Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:41, статья
В философии образования ХХ в. развиты различные концепции, любой из которых трудно отдать предпочтение: эмпирико-аналитическая философия образования (включая критический рационализм), педагогическая антропология, герменевтические направления. Основные философские школы, определяющие развитие теории и практики образования и воспитания США: идеализм (главным образом идеализм Платона и Гегеля), прагматизм или инструментализм, религиозные школы, представленные в основном философией неотомизма.
По мнению идеалистов, основа хорошего образования— интерес. Муштра ведет к подавлению роста личности. Человек — не машина. Он — самоуправляемое существо. Он имеет способность определять свои собственные задачи, определять свою судьбу, осуществлять свое развитие. Он способен различать хаос и закономерность, гармонию и неблагозвучие, истину и ошибку, прекрасное и безобразное, добро и зло. Нервная система человека не есть механизм, слепо регулируемый окружающим миром. Человек — личность, которая способна формировать окружающий мир в соответствии с высшими жизненными целями и идеалами. Не то, что мы делаем для него, а то, что он делает для себя, является первостепенной важностью.
Деятельность человека стимулируется интересом. Следовательно, интерес — необыкновенная сила, неотъемлемая часть самого человека. Без самоинициативного интереса не может быть подлинного образования. Этот интерес побуждает человека творить произведения искусства, делать открытия, понимать себя и управлять собою и своим внешним миром, строить города, основывать науки, развивать культуру, создавать цивилизации, вести войну и устанавливать мир. Это есть то, что порождает в нем чувство долга, что дает ему право стать создателем и хозяином своей судьбы.
Учитель-идеалист одобряет те образовательные методы, в основе которых лежит интерес. Где есть интерес, там нет необходимости в натаскивании и муштре.
Что касается чувства долга и ответственности, то они также не создаются в человеке, а пробуждаются в нем. Добру и нравственности нельзя научить, как нельзя научить гореть огонь и течь воду. Человек нравствен по природе, но он познает эти чувства только через природу. Человек поступает нравственно, потому что он отличает хорошее от плохого, добро от зла. Если это не так, то ни количество, ни качество образовательных усилий не научат его добру. Для человека нравственность — это выбор, который подразумевает свободу. А свобода подразумевает самоинициативный интерес. Следовательно, интерес — это наиболее важная часть методического подхода учителя-идеалиста. С ним образование становится подлинным процессом саморазвития, самотренировки, самовыражения. Без него образование есть набор бессмысленных упражнений и усилий, в результате которых душа ребенка становится лишь хранилищем фактов.
Джон Дьюи — наиболее яркий представитель американского прагматизма. Будучи педагогом по профессии, он уделял особое внимание внедрению прагматических принципов в педагогическую теорию и считается основателем прагматической педагогики, которая продолжает оказывать сильное воздействие на образование США и в настоящее время. В своих педагогических работах “Школа и общество” (1899), “Школа и ребенок” (1902), “Как мы мыслим” (1910), “Школа будущего” (1915), “Демократия и образование” (1916) и др. Дьюи подверг резкой критике схоластическую школу за ее пренебрежение к ребенку, отрыв от жизни, неэффективность процесса образования. Выступая с критикой, он выдвинул ряд важных педагогических проблем: связь школы с жизнью, развитие активности детей в учебном процессе, интерес как мотив ребенка к учению и др.
По отдельным, конкретным вопросам Дьюи сформулировал некоторые ценные выводы и положения, что вызвало интерес и симпатии практических работников. Но ему также принадлежат положения об утверждении примата биологического в развитии людей, распространившие взгляды о том, что большинство людей неспособно к активной умственной деятельности. Это положение положило начало практике интеллектуального тестирования в Америке. В результате широкие массы детей зачислялись в разряд неспособных и получали неполноценное образование.
По мнению прагматистов, человек познает не внешний мир, а закономерности его развития. Процесс познания ограничен личным опытом индивидуума. В связи с этим личный опыт ребенка составляет основу учебного процесса в школе. Данное положение приволо к разрушению последовательности и систематичности в обучении, к отрицанию задачи усвоения учащимися системы знаний.
Дьюи принижал значимость теоретических знаний. Его слова “унция опыта стоит больше, чем тонна теории” — девиз прагматистов.
Прагматисты-педагоги отклоняют абсолютный, божественный мир идеалистов. Для них мир существует для нас и в пределах человеческого опыта. Что же такое человеческий опыт? Джон Дьюи отвечает на этот вопрос следующее: “Человеческий опыт — это результат физического и социального взаимодействия организма человека с его окружающим миром” ( Mendz N. The History and Philosophy of Education. — New York, 1965. — P. 609.)
Это непрекращающийся процесс, “ведущий к неподдающимся определению целям”. Мир определенным образом воздействует на индивида, индивид реагирует на эти воздействия. Мы не можем предсказать его реакции, так как они базируются на “предпочтении и отвращении”. Под ними подразумевается непрекращающаяся реконструкция мира во внутренней активности и реакциях, которые базируются на выборе. Выбор, в свою очередь, диктуется определенными нуждами человека. Образование находится в русле этого непрекращающегося процесса.
Дьюи и его последователи подверглись резкой критике в конце 50-х годов. Но это не означало конца прагматизма в педагогике. Можно лишь говорить о некотором ослаблении его влияния.
Понимание современными прагматистами сущности и целей воспитания вытекает из их взглядов на природу человека. И в этом вопросе они вполне солидарны с Дьюи. Человек рождается с внутренним “я”, утверждают Комбос, Маслоу и др. “Каждый из нас, — пишет А. Маслоу, — имеет внутреннюю натуру, которая присуща личности, врождена, дана, обычно сопротивляема к изменениям” (Mager R.F. Preparing Objectives for Programmet Instruction. — Fearon. 1962. — P. 35.). К “врожденной натуре” наряду с инстинктивными потребностями относятся также способности и таланты. Брамельд считает, что людям дано от рождения стремление к самоуправлению.
Внутреннее “я”, рассуждают современные прагматисты, не враждебно человеку, небезобразно, как считали фрейдисты. Наоборот, спонтанные реакции, идущие из глубин “я”, всегда правильны, хороши для человека. В глубинах “я” таится источник творчества, уникальность индивидуума. Внутреннее “я” должно свободно выявляться, а традиционное воспитание подавляет врожденное “я”, не дает ему выявиться. Особую неприязнь у Маслоу вызывает человеческое сознание. Оно, по его мнению, порождает контроль, самокритику, все то, что препятствует спонтанному выявлению “я”.
Такая трактовка природы человека определяет взгляды прагматистов на сущность воспитания. Как и Дьюи, они считают воспитание процессом, идущим вслед за врожденной натурой личности. Суть теории воспитания состоит в выявлении и развитии уже с рождения “данной” натуры человека. Единственная цель воспитания — самовыявление личности.
Как и Дьюи, современные прагматисты опираются на понятие “опыт” — как конкретную ситуацию, наполненную внешними и внутренними стимулами. Процесс познания они ограничивают узкими рамками опыта личности. Стимулы, которые воспринимает личность, перерабатываются в недрах ее внутреннего “я”. Познание — это не раскрытие закономерностей внешнего мира, а формирование своего собственного взгляда на мир.
Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается внутри ученика, а это в большинстве случаев вне контроля учителя. Познание, которое происходит в недрах “я”, имеет дело не с мышлением, а с миром чувств, верований, пониманий, исканий, миром нужд, стремлений.
Какова же роль учителя в этом процессе? Он должен создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего существа учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют росту. Успех, рассуждает Комбос, должен сопровождать личность в каждом ее опыте. Для этого нужно знать свои возможности и не задавать себе высоких целей. Более реальные цели легче достичь. А это, в свою очередь, создает основу для успешного опыта и хорошего морального самочувствия. Учитель должен помочь каждому ребенку ставить свою, индивидуальную цель. Дьюи делал те же предупреждения учителю: исходите из того, что дано ребенку, не ставьте больших целей.
В вопросе о содержании и методах обучения современные прагматисты также продолжают линию Дьюи. Поскольку учение — это сугубо индивидуальный процесс, идущий в глубинах “я”, то и содержание учебного материала должно определяться учеником. Поэтому заранее составленные программы не нужны. Они мешают свободному выбору опыта и расширению личных понятий.
Не должно быть в школе и деления курса на предметы. Такое деление мешает интеграции учения и образованию личных понятий. Комбос уверяет, что когда учащиеся переходят к другому учителю или в другую комнату по заранее спланированному расписанию, прерывается поток идей. Кроме того, предметное преподавание подает материал в логической последовательности, а люди никогда не познают вещи в такой чисто логической структуре.
Брамельд против систематических курсов физики, химии, биологии. Основным содержанием школьных программ, пишет он, должны быть отношения людей, проблемы организации мира. Вместо научных предметов он предлагает для каждого года средней школы выбрать тему, которой должен быть подчинен весь учебный материал. Например, первый год посвятить экономике — производству, распределению и потреблению товаров. Второй — преобразованиям демократии и т.д. Все предметы от биологии до музыки и танцев привязаны к главной теме, “как спица к оси”. Отечественные авторы указывают на нарушение логики науки и дидактических принципов системности и последовательности. Однако Брамельд считает, что обычный ученик не будет ученым, и его знания по естествознанию должны состоять из проблем повседневной жизни и быть связанными с обществом и искусством.
Прагматисты отказываются от навязывания извне, от использования тех или иных текстов, от профессиональной подготовки, от использования умственных упражнений, оторванных, по их мнению, от жизненных ситуаций, статических целей и задач и заранее подготовленных учебных материалов.
Нельзя сказать, что педагоги-прагматисты требуют безусловного отказа от всего традиционного, но они настаивают на том, что традиционное должно стать средством свободного самовыражения, формирования индивидуальности. Находясь в потоке ситуаций, человек, при определении своего поведения, должен поступать как счетно-вычислительная машина: он учитывает каждый стимул, потребность и требование, их относительную важность и путем взвешивания выбирает тот характер действия, который ближе всего подходит к удовлетворению его потребностей в ситуации.
Нравственное воспитание молодежи, согласно прагматистам, не должно основываться ни на каких этических теориях, принципах, правилах. Спонтанные реакции человека, идущие из глубин его “я”, всегда правильны, и ими он должен определять свое поведение. Воспитание молодежи должно состоять в том, чтобы создать благоприятные условия для выявления “я” и научить личность не бояться импульсов, идущих из глубин “я”, а поступать в соответствии с ними.
ВО ВТОРОЙ половине XIX века влияние церкви в американском обществе ослабло. Это прежде всего связано с расцветом домонополистического капитала. Конституцией страны церковь была отделена от государства и перестала играть видную роль в государственных делах. Период после второй мировой войны знаменуется возрождением интересов американцев к религии и ростом влияния церкви в обществе. Характерной чертой “религиозного бума” является не возрожденный интерес к обрядам и мифологии церкви, к ее теологическому учению, а поиск людьми норм поведения, идеалов и ценностей. В результате происходит трансформация церкви, ее переориентация на проблемы морали и взаимоотношения людей.
Среди ряда религиозных учений, оказавших влияние на образование Америки, наиболее влиятельным являлось католическое направление неотомизма, выступающее против слепой веры и признающее разум.
Для неотомистов мир разделен на чувственный, материальный и потусторонний. Материальный мир — низшего ранга, он мертв, не имеет целей и сущности. Его изучает наука, пользуясь эмпирическими методами. Однако наука не способна раскрыть сущность мира, ибо эта сущность определена Богом. Поэтому высшая истина постигается только “сверхразумом”, посредством приближения к Богу и данного им откровения.
Религия всегда оказывала и оказывает ощутимое воздействие на педагогическую мысль Америки. Все светские теории обучения и воспитания отдают должное религии. Прагматистская педагогика признает, например, религию в качестве органической части опыта личности. Экзистенциализм призывает приблизиться к Богу в акте творения себя. Вместе с тем в педагогике существует и самостоятельное религиозное направление, составляющее основу работы тысяч церковных школ и множества педагогических колледжей, которые принадлежат той или иной церкви.
Американские неотомисты Роберт Хатчинз, Мортимер Адлер, Жак Маритен оказали определенное воздействие на педагогическую мысль США. Их идеи воспитания и обучения во многом противостояли прагматической педагогике. Особое признание получила педагогическая программа перенниалис-тов—одной из педагогических ветвей неотомистов, возглавляемых бывшим президентом Чикагского университета Робертом Хатчинзом. Хатчинз был одним из тех, кто резко критиковал американское образование в 50-е годы. Он указывал на ущерб, который нанесла школе прагматистская педагогика с ее утилитарными знаниями, педоцентристскими программами, спонтанным развитием ребенка. Курс на узкий практицизм и эмпиризм вытеснил из учебных заведений задачу развития интеллекта, умственных сил человека. В противовес существующей практике Хатчинз выдвигает свою программу общего образования, основная цель которой — культивировать интеллектуальные ценности, под которыми имеются в виду умственные навыки.
Хатчинз пытается найти непреходящие истины, вечные идеалы, неизменные знания. Задача образования — определить их и сделать главным содержанием обучения. Постоянное и неизменное, по мнению Хатчинза, записано в тех великих книгах, которые сопровождают людей с древних времен. Их изучение — первая задача учебных заведений. В общее образование Хатчинз включает также изучение грамматики (т.к. она поможет читать и комментировать великие книги), латинского и греческого языков, риторики, логики и математики, которая служит не решению практических задач, а развитию логического и организованного мышления. Эту программу должна, по идее Хатчинза, завершить какая-либо система, которая дает “общую картину порядка в мире”. Хатчинз признает непопулярность теологии в ее догматическом виде. Поэтому он призывает восстановить в средних и высших учебных заведениях метафизику в ее древнем смысле как часть философии, толкующей о сферах, недоступных органам чувств.
Информация о работе Философия образования: состояние, проблемы и перспективы