Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа
Актуальность к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового поколения к структуре и организации общества. Одна из основных задач педагогов - формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.
Введение ____________ 3
I. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственного поведения дошкольника __ 5
Возрастные особенности формирования нравственности дошкольников _____________ 5
Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования нравственного поведения у детей дошкольного возраста ___ 8
Методологические основы формирования нравственного поведения у дошкольников _______13
II. Исследовательская работа по формированию нравственного поведения дошкольника _____17
2. 1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста _17
2. 2 Содержание и методика работы по формированию нравственного поведения у дошкольников средней группы детского сада __21
2. 3 Анализ работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольников __24
Заключение ___25
Список использованной литературы _____27
Приложения _____29-43
Данные первого этапа были зафиксированы. На втором этапе велось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т. е. велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней (непосредственную помощь оказывал воспитатель группы).
В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:
Представим соотношение результатов 1-ого и 2-ого этапов исследования в виде диаграммы, где цифрами 1-5 обозначены заданные в исследовании нравственные поступки (рис.1).
Таблица 2. 2 – Результаты …
Уровни |
Знают норму поведения, % |
Сформирована устойчивая привычка поведения, % |
Знают норму, но привычка не сформирована, % |
высокий |
50% |
30% |
30% |
средний |
50% |
20% |
50% |
низкий |
0% |
50% |
20% |
Данное сравнение позволило установить, что уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения у участвовавших в эксперименте детей можно оценить следующим образом (табл. 1).
Таким образом, оценив уровень сформированности некоторых привычек нравственного поведения детей в средней группе, воспитатель может определить направления групповой и индивидуальной работы с детьми, включая ее в примерное планирование.
Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников в средней группе, необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален, составлен с учётом тех условий, материальной базы, которые существуют в детском саду.
Для формирования привычек нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились» (см.приложение 9), К.Д. Ушинского «Умей обождать» (см.приложение10), А. Барто «Помощница»(см. приложение 9). Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом. Предлагаются подробные конспекты коллективных игр-занятий, игр с использованием сказок для формирования нравственных качеств дошкольников средней группы. (см. приложение 3).
4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Таким образом, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.
Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».
По окончании цикла занятий с детьми эксперементальной группы, в который входили беседы, игры-занятия, анализ художественной литературы, была проведена повторная диагностика уровня сформированности нравственного поведения у детей, результаты которой внесены в таблицу № 2 .3.
Рис. 2.3 - Сравнительная диаграмма показателей сформированности нравственных норм
Цифрами 1-5 обозначены нормы нравственного поведения.
Таблица 2. 3 - Уровни и показатели
нравственного поведения
уровни |
Знают норму поведения, % |
Сформирована устойчивая привычка поведения, % |
Знают норму, но привычка не сформирована, % |
высокий |
70% |
50% |
10% |
средний |
20% |
30% |
30% |
низкий |
0% |
20% |
60% |
Из таблицы 2.3 видно, что у детей прошедших цикл занятий по формированию нравственного поведения уровень сформированности нравственного поведения повысился. На протяжении эксперемента за детьми велось наблюдение. В поступках и действиях ребят, прошедших цикл занятий произошли изменения. Так же изменения заметили родители. По их словам дети стали дружелюбнее, заботливее, переживают, если кого-то обидели, искренне самостоятельно просят прошение. Таким образом, повседневная работа над формированием нравственного поведения детей средней группы с помощью игр-занятий, позволила повысить уровень до высоких показателей, что позволяет говорить об эффективности игр-занятий, как метода формирования нравственного поведения у детей .
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно-нравственного
содержания учебно-игровых занятий,
разнообразие видов деятельности вне
занятий, уклад жизни в семье -
важнейшие источники формирован
В ходе решения задач,
поставленных перед работой, изучены
сущность, формы и методы воспитания
нравственного поведения
Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное понимание
сущности нравственного
- знание «механизмов» формирования нравственности;
- умение планировать
работу по формированию
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Список используемой литературы
1.Абрамова, Г. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вуз./Г.Абрамова. – М.: Академический проект,2000.- 294с.
2.Буре,Р.С., Воспитатель и дети[Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Р.С.Буре, Л. Ф.Островская. - М.: Просвещение, 1985. - 143с.
3.Воспитание и обучение детей пятого года жизни[Текст]: книга для воспитателя детского сада / под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. – 224с.
4.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду[Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 243с.
5.Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. колледжей/ под ред. В.И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1988. – 415с.
6.Карпова,С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников[Текст]:пособие для воспитат. дет.сада / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 142с.
7.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика[Текст]:учебник для вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2000. — 416с.
8.Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикете[Текст]/И.В.Курочкина // Дошкольное воспитание.- 2003.- №11.- С.61-65.
Информация о работе Фомирование основ нравственного поведения дошкольников