Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:21, курсовая работа
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н.К. Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания
Введение.
Возникновение математики и развитие ее как науки.
Основные математические понятия.
Что такое дидактическая игра.
Значение дидактической игры.
Роль дидактических средств в математическом развитие детей.
Особенности математического развития детей второго года жизни.
Математическое развитие детей третьего года жизни.
Математическое развитие детей четвертого года жизни.
Математическое развитие детей пятого года жизни.
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
12. Выводы.
Для развития у детей навыков практической ориентировки можно использовать игры со строительным материалом. Например, «сложи пирамидку» (ребенок сначала вместе со взрослым складывает пирамидку из одинаковых по размеру, но разных по цвету колец); «Построим башню» (ребенок строит башню из четырех кубиков; на башню прилетела птичка, запела песенку); «Построение стола, машины» (ребенок накладывает кубик на кирпичик или призму на кубик, устраивает пространственные отношения – сверху, рядом, на машине, в домике). Необходимо дать ребенку время поиграть с постройкой, разобрать ее и сложить строительный материал в коробку.
Постепенно малыш овладевает специальной «пространственной» терминологией: впереди – сзади, сверху – снизу.
8. Математическое развития детей третьего года жизни
-18-
Основная форма занятий с детьми этой возрастной группы – игры с предметами и их изображениями. Детей можно объединять по пять-семь человек. Представления о величине формируются у детей на основе действий, которые они выполняют в процессе сравнения. Эти действия вырабатывают у них умения классифицировать, группировать.
Для определения величины необходимо выбрать эталон, т.е. предмет, с которым сравниваются все другие предметы. Воспитатель обращается к детям: «Все игрушки будем сравнивать с лисичкой. Те, которые меньше лисички, положим в коробку, а те, которые больше, - на стол». С этой же целью можно провести такие игры: «Нанизывание колец с уменьшением по величине», «Складывание трехместной матрешки», «Нанизывание больших и маленьких бус», «Поможем куклам найти свою одежду» и др.
Закрепить знания о размере предметов помогает рассматривание картин, фотографий, иллюстраций в книгах. После рассказа детям сказки «Репка» или «Три медведя» можно организовать беседу по картинкам.
Для детей третьего года жизни характерен более высокий уровень восприятия, внимания, памяти, речи, представлений, а это дает возможность подбирать для них более сложные и ценные для умственного развития игры с математическим содержанием.
Дети все чаще спрашивают: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы отображают познавательную направленность малышей. Действия с предметами, игра, развлечения, рассматривание рисунков, элементы трудовой деятельности, обобщение, самообслуживание усложняются и четко размежевываются.
Важную роль в развитии ребенка этой возрастной группы играют группировка и сравнение предметов по форме. При этом используются как предметная, так и элементарная продуктивная деятельность, особенно рисование и составление узоров из мозаики.
-19-
С первых шагов обучения важно показать ребенку отношения между понятиями один и много, вырабатывать у него навыки отображать эти отношения в речи. Воспитатель ставит на стол одну матрешку и три-четыре кубика, предлагает малышу сказать, каких предметов тут много, а какой – один. В процессе выполнения разнообразных упражнений можно научить детей понимать вопрос «Сколько?» (Сколько стало? Сколько осталось? Каких игрушек меньше, больше?). когда они научатся различать и сравнивать один и много предметов в специально созданных условиях, можно использовать настоящие предметы: посуду в буфете, книги на полке, игрушки на ковре.
В результате систематической работы дети усваивают начальные количественные представления, учатся составлять множества из отдельных предметов, быстро находить вокруг себя один и много предметов, устанавливать равенство и неравенство между двумя множествами путем накладывания, отображая свои действия в речи.
Для ребенка третьего года жизни особое значение имеют задача, связанные с расширением активного словаря, включающего «пространственную» терминологию. Так, взрослый учит малыша определять расстояние (далеко, близко) и употреблять соответствующие термины. Для развития навыков ориентировки в пространстве можно рекомендовать такие игры и упражнения: «Украсим кукле комнату» или «У куклы новоселье».
На втором-третьем году жизни продолжается формирование у детей навыков ориентировки во времени. Повседневное общение с ребенком, а особенно специальные занятия с ним, дают возможность ввести сначала в пассивный, а потом и в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки: скоро-нескоро, сейчас-потом, день-ночь, сегодня-завтра, лето-зима и т.д.
-20-
Следует отметить, что формирование у детей временных представлений - достаточно сложное дело, т.к. время не имеет наглядности. Оно познается в основном опосредованно, через содержание деятельности. Наполняющий определенный временной отрезок: ночью спят, утром идут в детский сад. А вечером возвращаются домой. Так, в игре «Когда это бывает?» можно закрепить характерные особенности частей суток. Для этого подбирают разнообразные иллюстрации. При рассматривании их ребенок обращает внимание не только на предметную сторону картинки, т.е. что нарисовано на ней, а и на то, какое время года или какая часть суток изображена на этой картинке. Ребенок запоминает, что люди делают утром, днем, вечером.
Игры и упражнения
на ориентировку во времени требуют
многообразных повторений. Тут не
следует спешить. Важно, чтобы ребенок
использовал специальные
9. Математическое развитие детей четвертого года жизни.
Дети четвертого года жизни осваивают разнообразные познавательные умения выделять те качества, которые свойственны предметам. Это: размер (большой, маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий); форма предметов и геометрических фигур (круглый, квадратный, круг, квадрат, треугольник, шар, куб); количество (много, мало, один, 2,3…). При этом дети активно пользуются обследовательскими действиями, сравнением, называнием свойств объектов, чисел, пересчетом.
Младшие дошкольники успешно сравнивают предметы, количественные группы, определяя, что шире, что уже; что далеко, что близко; что происходит сейчас, что будет потом; и т.д. Для этого они накладывают один предмет к другому, сопоставляют элементы множества
-21-
так, чтобы на основе зрительного восприятия можно было определить неравенство или равенство предметов по количеству и числу, размеру. Дети используют с этой же целью цифры, проводят линию от одного предмета к другому и т.д.
Дети определяют последовательное увеличение или уменьшение предметов по размеру, составляя пирамидку из 4 – 6 колец, матрешку. Строя лесенку из брусков или кубиков.
Младшие дошкольники овладевают простейшей ориентировкой в пространстве, различая части суток по основным видам деятельности, части тела по их пространственному расположению, овладевают умением определять направление, расположение предметов в пространстве относительно себя.
Обобщение и сравнение осуществляются в ходе решения простейших дидактических игр. Например: «Найди такой же», «Отдели столько же»,»Найди одинаковые», «Найди пропущенный предмет» и т.д. Дети в совместной со взрослыми деятельности-игре выделяют связи и отношения увеличения или уменьшения предметов по количеству; при разрешении элементарной проблемной ситуации отвечают на вопросы: «Что станет, если уберем…? Поменяем местами? Добавим?».
Реализуя содержание, педагог осуществляет следующие задачи:
-22-
В группе и специальной комнате для математической деятельности создаются необходимые условия для проявления и стимуляции интереса к обследованию предметов: определения формы, количества, расположения, простых зависимостей между объектами. Это достигается наличием дидактических игр и пособий, удобно расставленной мебелью. Необходимый ассортимент игр, учебно-игровых материалов, постоянно обновляемых, обогащает развивающую среду. Они располагаются в шкафах, на детских столах, на полу, доступны для восприятия и использования. Пол может быть использован для составления на нем различных силуэтов, лабиринтов, геометрических квадратов.
Игры в повседневной детской деятельности, организуемые в основном как совместные, разнообразны. Это игры, способствующие сенсорному и умственному развитию («Сложи узор», «Уголки», «Сложи куб», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?»и др.); освоению форм, овладению счетом, различению и использованию цифр, усвоение знаков («Домино», «Лото», «Считай дальше», «Веселый счет», «Веселый поезд» и др.).
Игровые материалы, учебно-игровые пособия включают счеты, разноцветные кубы, шары, лучинки, счетные палочки, мелкий счетный материал, альбомы, разрезанные картинки, матрешки, пирамидки, фланелеграфы, магнитные доски и многое другое.
Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми младшего дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Воспитатель направляет внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, пользуется определенной терминологией, побуждает детей к ее использованию в речи.
-23-
Упражнения детей с использованием жизненного и дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.
Игры организуются небольшими группами детей (4 – 6) .
Уместно отметить, что решение задач математического развития младших дошкольников успешно осуществляется при соблюдении следующих условий:
10. Математическое развитие
детей пятого года жизни.
-24-
Дети пятого года жизни познают свойства объектов: цвет, форму, размер, расположенность в пространстве и др., знаки-символы, их обозначение, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Например, большие игрушки дети отдают слоненку, красные – мартышке, а Вини-Пуху – большие и красные, так как ему нравятся и те и другие.
Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходство и отличие. Они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Освоение этого довольно сложного, но способствующего развитию мышления содержания осуществляется при решении наглядно представленных логических задач, а в дальнейшем и словесных.
На основе постепенно осваиваемого умения сравнивать и обобщать у детей складывается представление о величинах (высокий, низкий, тяжелый…) и величинных отношениях объектов (тяжелее, легче, еще тяжелее, полегче).
В этом возрасте дети осваивают числа и их последовательность, овладевают умением свободно отвечать на вопрос: «сколько?», сравнивать числа, осуществлять простейшие действия увеличения и уменьшения чисел, такие как 2+1=3, 3-1=2. При этом вместо слов плюс, прибавить используются более понятные ребенку слова: увеличим на один, уменьшим на два и др. Число становиться для ребенка показателем количества. Дети активно пользуются цифрами для обозначения небольших чисел.
В ходе освоения детьми математического материала решаются задачи по развитию у детей:
-25-
Педагог в разных видах деятельности (играх, играх-занятиях, сюжетно-дидактических играх) организует процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности детей, обогащает их опыт, объем и характер представлений.
Информация о работе Дидактические игры и их роль в закреплении математических представлений