развития велики.

Итак, математика, возникшая  из практических потребностей человека, преобразовалась в комплексную науку, обеспечивающую дальнейшее развитие современного общества.

 

3. Основные математические понятия

-7-

Как и любая наука, математика имеет свои основные понятия, которыми оперирует: множество, счет, величина, форма и др. исходным содержанием большинства математических понятий служат реальные предметы и явления окружающей жизни и деятельности людей.

Основное понятие в  математике – понятие множества.

Множество - это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое. Мир, в котором живет человек, представлен разнообразными множествами: множество звезд на небе, растений, животных вокруг него, множество разных звуков. Частей собственного тела.

Счет – первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств. Характеризуя это понятие, прежде всего, следует подчеркнуть, что это есть установление взаимнооднозначного соответствия между двумя множествами.

Число – показатель мощности прерывной или непрерывной величины. Число всегда есть отношение этой величины к избранной мере, поэтому число не является постоянной характеристикой, оно относительно к той единице, которая принимается за меру (считать можно парами, десятками; измерять можно разными мерами – результат будет разный).

Величина – рассматривается как понятие основное.  Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизаций. Величина – это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число, и т.д. В данном же случае понятие величина сужается, и будет характеризовать только размер предметов.

Измерение – один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность. В истории развития человеческого общества счет и измерения были, конечно, самыми первыми видами математической

-8-

деятельности. Тесно связанными с элементарными потребностями  человека, и прежде всего с определением площадей земельных участков, вместимости  сосудов и др. основной момент в обучении измерению – ознакомление детей с мерой. Введение измерения в программу воспитания в детском саду решает две цели: познакомить детей с мерой и научить измерять, сравнивать предметы по величине, а также показать детям зависимость между мерой, ее величиной и результатом – количеством измерений. Это и подводит детей к пониманию функции – основного понятия математики. Понимание функции (зависимости) между величиной, мерой и результатом измерения способствует развитию аналико-синтетической деятельности ребенка. Сенсорное восприятие, на которое опирается ознакомление детей с величиной предмета, тесно переплетается с развитием у них мышления.

Классическая дидактика  выделила величину и форму как самостоятельные категории действительности. Исходным содержанием понятия о форме служат реальные предметы окружающей действительности. Первые представления о форме конкретных предметов дает ребенку взрослый, воспитатель.

Образцами – эталонами  формы выступают геометрические фигуры. Они являются абстрагированием от формы реальных предметов. С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающей действительности по форме.

 

4. Что такое  дидактическая игра

 

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, т.е. общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки.   

-9-

Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для  обучения.

Маленький ребенок уже  в раннем возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными,  с разными предметами и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребенок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают, неточны, неполны, неупорядочены. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему и используют дидактическую игру.

Дидактические игры по сравнению  с другими имеют одну характерную  особенность: цель дидактических игр  – учить детей, тренировать и  развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Информация о работе Дидактические игры и их роль в закреплении математических представлений