Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:21, курсовая работа
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н.К. Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания
Введение.
Возникновение математики и развитие ее как науки.
Основные математические понятия.
Что такое дидактическая игра.
Значение дидактической игры.
Роль дидактических средств в математическом развитие детей.
Особенности математического развития детей второго года жизни.
Математическое развитие детей третьего года жизни.
Математическое развитие детей четвертого года жизни.
Математическое развитие детей пятого года жизни.
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
12. Выводы.
В отличие от творческих игр, где цель, содержание и процесс определяют сами участники, дидактические игры дети получают уже готовыми.
Поскольку в дидактических играх задачи умственного воспитания сочетаются с деятельностью, наиболее естественной и подходящей для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. Выполнение правил способствует воспитанию мышления, воображения, памяти и др. некоторые дидактические игры совершенствуют слух детей и их речевые функции. Другие помогают обнаруживать и устанавливать связи между предметами. Третьи совершенствуют речь ребенка или активизируют и развивают его словарь и т.д. дидактическую игру, следовательно, можно использовать в дошкольном обучении довольно широко.
-10-
Однако нельзя утверждать,
что дидактические игры являются
специальным средством
В детском саду дидактическая игра выполняет иную задачу, чем в жизни детей ясельного возраста и взрослых людей: мы включаем ее планомерно в работу с детьми и поэтому она становится обязательным звеном в системе воспитания и обучения.
Творческим играм в режиме дня мы выделяем особое время, дидактические же игры мы используем в рамках остальной деятельности в течение дня. Ввиду их обучающего характера мы вводим их, прежде всего в часы занятий.
Поскольку дидактическая
игра помогает в усвоении новых знаний
и в закреплении пройденного ма
5. Значение дидактической игры
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры « Фанты », « Краски », « Что летает? »и др. в них много веселых шуток,
-11-
юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные его игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В дошкольной педагогике
изучением и методикой проведен
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как дидактическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая
-12-
матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Увлекательные
дидактические игры создают у
дошкольников интерес к
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
6. Роль дидактических
средств в математическом
В теории обучения ( дидактике ) особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процесса.
Под средствами обучения понимаются: совокупности предметов, явлений, знаки (модели), действия, а также слово, участвующие
-13-
непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения – это источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы. Различают материально-предметные (иллюстративные) модели и идеальные (мыслительные) модели. В свою очередь, материально-предметные модели подразделяются на физические, предметно-математические (прямой и непрямой аналогии) и пространственно-временные. Среди идеальных различают образные и логико-математические модели (описания, интерпретации, аналогии).
Материально-предметные модели: приборы, таблицы, диафильмы и др.
Идеальные: дидактические, учебные, методические пособия.
Основные функции средств обучения:
Каждое средство обучения выполняет свои определенные функции. Так, образ как средство обучения обеспечивает основном развитие личного опыта ребенка, отраженного в представлениях. Действие обеспечивает формирование умений и навыков. Слово (воспитателя, ребенка и художественное слово) создает возможность формирования обобщенных
-14-
представлений, абстрактных понятий. Понятие «образ» несколько шире, чем наглядность. Под ним понимаются не только разнообразные виды дидактического материала, но и те образы, которые возникают на основе представления памяти. Данная трактовка обусловлена тем, что при формировании представлений обучение осуществляется на основе прошлого опыта ребенка, т.е. на основе тех образов предметов, явлений, действий, которые закрепились в его сознании в процессе предыдущей практической деятельности.
Обучение математики в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.
Сделать обучение наглядным – это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности.
Использование наглядности в обучении математики необходимо. Однако воспитатель должен помнить, что наглядность – не самоцель, а средство обучения.
Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный. Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный – меньше.
Значение демонстрационного
-15-
конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного материала заключается в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображениями математических символов – цифр, знаков, действий.
7. Особенности математического развития детей второго года жизни
Основная форма обучения детей второго года жизни элементам математики – индивидуальные занятия, а главный метод – дидактические игры. Эти игры могут быть с предметами, игрушками, с активными движениями детей. Широко используются народные игры.
Чтобы сформировать у ребенка представления о величине (размере), можно провести с ним такие игры-упражнения: нанизывание больших и маленьких колец на стержень, складывание матрешки, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы и др. Нанизывая большие и маленькие кольца на стержень, взрослый обращает внимание на их величину и учит его правильно использовать слова: большой, маленький.
На втором году жизни ознакомление ребенка с формой предметов усложняется. Хотя дети этой возрастной группы еще не готовы усваивать эталоны формы, у них возникают представления на уровне игровых действий. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными, а это означает, что ребенка следует ознакомить с несколькими формами и при этом не требовать от него обязательного запоминания названий. Главное, чтобы ребенок мог учитывать особенности
-16-
предметов во время действий с ними. И не беда, если «треугольник» ребенок при этом называет «косынкой» или «крышей». Сам же взрослый обязательно называет форму правильно. А о ребенка требуется только замечать особенности: такая, похожая, не такая.
Чтобы обратить внимание ребенка второго года жизни на особенности и качества предметов, сформировать у него некоторые представления о форме, важно организовать такие упражнения с предметами, которые бы стимулировали у ребенка интерес к сравнению предметов по форме, установлению сходства или отличия. Сначала такие действия дети выполняют, накладывая один предмет на другой или тесно прикладывая один к другому. Постепенно от внешних практических приемов сравнения дети переходят к сравнению на глаз. Это дает им возможность сравнивать по внешним признакам и такие предметы, которые нельзя наложить один на другой или приложить один к другому (например мяч, куб).
Необходимы игры и упражнения по формированию у детей начальных представлений о количестве. Перед тем как научить ребенка считать, узнавать цифры, он должен усвоить элементарные понятия о некоторых совокупностях предметов – множествах, научиться выделять в окружающем пространстве много предметов и один. Эти элементарные представления и будут фундаментом последующих знаний.
Детей этой возрастной группы важно научить складывать множества (группу предметов) из отдельных предметов и выделять из этого множества один предмет. Воспитатель показывает ребенку, что разные предметы могут встречаться в разном количестве и что количество можно называть словами один или много.
Объединяя разные предметы, воспитатель постепенно учит ребенка пользоваться словами во множественном числе: цветы, деревья, машины. Например, одна ромашка. Один колокольчик, одна гвоздика – много цветов.
-17-
На втором году жизни ребенка продолжается накопление практического опыта ориентировки в пространстве, но все более весомым становится слово. В этот период ребенок способен ориентироваться на себе и переносить эти умения на другой объект (игрушку, другого человека).
Для развития у детей навыков ориентировки в пространстве можно использовать игру «Покажи глазки (носик, ротик)». Ребенок показывает части тела на себе, потом, выполняя задания взрослого,- на другом человеке, игрушке.
Чтобы закрепить умение
детей практически
В играх с игрушками дети выполняют разные задания: достают маленькую матрешку из большой, прячут в коробку мягкие предметы, ставят кубики один на другой (кто выше?), прокатывают мяч (кто дальше?), пробегают по дорожке, бегают друг за другом.
Информация о работе Дидактические игры и их роль в закреплении математических представлений