Дидактические игры и их роль в закреплении математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Н.К. Крупская писала: « Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания

Содержание работы

Введение.
Возникновение математики и развитие ее как науки.
Основные математические понятия.
Что такое дидактическая игра.
Значение дидактической игры.
Роль дидактических средств в математическом развитие детей.
Особенности математического развития детей второго года жизни.
Математическое развитие детей третьего года жизни.
Математическое развитие детей четвертого года жизни.
Математическое развитие детей пятого года жизни.
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
12. Выводы.

Файлы: 1 файл

курсовая -2.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Формы организации детской  деятельности, направленной на познание,  могут быть следующие:

  1. Повседневная детская деятельность: бытовая, игровая, трудовая, конструктивная и др. В ходе практических действий, сопровождаемых разговором со взрослыми, дети приобретают первичные счетные умения, учатся различать и называть геометрические фигуры, форму предметов, ориентироваться в пространстве и времени. Они запоминают загадки математического содержания, стихи, занимательные задачи и используют их в самостоятельных играх. Дети постоянно действуют с предметами разной величины, что при соответствующей организации ведет к умению различать и познанию величинных отношений.
  2. Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей в игротеке, организованной в групповой комнате. Игротека содержит развивающие познавательные игры, интересные и доступные детям, привлекающие их внимание своей занимательностью. Это игры: «Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех», «Волшебный круг» и др. Они направлены на развитие способностей детей. Организуются как совместные

-26-

  1. игры, так и индивидуальные, самостоятельные. Проявив заинтересованность, ребенок активно включается в игру, увлекается ею, получает результат (составляет фигуру, силуэт, узор), что стимулирует дальнейшее заинтересованное отношение к познанию.

 

 

11. Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

 

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группа) основное внимание уделяется  развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. С этой целью используются 8 – 10 объектов. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию умения классифицировать предметы; выделять их существенные признаки, основание классификации и сериации; прослеживать изменения в расположении объектов в связи со сменой основания классификации или сериации. Например, раскладывали столбики по высоте, затем по толщине, по цвету, весу и т.д.

Геометрические фигуры, протяженности и объемы, масса объектов, сила, глубина становятся предметом изучения и самостоятельной исследовательской деятельности детей.

В ставшем дошкольном возрасте совершенствуются количественные представления. Дети сравнивают  числа, используют их для оценки величины: временных длительностей, веса, длины ит.д. Осваивают счет, арифметические действия  в доступном каждому ребенку пределе. Самостоятельное использование детьми цифр, знаков: равно, больше, меньше, плюс, минус – следует считать естественным. Нужно обеспечить детей материалами и играми для соответствующих упражнений.

-27-

Игры, игровые упражнения, включенные в определенную систему  образовательной работы с детьми, будут способствовать развитию внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости. Игровые занятия – это одна из форм организации детей, целью которой является развитие математических способностей детей.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской  деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей – занимательные игры, игровые материалы и пособия, такие как «Сделай сам», «Кубики для всех», «Дроби» и многие другие.

Создаются условия для  сосредоточения детей, увлечения их математическими и логическими  играми, успешного освоения их что стимулирует познавательную активность.

Именно в самостоятельной  деятельности ребенок осознанно  воспринимает игровую задачу, целенаправленно  решает ее, выбирает пути и способы  достижения результата, разговаривает  со сверстниками и педагогом, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и т.д. В свободной деятельности ребенок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат, элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата.

Педагог, независимо от характера  игровой деятельности, ее назначения (свободная или организованная), направляет процесс познания ребенком математических представлений (отношений и зависимостей), включаясь непосредственно в игру, придумывание схем и планов, карт путешествий и поисков кладов, развитие событий во времени, исполнение самых разнообразных детских желаний, обогащая при этом представления детей.

-28-

В содержательных играх, на занятиях педагог способствует развитию у детей:

    • Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
    • Образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.;
    • Произвольного внимания; умения использовать приемы мнемотехники;
    • Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т.д.;
    • Стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

 

12. Заключение.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов  обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале  под руководством воспитателя, а  затем и в самостоятельной игре.

Дидактическим играм  всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических  игр воспитатель приучает детей  к самостоятельному мышлению, использованию  полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться

-29-

знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения  стоящей задачи. Для этого ребенок  должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных  задач умственного воспитания, а  именно развитию речи детей: пополняется  и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Применение  дидактических игр повышает эффективность                         педагогического процесса, кроме того, они способствуют                      развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное                        влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких                        детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным! Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           -28-

В содержательных играх, на занятиях педагог способствует развитию у детей:

    • Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
    • Образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.;
    • Произвольного внимания; умения использовать приемы мнемотехники;
    • Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т.д.;
    • Стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

12. Заключение

 Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Воспитатель должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий,             достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры             развивает умственные способности дошкольника.

            В дидактической игре ребенок  должен самостоятельно решать             разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать             по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия             по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ,             догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя             имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность,            

 

-29-

умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию             при достижении поставленной цели.

            Исходя из этого можно считать,  что дидактическая игра является             ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети             охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и             умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным,             вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

            «Игра - это жизненная лаборатория  детства, дающая ту атмосферу             молодой жизни, без которой  эта пора ее была бы бесполезна для             человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного             материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

            С.Т. Шатский

 


Информация о работе Дидактические игры и их роль в закреплении математических представлений