Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:41, статья
В философии образования ХХ в. развиты различные концепции, любой из которых трудно отдать предпочтение: эмпирико-аналитическая философия образования (включая критический рационализм), педагогическая антропология, герменевтические направления. Основные философские школы, определяющие развитие теории и практики образования и воспитания США: идеализм (главным образом идеализм Платона и Гегеля), прагматизм или инструментализм, религиозные школы, представленные в основном философией неотомизма.
Более религиозной является педагогическая программа Жака Маритена. Он отдает должное науке, но отводит ей второстепенную роль во всем, в том числе и в области образования. Современная система воспитания, утверждает Маритен, крайне слаба и неэффективна. Он указывает на падение нравов, на состояние бесцельности и пустоты. Основная причина этого в том, что школа стремится строить свою деятельность на научной, а следовательно, однолинейной трактовке человека. Наука видит в человеке лишь материальную сущность. Маритен не отрицает пользу научных данных. Они могут дать ценные рекомендации о средствах и методах обучения. Но воспитание, пишет Маритен, не может основываться на чисто научном представлении о человеке, ибо воспитание прежде всего должно знать, что такое человек, какова сущность человека и каковы его основные ценности; чисто научная трактовка человека не отвечает на эти вопросы. Это может сделать лишь религия с ее религиозно-философским представлением о человеке.
Человек, по Маритену, — это существо, где встречаются два мира — физический и духовный. Последний — более богатый, более благородный, более высокой ценности. Это — мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Человек существует благодаря существованию души, которая доминирует над временем и смертью. Именно дух является основой личности.
Школа, по мнению Маритена, слишком рациональна, она главным образом имеет дело с разумом, с выработкой различных навыков, условных рефлексов. Маритен выступает и против иррационализма, проповедуемого фрейдистами и экзистенциалистами. В качестве высшей сферы в человеке он называет “досознательное”, что представляет собой очищенный от иррационального духовный мир. В “очищенном, досознательном”, лежит источник знания, поэзии, любви, человеческой жизни и свободы.
Вся система воспитания, по Маритену, должна иметь в виду душу, ту таинственную “досознательную” область, к которой “невозможно подобраться никакой техникой”. Высшая цель воспитания состоит в формировании духа и внутреннем освобождении его через веру, мудрость, добродетель, любовь. Руководствуясь этой целью, вся система обучения направлена на духовную область ребенка. Школьные предметы, включая естественнонаучные, должны быть максимально гуманизированы.
Моральное воспитание — предмет особой заботы учителей. Маритен вынужден признать атеистический характер современности. Поэтому он вводит понятие “естественной морали”, которая удовлетворяла бы и верующих, и неверующих. “Естественная мораль” — это моральный опыт человечества, вечные ценности, получившие отражение в работах величайших поэтов, писателей, философов. Маритен рекомендует изучение этих работ в школе, ибо чтение Гомера, Софокла, Геродота, Плутарха, Вергилия, Аристотеля, Цицерона, Данте, Шекспира, Паскаля, Расина, Гете, Достоевского учит понимать естественные добродетели, честь и жалость, достоинство человека, его дух, борьбу добра и зла. Все гуманитарные предметы: литература, поэзия, история, искусство — должны учить школьников основным моральным идеям, которые Маритен изолирует от социального контекста и выдает за “вечные” категории человечества.
Но Маритен — истинный католик. Религия для него — неотъемлемая часть школы, процесса формирования человека, а вера и откровение — высшая ступень познания. Ничего в нашем мире не может быть понято и сделано без религии, утверждает он. Вот почему в программе обучения должен быть курс теологии, который будет завершать образование. Только теология может дать учащимся полную картину мира и твердую основу жизни.
СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ
СОВРЕМЕННЫЙ рационализм перекликается с неотомистской философией, основные положения второй сформированы Р.Хатчинзом и развиты М.Адлером, где в основе философии образования лежит разум. Из-за родства современного рационализма с метафизикой, логикой и этикой Аристотеля его иногда называют “неоаристотелизмом”. Существует также мнение, что рационализм проявляет интерес к гуманистическому обучению, включающему изучение греческого языка и латыни. Это приписывает его в какой-то степени к философии классического гуманизма и противопоставляет философии томистов. Некоторые авторы называют современный рационализм неосхоластицизмом” из-за его интереса к ряду схоластических дисциплин средних веков, но без их теологических оснований. Согласно большинству современных рационалистов, образование Америки достигло больших успехов в развитии способностей, профессиональных умений учащихся. Разработано множество способов и методов обучения, делающих образовательный процесс проще, интереснее, индивидуальнее. Одновременно педагоги-рационалисты находятся в замешательстве, так как не могут дать ответы на ряд вопросов. “Мы говорим об образовании, но у нас нет концепции гражданства. Мы говорим о характере образования, но о каком характере и с какими целями? Мы говорим о практическом аспекте в образовании, но мы не решили, является ли успех в профессиональной деятельности средством, целью или тем и другим. Если это средство, то что является целью? Если цель, то что является средством? Если и цель и средство, то в каких пропорциях?” (Mendi N. The History and Philosophy of Education. — New York, 1965.—P 587.)
Образование — это искусство, тесно связанное с этикой. И, как другие виды искусства, оно должно, как указывал еще Аристотель, сознательно добиваться своей цели. Эта цель должна быть ясна педагогу перед тем, как он начинает обучать. Образовательная деятельность — полное расточительство, если не определить целей. Пересмотреть, переоценить фундаментальные цели человеческих усилий — основная задача теории образования.
Большинство педагогов рассматривают философию образования без выработки философии человека. В результате библиотеки перегружены методологическими материалами, которые мало внимания уделяют целям. Педагог, который желает получить философию образования без философии человека и философию человека без философии существования, завершится как преподаватель, не имея ни философии, ни хорошо обоснованной образовательной теории.
Рационалисты говорят о том, что многие образовательные теории по-разному решают вопрос об отношении к традиционному. Одни считают, что ценное — только традиционное. Другие полагают, что лишь современное есть непременное благо. По мнению рационалистов, ни место, ни время не могут определить ценность. Что-либо есть хорошее или плохое из-за его подлинной ценности.
Современное общество, по мнению рационалистов, обеспокоено и другой болезнью. Мы живем в век сверхспециализации, разделения знаний. Наши специалисты, говорят они, являются мастерами в отдельных областях, но не имеют достаточных представлений о действительности в целом. Наше промышленное общество и узкоспециализированное образование ограничивают мысли. Если сравнивать современный рационализм с философией неотомизма, то можно выделить ряд общих положений: человек — создание природы; традиции должны быть почитаемы настолько, насколько они способны ознакомить нас с культурным наследием: истины — универсальны; развитие ума есть цель жизни и образования; человеческое бытие достигает совершенства в познании ценностей и добродетелей; истина должна быть добыта для того, чтобы стать основой правильной жизни: эмпирические науки должны быть подчинены универсальным ценностям; образование, которое есть развитие, должно быть отличено от профессиональной выучки: человек должен скорее подчинить себе природу, чем приспособиться к ней.
В отличие от неотомизма рационализм заявляет, что все ценности есть рационально постигаемые, что они созданы в сознании; что ценности различаются в качестве, как различаются степени понимания; поведение должно быть определено рассудком; человек свободен в мире в той степени, в какой он “знает” свой мир: мир познаваем разумом, а не разум миром; все качественные характеристики знаний, такие, как значение, единство, система, синтез, — творения ума. Это не подразумевает считывание значений и взаимоотношений, которых не существует в мире. Это означает, что информированность об этих значениях и взаимоотношениях есть работа ума. Рационалисты полагают, что разумная жизнь человека есть цель в нем самом.
Неотомисты, с другой стороны, заявляют, что знание сообщается разуму, а не создается им; разум лишь разъясняет и упорядочивает знания, а не порождает их; существует источник, находящийся над разумом, — Бог; основополагающая цель деятельности разума — помочь жизнедеятельности индивида, указывая моменты нравственности, этики в соответствии с интуитивными знаниями. Разумная жизнь та, которая руководствуется рассудком, а не инстинктами и импульсами. Рассудок есть инструмент интуиции. Жизнь человека должна быть посвящена службе Богу. Так как ценности — божественное начало и являются абсолютным авторитетом.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ИДЕОЛОГИ США считали, что экзистенциализм не может привиться на американской почве с духом оптимизма и деловитости, но кризис, начавшийся в середине 50-х годов, изменил многое в жизни общества страны, сделав важнейшей темой философских, социологических, литературных работ проблему отчуждения.
Философия экзистенциализма не имеет полной педагогической теории. Однако последователи экзистенциализма, руководствуясь его ведущими положениями, создают довольно полную систему педагогических взглядов.
Основным положением, на котором строится система экзистенциализма, является “существование” — экзистенция. Оно трактуется как конкретное существование человека, как “я”, предшествующее сущности и творящее ее. Современные философы указывают на правильность положения о том, что сущность человека не дана раз и навсегда, а формируется в процессе жизни. Но экзистенциализм гипертрофирует значение субъективного. Объективный мир для них существует лишь благодаря “бытию” субъекта. Экзистенциализм — типичный образец субъективного идеализма. Личность, утверждают экзистенциалисты, ломается толпой. Она стирает, растворяет “я” личности, навязывает чужие стандарты и ценности. Чтобы обрести свободу, личность должна иметь свой ориентир и большой духовный потенциал. Она получит их, если будет ощущать постоянно свое “небытие”. Ощущение конца (смерти) освободит личность, даст ей возможность делать свой выбор в жизни.
Важнейшая роль в сохранении целостности и уникальности личности отводится школе. Ее цель — научить ребенка творить себя как личность. Для выявления себя человек должен быть вовлечен в действие и рефлекторно реагировать на ситуации, сопровождающие его в жизни. Он обязан также делать выбор. Таким образом, он создает ценности и делает тем самым себя, постепенно, из года в год, выбирая тот тип личности, которым он является. Экзистенциалисты любят повторять слова Сартра: “Человек есть не что иное, как то, каким он делает себя”.
Сильный акцент на субъективизм приводит экзистенциалистов к противопоставлению субъекта объективному миру. Они уверены, что все предметы и явления приобретают значение только благодаря действиям субъекта. Субъект в процессе поиска себя соотносится с окружающим миром, но это соотнесение сугубо индивидуально. Человек видит мир таким, как это диктуется его внутренним “я”. Поэтому для экзистенциалистов нет объективного знания. Если мы ищем истину, то мы должны обратиться к нашим собственным чувствам, нашей собственной ситуации, нашей собственной душе. Истина — это то, что уникально в конкретном существовании каждого человека.
Экзистенциалистическая педагогика на этой основе отрицает необходимость овладения учащимися объективными систематизированными знаниями, представленными в программах. В этом отрицании экзистенциалисты-педагоги идут дальше прагматистов. Программы не могут быть предписаны ребенку, учат экзистенциалисты, ибо знание субъективно, и за его содержание ответствен каждый конкретный человек. Ценность знания определяется его ценностью для личности. Учитель также не может руководствоваться заранее определенными стандартами, требованиями. При анализе педагогики экзистенциализма в отечественной литературе говорится и об отсутствии методов обучения. Однако американские авторы считают, что “метод в педагогике экзистенциализма относится к таким методам, которые менее всего учат (teach the least). Это делает личность скорее участницей педагогического процесса, чем пассивным наблюдателем, пытливым учеником, нежели покорным, свободно мыслящим, нежели двигающимся вслепую”.
Главное для учителя — не стремиться к обобщениям. Его основная посылка — все дети уникальны. Сугубо субъективный и индивидуалистический характер процесса обучения определяет роль и положение учителя. Учитель не должен опираться ни на какие объективные законы педагогики (их нет), не искать смысл в тех или иных педагогических явлениях. Учитель должен полагаться на интуицию, на свое “я” и там искать ключ к решению бесчисленного множества ситуаций, возникающих в школе.
Учитель призывается к тому, чтобы снабжать детей разнообразными ситуациями и создать условия, чтобы любой ребенок мог встретить эти ситуации, руководствуясь своим уникальным “я”. Учитель должен предоставить ученику свободную обстановку и широкие возможности для манипулирования вещами и явлениями, для постановки экспериментов поиска, выработки гипотез, их проверки. Ученик будет конструировать порядок и определять смысл вещей и явлений так, как он считает необходимым.
Особое внимание учителя экзистенциалисты обращают на совершенствование коммуникаций между учащимися. Каждый ученик неизбежно находится в группе. Она ограничивает свободу личности и мешает выявиться ее “единственной сущности”. Учитель должен так усовершенствовать связи между учащимися, чтобы каждая личность воспринималась и как товарищ по классу, и, одновременно, признавалась ее свобода и исключительность.
В субъективном познании мира главную роль играет не разум. Именно подсознательному иррациональному экзистенциалисты отводят видную роль в установлении своего взгляда на мир.
Поскольку высшая цель воспитания — поиск и формирование своего “я”, то ведущее место в школе должно занимать гуманитарное образование. Оно лучше всего помогает осознать себя. Даже и естественнонаучные предметы должны быть “огуманизированы” и должны помогать человеку стать самим собой, установить неформальные отношения с миром. Экзистенциалисты резко выступают против любой специализации в школе, против программ профессиональной подготовки.
Информация о работе Философия образования: состояние, проблемы и перспективы