Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа
Актуальность к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового поколения к структуре и организации общества. Одна из основных задач педагогов - формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.
Введение ____________ 3
I. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственного поведения дошкольника __ 5
Возрастные особенности формирования нравственности дошкольников _____________ 5
Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования нравственного поведения у детей дошкольного возраста ___ 8
Методологические основы формирования нравственного поведения у дошкольников _______13
II. Исследовательская работа по формированию нравственного поведения дошкольника _____17
2. 1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста _17
2. 2 Содержание и методика работы по формированию нравственного поведения у дошкольников средней группы детского сада __21
2. 3 Анализ работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольников __24
Заключение ___25
Список использованной литературы _____27
Приложения _____29-43
Таким образом, педагогический
процесс нравственного
Уже у младших дошкольников
в разнообразных играх и
Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства — жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
При воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях.
В возрасте 4-5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.
Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.
Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.
Остановимся на соблюдении некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы[3,с.187]:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников средней группы привычек нравственного поведения необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.
Основные способы
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Таким образом, рассмотрев
теоретические аспекты
По этой причине сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.
Таким образом, процесс нравственного воспитания имеет в настоящее свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.
Для того чтобы составить
программу нравственного
В нашем исследовании приняли участие 10 детей средней группы МДОУ № 76 «Куколка» г. Тольятти (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых – от 4 лет 7 мес. до 5 лет 1 мес. (см. Приложение 1).
Основными задачами констатирующего эксперимента были:
В ходе исследования были анализированы следующие уровни, критерии и показатели:
Уровни |
показатели |
Критерии | |
высокий |
1.Привычка здороваться
|
1.Здороваются с воспитателем и др. работниками д /с. 2.Дружно играют, делятся игрушками. 3.Всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя. 4.Самостоятельно извиняются 5.Помогают во всём | |
| |||
уровни |
показатели |
| |
средний
|
2.Привычка делиться с
|
1.Здороваются только с 2.Делятся игрушками только с лучшими друзьями. 3.Культурно ведут себя за
столом под присмотром 4.Извеняются за неправильные
поступки по требованию 5.Помогают воспитателю по его просьбе.
| |
3.Навык культурного поведения за столом | |||
4.Привычка помогать взрослым по их просьбе
| |||
Низкий |
1. Здороваются только после 2. Дружно играют, но игрушками не делятся. 3.Не соблюдают норму 4.Не извиняются за 5.Не помогают воспитателю по его просьбе.
| ||
5.Привычка осознано |
В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:
В эксперименте анализировался
уровень сформированности у детей
исследуемых нравственных норм, выяснялись
психологические особенности
В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций (см. Приложение 2). Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
Из 10 детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 6 человек, двое определили как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно, один ребенок выделил лишь две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), один – выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.
На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:
Информация о работе Фомирование основ нравственного поведения дошкольников