Фомирование основ нравственного поведения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового поколения к структуре и организации общества. Одна из основных задач педагогов - формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.

Содержание работы

Введение ____________ 3
I. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственного поведения дошкольника __ 5
Возрастные особенности формирования нравственности дошкольников _____________ 5
Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования нравственного поведения у детей дошкольного возраста ___ 8
Методологические основы формирования нравственного поведения у дошкольников _______13
II. Исследовательская работа по формированию нравственного поведения дошкольника _____17
2. 1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста _17
2. 2 Содержание и методика работы по формированию нравственного поведения у дошкольников средней группы детского сада __21
2. 3 Анализ работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольников __24
Заключение ___25
Список использованной литературы _____27
Приложения _____29-43

Файлы: 1 файл

курсач по педагогике1(3)(2).doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление  и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

 

1.3 Методика формирования нравственного поведения у дошкольников средней группы детского сада

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.

Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства — жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

При воспитании детей  среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы   действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях.

В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей  постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.

Эти приемы помогают осознанию  детьми правил нравственного поведения  с позиций общепринятых норм и, воздействуя  на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.

Остановимся на соблюдении некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы[3,с.187]:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников средней группы привычек нравственного поведения необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.

Основные способы педагогического  воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

 

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты нравственного  воспитания и формирования привычек нравственного поведения у детей  дошкольного возраста, можно сделать вывод, что проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей 4-летнего возраста не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

По этой причине сегодня  доминирующими ориентирами в  определении содержания нравственного  воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

Таким образом, процесс  нравственного воспитания имеет  в настоящее свою специфику и  трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические  и педагогические знания, педагог  детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.

 

Глава II. Исследовательская работа по формированию нравственного поведения дошкольника

2. 1. Изучение уровня сформированности нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста

Для того чтобы составить  программу нравственного воспитания детей средней группы, необходимо провести диагностику уровня сформированности нравственного поведения.

В нашем исследовании приняли участие 10 детей средней группы МДОУ № 76 «Куколка» г. Тольятти (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых – от 4 лет 7 мес. до 5 лет 1 мес. (см. Приложение 1).

Основными задачами констатирующего  эксперимента были:

    1. выявление знают ли дети нормы поведения;
    2. установление сформированой устойчивой привычки нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет.

В ходе исследования были анализированы следующие уровни, критерии и показатели:

                        

 

                                            Таблица 2. 1-Уровни, критерии и показатели нравственного       

                                                                                  поведения дошкольников  средней группы

 

       Уровни

         показатели

                                   Критерии

 

высокий

 

1.Привычка здороваться

 

1.Здороваются с воспитателем  и др. работниками д /с.

2.Дружно играют, делятся игрушками.

3.Всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя.

4.Самостоятельно извиняются за  неправильные поступки.

5.Помогают во всём воспитателю  и сами предлагают помощь.

 

 

 

 

 

 

        уровни

       показатели

                                 критерии

 

 

 

средний

 

 

 

2.Привычка делиться с друзьями  в игре

 

 

1.Здороваются только с воспитателем.

2.Делятся игрушками только с

лучшими друзьями.

3.Культурно ведут себя за  столом под присмотром воспитателя.

4.Извеняются за неправильные  поступки по требованию воспитателя.

5.Помогают воспитателю по его  просьбе.

 

 

3.Навык культурного поведения  за столом

4.Привычка помогать взрослым по их просьбе

 

 

 

Низкий

1. Здороваются только после напоминания.

2. Дружно играют, но игрушками  не делятся.

3.Не соблюдают норму поведения  за столом.

4.Не извиняются за неправильные  поступки.

5.Не помогают воспитателю по его просьбе.

 

 

5.Привычка осознано извиняться  за нехорошие поступки


 

 

 

В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:

  1. ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);
  2. наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.

В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей  исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Выяснение особенностей осуществлялось путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения).

В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций (см. Приложение 2). Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

Из 10 детей, принимавших  участие в эксперименте, верно  оценили все неправильные поступки Миши 6 человек, двое определили как  неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно, один ребенок выделил лишь две  ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), один – выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.

На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:

  1. «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 8 чел.,
  2. «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» – 7 чел.,
  3. «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» - 9 чел., «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказал) – 1 чел.,
  4. «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» – 6 чел.,
  5. «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» – 7 чел.

Информация о работе Фомирование основ нравственного поведения дошкольников