Философия образования: состояние, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:41, статья

Описание работы

В философии образования ХХ в. развиты различные концепции, любой из которых трудно отдать предпочтение: эмпирико-аналитическая философия образования (включая критический рационализм), педагогическая антропология, герменевтические направления. Основные философские школы, определяющие развитие теории и практики образования и воспитания США: идеализм (главным образом идеализм Платона и Гегеля), прагматизм или инструментализм, религиозные школы, представленные в основном философией неотомизма.

Файлы: 1 файл

Filosofija obrazovanija.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Более религиозной является педагогическая про­грамма Жака Маритена. Он отдает должное науке, но отводит ей второстепенную роль во всем, в том числе и в области образования. Современная систе­ма воспитания, утверждает Маритен, крайне слаба и неэффективна. Он указывает на падение нравов, на состояние бесцельности и пустоты. Основная причина этого в том, что школа стремится строить свою деятельность на научной, а следовательно, однолинейной трактовке человека. Наука видит в че­ловеке лишь материальную сущность. Маритен не отрицает пользу научных данных. Они могут дать ценные рекомендации о средствах и методах обуче­ния. Но воспитание, пишет Маритен, не может осно­вываться на чисто научном представлении о чело­веке, ибо воспитание прежде всего должно знать, что такое человек, какова сущность человека и како­вы его основные ценности; чисто научная трактовка человека не отвечает на эти вопросы. Это может сделать лишь религия с ее религиозно-философским представлением о человеке.

Человек, по Маритену, — это существо, где встречаются два мира — физический и духовный. Последний — более богатый, более благородный, более высокой ценности. Это — мир Бога, сотворен­ный для вечной жизни. Человек существует благодаря существованию души, которая доминирует над временем и смертью. Именно дух является основой личности.

Школа, по мнению Маритена, слишком рацио­нальна, она главным образом имеет дело с разумом, с выработкой различных навыков, условных рефлек­сов. Маритен выступает и против иррационализма, проповедуемого фрейдистами и экзистенциалиста­ми. В качестве высшей сферы в человеке он назы­вает “досознательное”, что представляет собой очищенный от иррационального духовный мир. В “очищенном, досознательном”, лежит источник зна­ния, поэзии, любви, человеческой жизни и свободы.

Вся система воспитания, по Маритену, должна иметь в виду душу, ту таинственную “досознательную” область, к которой “невозможно подобраться никакой техникой”. Высшая цель воспитания состо­ит в формировании духа и внутреннем освобожде­нии его через веру, мудрость, добродетель, любовь. Руководствуясь этой целью, вся система обучения направлена на духовную область ребенка. Школь­ные предметы, включая естественнонаучные, долж­ны быть максимально гуманизированы.

Моральное воспитание — предмет особой забо­ты учителей. Маритен вынужден признать атеисти­ческий характер современности. Поэтому он вводит понятие “естественной морали”, которая удовле­творяла бы и верующих, и неверующих. “Естествен­ная мораль” — это моральный опыт человечества, вечные ценности, получившие отражение в работах величайших поэтов, писателей, философов. Мари­тен рекомендует изучение этих работ в школе, ибо чтение Гомера, Софокла, Геродота, Плутарха, Вергилия, Аристотеля, Цицерона, Данте, Шекспира, Паскаля, Расина, Гете, Достоевского учит понимать естественные добродетели, честь и жалость, досто­инство человека, его дух, борьбу добра и зла. Все гуманитарные предметы: литература, поэзия, исто­рия, искусство — должны учить школьников основ­ным моральным идеям, которые Маритен изолирует от социального контекста и выдает за “вечные” ка­тегории человечества.

Но Маритен — истинный католик. Религия для него — неотъемлемая часть школы, процесса фор­мирования человека, а вера и откровение — высшая ступень познания. Ничего в нашем мире не может быть понято и сделано без религии, утверждает он. Вот почему в программе обучения должен быть курс теологии, который будет завершать образование. Только теология может дать учащимся полную кар­тину мира и твердую основу жизни.

                        СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ

СОВРЕМЕННЫЙ рационализм перекликается с неотомистской философией, основные положения второй сформированы Р.Хатчинзом и развиты М.Адлером, где в основе философии образования лежит разум. Из-за родства современного рациона­лизма с метафизикой, логикой и этикой Аристотеля его иногда называют “неоаристотелизмом”. Суще­ствует также мнение, что рационализм проявляет интерес к гуманистическому обучению, включающе­му изучение греческого языка и латыни. Это припи­сывает его в какой-то степени к философии класси­ческого гуманизма и противопоставляет философии томистов. Некоторые авторы называют современ­ный рационализм неосхоластицизмом” из-за его интереса к ряду схоластических дисциплин средних веков, но без их теологических оснований. Согласно большинству современных рациона­листов, образование Америки достигло больших ус­пехов в развитии способностей, профессиональных умений учащихся. Разработано множество способов и методов обучения, делающих образовательный процесс проще, интереснее, индивидуальнее. Одно­временно педагоги-рационалисты находятся в заме­шательстве, так как не могут дать ответы на ряд во­просов. “Мы говорим об образовании, но у нас нет концепции гражданства. Мы говорим о характере образования, но о каком характере и с какими целями? Мы говорим о практическом аспекте в образовании, но мы не решили, является ли успех в профессио­нальной деятельности средством, целью или тем и другим. Если это средство, то что является целью? Если цель, то что является средством? Если и цель и средство, то в каких пропорциях?” (Mendi N. The History and Philosophy of Education. — New York, 1965.—P 587.)

Образование — это искусство, тесно связанное с этикой. И, как другие виды искусства, оно должно, как указывал еще Аристотель, сознательно доби­ваться своей цели. Эта цель должна быть ясна пе­дагогу перед тем, как он начинает обучать. Образо­вательная деятельность — полное расточительст­во, если не определить целей. Пересмотреть, пере­оценить фундаментальные цели человеческих уси­лий — основная задача теории образования.

Большинство педагогов рассматривают филосо­фию образования без выработки философии чело­века. В результате библиотеки перегружены мето­дологическими материалами, которые мало внима­ния уделяют целям. Педагог, который желает полу­чить философию образования без философии чело­века и философию человека без философии суще­ствования, завершится как преподаватель, не имея ни философии, ни хорошо обоснованной образова­тельной теории.

Рационалисты говорят о том, что многие образо­вательные теории по-разному решают вопрос об от­ношении к традиционному. Одни считают, что цен­ное — только традиционное. Другие полагают, что лишь современное есть непременное благо. По мне­нию рационалистов, ни место, ни время не могут оп­ределить ценность. Что-либо есть хорошее или пло­хое из-за его подлинной ценности.

Современное общество, по мнению рационалис­тов, обеспокоено и другой болезнью. Мы живем в век сверхспециализации, разделения знаний. Наши специалисты, говорят они, являются мастерами в отдельных областях, но не имеют достаточных представлений о действительности в целом. Наше промышленное общество и узкоспециализирован­ное образование ограничивают мысли. Если сравнивать современный рационализм с философией неотомизма, то можно выделить ряд общих положений: человек — создание природы; традиции должны быть почитаемы настолько, на­сколько они способны ознакомить нас с культурным наследием: истины — универсальны; развитие ума есть цель жизни и образования; человеческое бытие достигает совершенства в познании ценностей и добродетелей; истина должна быть добыта для того, чтобы стать основой правильной жизни: эмпиричес­кие науки должны быть подчинены универсальным  ценностям; образование, которое есть развитие, должно быть отличено от профессиональной выуч­ки: человек должен скорее подчинить себе природу, чем приспособиться к ней.

В отличие от неотомизма рационализм заявляет, что все ценности есть рационально постигаемые, что они созданы в сознании; что ценности различа­ются в качестве, как различаются степени понима­ния; поведение должно быть определено рассудком; человек свободен в мире в той степени, в какой он “знает” свой мир: мир познаваем разумом, а не разум миром; все качественные характеристики зна­ний, такие, как значение, единство, система, син­тез, — творения ума. Это не подразумевает считы­вание значений и взаимоотношений, которых не су­ществует в мире. Это означает, что информирован­ность об этих значениях и взаимоотношениях есть работа ума. Рационалисты полагают, что разумная жизнь человека есть цель в нем самом.

Неотомисты, с другой стороны, заявляют, что знание сообщается разуму, а не создается им; разум лишь разъясняет и упорядочивает знания, а не по­рождает их; существует источник, находящийся над разумом, — Бог; основополагающая цель деятель­ности разума — помочь жизнедеятельности индиви­да, указывая моменты нравственности, этики в соот­ветствии с интуитивными знаниями. Разумная жизнь та, которая руководствуется рассудком, а не ин­стинктами и импульсами. Рассудок есть инструмент интуиции. Жизнь человека должна быть посвящена службе Богу. Так как ценности — божественное на­чало и являются абсолютным авторитетом.

                               ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ИДЕОЛОГИ США считали, что экзистенциализм не может привиться на американской почве с духом оптимизма и деловитости, но кризис, начавшийся в середине 50-х годов, изменил многое в жизни обще­ства страны, сделав важнейшей темой философ­ских, социологических, литературных работ пробле­му отчуждения.

Философия экзистенциализма не имеет полной педагогической теории. Однако последователи эк­зистенциализма, руководствуясь его ведущими по­ложениями, создают довольно полную систему пе­дагогических взглядов.

Основным положением, на котором строится сис­тема экзистенциализма, является “существова­ние” — экзистенция. Оно трактуется как конкретное существование человека, как “я”, предшествующее сущности и творящее ее. Современные философы указывают на правильность положения о том, что сущность человека не дана раз и навсегда, а фор­мируется в процессе жизни. Но экзистенциализм гипертрофирует значение субъективного. Объектив­ный мир для них существует лишь благодаря “бытию” субъекта. Экзистенциализм — типичный образец субъективного идеализма. Личность, ут­верждают экзистенциалисты, ломается толпой. Она стирает, растворяет “я” личности, навязывает чужие стандарты и ценности. Чтобы обрести свобо­ду, личность должна иметь свой ориентир и большой духовный потенциал. Она получит их, если будет ощущать постоянно свое “небытие”. Ощущение конца (смерти) освободит личность, даст ей возмож­ность делать свой выбор в жизни.

Важнейшая роль в сохранении целостности и уникальности личности отводится школе. Ее цель — научить ребенка творить себя как личность. Для вы­явления себя человек должен быть вовлечен в дей­ствие и рефлекторно реагировать на ситуации, со­провождающие его в жизни. Он обязан также делать выбор. Таким образом, он создает ценности и дела­ет тем самым себя, постепенно, из года в год, выби­рая тот тип личности, которым он является. Экзис­тенциалисты любят повторять слова Сартра: “Чело­век есть не что иное, как то, каким он делает себя”.

Сильный акцент на субъективизм приводит эк­зистенциалистов к противопоставлению субъекта объективному миру. Они уверены, что все предметы и явления приобретают значение только благодаря действиям субъекта. Субъект в процессе поиска себя соотносится с окружающим миром, но это соотнесение сугубо индивидуально. Человек видит мир таким, как это диктуется его внутренним “я”. Поэто­му для экзистенциалистов нет объективного знания. Если мы ищем истину, то мы должны обратиться к нашим собственным чувствам, нашей собственной ситуации, нашей собственной душе. Истина — это то, что уникально в конкретном существовании каж­дого человека.

Экзистенциалистическая педагогика на этой ос­нове отрицает необходимость овладения учащими­ся объективными систематизированными знаниями, представленными в программах. В этом отрицании экзистенциалисты-педагоги идут дальше прагматис­тов. Программы не могут быть предписаны ребенку, учат экзистенциалисты, ибо знание субъективно, и за его содержание ответствен каждый конкретный человек. Ценность знания определяется его цен­ностью для личности. Учитель также не может руко­водствоваться заранее определенными стандарта­ми, требованиями. При анализе педагогики экзис­тенциализма в отечественной литературе говорится и об отсутствии методов обучения. Однако амери­канские авторы считают, что “метод в педагогике эк­зистенциализма относится к таким методам, кото­рые менее всего учат (teach the least). Это делает личность скорее участницей педагогического про­цесса, чем пассивным наблюдателем, пытливым учеником, нежели покорным, свободно мыслящим, нежели двигающимся вслепую”. 

Главное для учителя — не стремиться к обобще­ниям. Его основная посылка — все дети уникальны. Сугубо субъективный и индивидуалистический ха­рактер процесса обучения определяет роль и поло­жение учителя. Учитель не должен опираться ни на какие объективные законы педагогики (их нет), не ис­кать смысл в тех или иных педагогических явлениях. Учитель должен полагаться на интуицию, на свое “я” и там искать ключ к решению бесчисленного множества ситуаций, возникающих в школе.

Учитель призывается к тому, чтобы снабжать детей разнообразными ситуациями и создать усло­вия, чтобы любой ребенок мог встретить эти ситуа­ции, руководствуясь своим уникальным “я”. Учи­тель должен предоставить ученику свободную об­становку и широкие возможности для манипулиро­вания вещами и явлениями, для постановки экспе­риментов поиска, выработки гипотез, их проверки. Ученик будет конструировать порядок и определять смысл вещей и явлений так, как он считает необхо­димым.

Особое внимание учителя экзистенциалисты об­ращают на совершенствование коммуникаций между учащимися. Каждый ученик неизбежно нахо­дится в группе. Она ограничивает свободу личности и мешает выявиться ее “единственной сущности”. Учитель должен так усовершенствовать связи между учащимися, чтобы каждая личность воспри­нималась и как товарищ по классу, и, одновременно, признавалась ее свобода и исключительность.

В субъективном познании мира главную роль иг­рает не разум. Именно подсознательному иррацио­нальному экзистенциалисты отводят видную роль в установлении своего взгляда на мир.

Поскольку высшая цель воспитания — поиск и формирование своего “я”, то ведущее место в школе должно занимать гуманитарное образование. Оно лучше всего помогает осознать себя. Даже и ес­тественнонаучные предметы должны быть “огуманизированы” и должны помогать человеку стать самим собой, установить неформальные отношения с миром. Экзистенциалисты резко выступают против любой специализации в школе, против программ профессиональной подготовки.

Информация о работе Философия образования: состояние, проблемы и перспективы