Фомирование основ нравственного поведения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового поколения к структуре и организации общества. Одна из основных задач педагогов - формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.

Содержание работы

Введение ____________ 3
I. Теоретико-методологические аспекты формирования нравственного поведения дошкольника __ 5
Возрастные особенности формирования нравственности дошкольников _____________ 5
Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования нравственного поведения у детей дошкольного возраста ___ 8
Методологические основы формирования нравственного поведения у дошкольников _______13
II. Исследовательская работа по формированию нравственного поведения дошкольника _____17
2. 1 Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста _17
2. 2 Содержание и методика работы по формированию нравственного поведения у дошкольников средней группы детского сада __21
2. 3 Анализ работы по формированию нравственных качеств у детей дошкольников __24
Заключение ___25
Список использованной литературы _____27
Приложения _____29-43

Файлы: 1 файл

курсач по педагогике1(3)(2).doc

— 393.50 Кб (Скачать файл)

9.Курочкина, И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников[Текст]: пособие для воспитат.дет.сада/И.В.Курочкина. – М.: Владос, 2003. – 224с.

10.Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 2003. – 265с.

11.Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика[Текст]: учебно-методическое пособие/ Е.А.Лобанова. – Балашов. 2006. – 76с.

12.Маркова,В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст] /В.Маркова // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110.

13.Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм[Текст] /Н.Мельникова // Дошкольное воспитание.- 2006.- №10.- С.82-85.

14.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников[Текст]: учебное пособие / под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192с.

15.Педагогика [Текст]:учебное пособие / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. – 489с.

16.Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста[Текст]: книга для воспитателя детского сада/С.В.Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

17.Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду[Текст]: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/В.И.Петрова, Т. Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72с.

18.Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду[Текст]:книга для воспитателя дет.сада/В.И.Петрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.

19.Подласый,И.П.Педагогика[Текст]:учеб.для студ.пед.вузов/И.П.Подласый.-М.:ВЛАДОС,1999.-163с.

20.Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольника[Текст] /Е.В.Субботский // Вопросы психологии.- 1983.- №4.- С.29-37.

21. Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст]: учебник для студ. вузов/ И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.

22.Штольц, Х. Как воспитать  нравственное поведение?[Текст]:учебное пособие /Х.Штольц, Р. рудольф.-М.: Просвещение,1986.-206с.

Приложение № 1.

Список детей, принявших участие в диагностике.

 

Девочки:

Марина

Катя

Настя

Юля

Виолетта

 

Мальчики:

Богдан

Слава

Яромир

Лева

Коля

 

Приложение № 2.

Диагностические ситуации

«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

Сегодня мама привела  Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там  не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку  и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером, когда детей  забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила  мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок, дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как  прошел день. Что по-твоему рассказал  ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»

 

Приложение № 3.

СКАЗКА ПРО  ТРЁХ ПОРОСЯТ НА НОВЫЙ ЛАД    

 Программные  задачи: формировать доброжелательное отношение к окружающим; расширять представления о дружбе, причинах возникновения конфликтных ситуаций и способах их разрешения; учить описывать сверстников, выделяя характерные для них признаки; упражнять в применении геометрических моделей; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход  занятия. 
Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки? 
Дети: - Да! 
Воспитатель: - А вы знаете сказку про трех поросят?   
Дети: - Да! 
Воспитатель: - Сегодня я хочу рассказать вам сказку про трех поросят на новый лад. 
     « Жили – были три поросенка, три неразлучных друга.  
Воспитатель в ходе своего рассказ проигрывает это куклами – к сказке «Три поросенка». 
     Дружба была у них очень крепкая, об этом знали все в округе. Поросята все делали вместе - играли, пели песенки и веселились. А рядом жил серый волк, и он все думал, как же поссорить друзей. Но однажды поросята решили поиграть в игру «Дразнилки» и случилось вот что…. 
    Они разругались, обиделись и поссорились друг с другом.  
    Давайте подумаем и ответим на вопросы: 
    - Как вы думаете, почему поссорились поросята? 
    - Можно ли дразнить друг друга?  
    - А почему? 
    Дети: Предположительные ответы детей. 
Воспитатель: - А вы хотите узнать, что же произошло дальше в этой сказке? 
Дети: - Да. 
Воспитатель: - Поросята обиделись друг на друга так, что мириться не захотели и, обиженные, разошлись в разные стороны. Посмотрите, какие у них стали мордочки. 
 Воспитатель показывает смайлики с обиженным, грустным и злым мордочками поросят. 
    Давайте внимательно посмотрим на поросят и определим, какое настроение у них стало. 
Дети: - Рассматривают мордочки. По мимике определяют их настроение. В случае  затруднений с ответами детей, воспитатель помогает им. 
Воспитатель: - А давайте посмотрим, что делает волк.  
    А волк очень обрадовался, что друзья поросята обиделись друг на друга и разошлись обиженные в разные стороны. 
Воспитатель: - Почему волк обрадовался?

Дети: - По одному их будет легче съесть. 
Воспитатель: - А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? 
          - Что можно сделать, чтобы ссор не было? 
           - Как вы мерились? 
           - Это хорошо когда ссорятся друзья? 
Дети: - Нет. 
Воспитатель: - Чтобы не было ссор, не надо дразниться! 
          - Как можно помочь поросятам?  
Дети: - Надо их помирить. 
          - Сказать друг другу добрые слова. 
           - Попросить  друг у друга прощения 
– Давайте вернемся в нашу сказку. Может поросята услышали наши советы и померяться. 
    Воспитатель разыгрывает сценку, где поросята мерятся и просят у друг друга прощения. 
 Воспитатель: - Наши поросята друзья. Мы с вами часто говорим слово ДРУГ. А кого можно считать другом? 
Дети: - Предположительные ответы детей. 
Воспитатель: - А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете друг друга. Давайте с вами поиграем в игру «Отгадай, кто мой друг». 
Дети с воспитателем встают в круг и играют в игру.

Игра «Отгадай, кто мой друг»   

 Один ребенок  описывает внешний вид своего  друга, положительные качества  его характера, а остальные  дети отгадывают, про кого идет  речь.

Воспитатель: - Мы с вами узнали, что друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.

Геометрическое конструирование 
 «Поросенок»

Воспитатель: - Ребята, про кого была эта сказка? 
Дети: - Про поросят. 
Воспитатель: - Правильно. А теперь я предлагаю вам сделать друзей нашим поросят. Для этого давайте пройдем на наши места. А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур на листе без клея.  
Дети садятся на рабочие места. Воспитатель показывает мольберт с изображение поросенка. 
Воспитатель: Посмотрите на моего поросенка. Из каких геометрических фигур он состоит? 
Дети: - Тело поросенка – овал, голова, пятачок – круг, ушки – треугольники, ножки – прямоугольники. 
Воспитатель: - Какие вы молодцы. Вы правильно определили все геом. фигуры. 
Воспитатель: - А теперь давайте с вами выложим поросенка из геометрических фигур, но пока приклеивать его не будем. Это мы сделаем позже. 
    Дети выкладывают поросенка по образцу. Воспитатель контролирует работу детей. 
Воспитатель: - Молодцы. А теперь давайте приклеим его к бумаге и дорисуем ему мордочку и не достающую часть. И пусть настроение у него будет хорошим. 
Дети: - Выполняют работу. 
    Воспитатель контролирует работу детей, при затруднении помогает. 
Воспитатель: - Молодцы. Какие хорошие, веселые поросята у вас получились. 
Ребята, что же узнали сегодня из нашего занятия? Как нужно вести себя с друзьями? 
Дети: - Друзья не должны дразнить друг друга, обижать. Из-за этого возникают ссоры. А если вдруг ссора произошла, то необходимо помириться, попросить прощения, сказать добрые слова.

 

ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА 

Программное содержание: используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им.

Пособия: кукла Незнайка с воздушными шарами.

Ход:

Раздается стук в дверь. Воспитатель спрашивает у детей : "Что за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим.

Открывает дверь и  вносит куклу Незнайку с воздушными шарами в руках.

Незнайка: Ох! Еле приземлился! Здравствуйте, ребята! Это детский сад?

Дети. Да!

Незнайка. Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас ребята хорошие, дружные, друг другу помогают, товарищей не обижают. Захотелось мне посмотреть на вас. Я по свету летал на воздушных шариках высоко, видел очень далеко. То, что видел, вам расскажу. А вы мне скажете, может быть, и у вас такое бывает. Слушайте внимательно:

" Двум мальчишкам - драчунишкам не играется с  утра ни в хоккей, ни в мяч,  ни с книжкой не хотят побыть "друзья". Кулаками размахались, слезы мажут по лицу. И кричат : "Сейчас побью!"

Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам!

А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в  одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют:

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, несложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит!

Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит,

В косы ленты заплетет?

Ой! Ай! Ой! Ай!

Ребята, скажите, ваши игрушки  такие песни не поют? Молодцы! Берегите их, не ломайте!

Воспитатель беседует с детьми о том, как нужно  беречь игрушки.

Незнайка. Как-то я видел такую картину: на полу лежит малыш, от крика весь красный, ногами об пол стучит, руками машет: "Не хочу я кашу есть, не хочу чаю!" Вызвали доктора: не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: "Здоров!"

А среди вас есть такие? Назовите из имена. Я полечу и расскажу о них другим детям. Стыд и срам! Стыд и срам всем капризулям, крикунам!

Воспитатель беседует с детьми о правилах поведения.

Незнайка. Однажды я летал, летал, устал и на подоконник сел отдохнуть. Заглянул в окно и вижу: такой же, как вы, мальчик играет с малышом. И песенку ему поет.

Подрастай побыстрей, братишка!

Будем вместе мы играть,

И в солдатиков, и с  мишкой,

Научу тебя считать.

А у вас есть такие? Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них, какие добрые, хорошие старшие  братья и сестры бывают.

Воспитатель беседует с детьми об отношении к  младшим братьям и сестрам.

Незнайка. Хорошо у вас, но мне пора лететь дальше. Всем расскажу, какие вы дружные, воспитанные. Молодцы! До свидания!

 

ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ СТАТЬ ВЕЖЛИВЫМ

Программное содержание: Формирование культуры общения детей на основе определенных правил взаимоотношений. Уточнение связи правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни детей. Благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражать просьбу словами, излагать ее понятно, говорить спокойно, с уважением. Воспитывать чуткое и доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам.

Материал: Фланелеграф – сказка, мяч, магнитофон, макеты солнышка, мягкие игрушки.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю всех вас на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в игру «Пора вставать». Для этого, ребята, присядьте на корточки, закройте глаза и представьте, что вы спите. Я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю.

Мои детки, мои детки, 
Мои детки крепко спят. 
Мои детки, мои детки 
Потихонечку сопят!

(Дети, закрыв глаза,  делают вдох носом и выдох  через нос).

Солнце встало! 
Хватит спать! 
Хватит спать! 
Пора вставать!

(Дети «просыпаются»  и, встав на носочки, подняв  руки вверх, затем опускают  руки вдоль туловища, опускаются на всю ступню, делают выдох.).

Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте! Возьмитесь за руки и, поворачивая  голову к рядом стоящему другу, глядя  ему прямо в глаза, ласково  скажите: «Саша, не сердись, улыбнись!»  Я желаю, всем, чтобы сегодня у  нас с вами было все по - доброму, замечательно и приглашаю вас, сесть на стульчики, поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно!

Ребенок читает стихотворение автора Н. Красильникова.

Придумано кем-то просто и мудро- 
При встрече здороваться! 
Доброе утро! 
Доброе утро - солнцу и птицам! 
Доброе утро – улыбчивым лицам! 
И каждый становится добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро длится до вечера.

Стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам кто-то пришел в гости.

(Заходит Незнайка).

Незнайка: Ой, сколько здесь и детей и взрослых, а сколько игрушек в этом детском саде

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Ребята, а что Незнайка забыл при встрече сказать?

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Да, Незнайка , ты забыл поздороваться. Наверно ты не знаешь вежливые, волшебные слова. Давайте, ребята, поиграем в нашу любимую игру «Волшебные слова» и научим Незнайку этим словам.

Незнайка. Да, ребята, поиграйте со мной!

Игра с мячом «Волшебные слова».

Информация о работе Фомирование основ нравственного поведения дошкольников