Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучения и анализ общеметодических (дидактических) принципов теории физического воспитания.
Поставленная цель предполагает решение следующего ряда задач:
определить понятие принцип и определить место принципов в теории физического воспитания;
установить сущность принципа сознательности и активности и рассмотреть основные требования к его реализации в процессе физического воспитания ;
охарактеризовать принципы наглядности, доступности и индивидуализации;
выявить характерные особенности принципов систематичности и динамичности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ И ИХ МЕСТО В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Структура системы физического воспитания 7
1.2. Понятие принципов в системе физического воспитания 9
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ, ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 18
3.1. Характеристика принципа наглядности 18
3.2. Принцип доступности и индивидуализации 20
ГЛАВА 4. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ДИНАМИЧНОСТИ 24
4.1. Принцип систематичности 24
4.2. Принцип динамичности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ И ИХ МЕСТО В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Структура
системы физического воспитания
1.2. Понятие
принципов в системе
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 11
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ НАГЛЯДНОСТИ, ДОСТУПНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ 18
3.1. Характеристика принципа наглядности 18
3.2. Принцип
доступности и индивидуализации
ГЛАВА
4. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И
4.1. Принцип систематичности 24
4.2. Принцип динамичности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Актуальность исследования. Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.
В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках.
Понятие методики в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. Методика базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания.
Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности.
Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Основными компонентами методических принципов, которыми необходимо руководствоваться преподавателю физической культуры (тренеру) решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач являются – принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, динамичности. Характеристика этих принципов предусматривает раскрытие их внутренних свойств, которые применяются в процессе педагогического воздействия на личность.
К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести (Л.П. Матвеев [6], Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов [23] и др.) общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.
В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания. В физическом воспитании должны получать свое конкретное воплощение и общепедагогические принципы (принципы дидактики), поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания. В общей педагогике такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленных на формирование сознания и поведения воспитываемых, на развитие их личностных качеств). Определяя краеугольные позиции, линии и подходы в педагогической деятельности, названные принципы являются своего рода общим руководством к действию во всех сферах воспитания. Но в качестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрывают специфических закономерностей каждого отдельного вида воспитания. Эту роль призваны выполнять специфические (специальные) принципы (Л.П. Матвеев [6], Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов [23], Ю.Ф. Курамшин [14] и др.).
Процессы обучения движениям
и развития физических способностей
подчиняются разным закономерностям,
несмотря на то, что объект воздействия
у них один — конкретный человек,
выполняющий физические упражнения.
Специфичность закономерностей
требует и соответствующих
Человеку, ведущему педагогический процесс в сфере физической культуры, приходится его строить в соответствии не только с принципами обучения и воспитания, но и с принципами развития физических способностей выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями. При этом следует учитывать, что принципы обучения физическим упражнениям отражают единые требования: любой педагогический процесс должен строиться на принципах сознательности, активности и др. Однако конкретная реализация этих принципов (т.е. подбор средств и методов) должна соответствовать решаемым задачам (или задачам обучения, или задачам развития физических способностей).
Таким образом, в системе
физического воспитания используются
в качестве руководящих положений
общесоциальные, общеметодические и
специфические принципы: принципы,
выражающие специфические закономерности
занятий физическими
Целью данной работы является изучения и анализ общеметодических (дидактических) принципов теории физического воспитания.
Поставленная цель предполагает решение следующего ряда задач:
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение литературных данных.
Объем и структура работы. Работа изложена на 33 листах машинописного текста, содержит введение, списка использованных источников, 4 главы, указатель литературы, состоящий из 25 источников, содержит 1 таблицу.
Внутреннее строение системы описывается
через ее компоненты. Они представлены
структурными единицами в виде подсистем,
частей и элементов. В результате
аналитико-синтетических
Наряду с внутренним строением структура предполагает и наличие строго определенных связей и отношений между всеми компонентами. Именно в этих связях и отношениях и происходит становление, развитие и функционирование системы. Любые изменения в этих связях (порядке взаимодействия частей и элементов или интенсивности их протекания) свидетельствуют о преобразованиях в данной системе или характеризуют уже иную целостность.
Так, первый уровень системы физического воспитания, или блок дидактической задачи, составляют такие компоненты, как цель, задачи и принципы. В свою очередь, цель подразделяется на элементы: далекую, среднюю и близкую цели.
Далекая цель – это конечная цель системы физического воспитания – всестороннее физическое развитие личности и формирование ее физической культуры. Средняя цель – формирование потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями, а близкая – это формирование интереса, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Вторым компонентом системы физического воспитания выступают «задачи». Они формулируются на основе целей физического воспитания и соответствуют основным функциям педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной.
В соответствии с законами структуры
систем (закон координации, закон
совместимости), а также особенностями
педагогического процесса третьим
компонентом системы
Второй уровень системы
Известно, что основной инструмент, с помощью которого достигаются педагогические цели и решаются соответствующие задачи, – это средства. С позиции теории систем [3] для принятия решения, то есть для практического использования системы, необходимо получить выражение, связывающее цель со средствами ее достижения. Если исследователю удается получить такое выражение, то задача практически всегда решается успешно.
Для достижения цели всестороннего физического развития человека было и остается основное средство – физические упражнения. Связь между физическими упражнениями и всесторонним физическим развитием человека очевидна. Это доказано во многих научных и методических работах, это доказано практикой.
Но формировать физическую культуру
личности только физическими упражнениями
весьма проблематично. Однако решить эту
проблему можно, если использовать личностно
ориентированную парадигму
Общее определение «принципа» трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.» [9]. В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.
К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.
В системе физического
воспитания эти принципы преломляются
в основных руководящих положениях,
в соответствии с которыми осуществляется
вся практика физического воспитания.
Социальные принципы гарантируют единство
всех сторон воспитания в процессе
физического воспитания (умственного,
эстетического, трудового, физического);
обеспечивают наибольший оздоровительный
эффект, укрепление здоровья и поддержание
хорошей общей
Краеугольные положения, изложенные выше, отражены в общих принципах системы физического воспитания (принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип прикладности).
В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания [23, с. 52-53].