Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:50, курсовая работа
Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.
Введение…………………………………………………………………………2-4
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
1.1 Подростковый период………………………………………………....…..6-13
1.2 Основные психологические новообразования переходного периода.14-15
Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16
2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
2.2 Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список литературы………………………………………………………………36
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
Глава II. Развитие
самооценки и основные факторы, влияющие
на ее формирование………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Над этой проблемой работали как отечественные (Л.И. Липкина, Е.Д. Божович, М.И. Лисина, А.В. Захарова и др.), так и зарубежные (Э. Эриксон, К. Роджерс, Дж. Мид, У.Джемс и др.) психологи.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.
Юноши же в отличие от подростков стоят на пороге зрелости и с ними уже нельзя обращаться как с детьми. Подготовка старшеклассника к вступлению в жизнь включает в себя решение трех одинаково важных и взаимосвязанных задач: подготовку к труду (здесь же включается выбор профессий), к семейной жизни и к общественной деятельности.
В подростковом возрасте возрастает самостоятельность, понимает свой образ "я", изменяется отношение со взрослыми, оценивают свои возможности и способности. Согласно В. Леви, самооценка есть основная человеческая форма переживания связи с миром. Подросток погружен в море общения, т.е. постоянно находится в контакте с окружающими, в частности, со сверстниками. В этом возрасте оценочные способности являются существенной характеристикой личности, которые играют важную роль в ее нравственном становлении и всестороннем развитии в целом. Сформированность оценочных способностей подростка во многом определяет активность и нравственность его социальной позиции, подготовленность к основным социальным ролям в обществе. От развития этих способностей зависит отношение подростков к учению: чем больше они развиты, тем адекватнее самооценка учебных успехов.
Самооценка зависит прежде всего от оценок тех, в чьих глазах мы хотим играть некую роль, - от партнеров и зрителей нашего жизненного спектакля. Для самооценки важны оценки себе подобных тех, с кем ты себя в данный момент отождествляешь, "своей компании". Но еще важнее оценки тех, с кем ты ищешь подобия, с кем хочешь подобия, с кем хочешь отождествляться. Самое сложное и важное – это поиск тождества происходит в человеке, как правило, бессознательно и может являть вид самых разных чувств: необъяснимой антипатии, зависти, ревности.
Самооценка есть оценка себя глазами значимого Другого; но все-то дело в том, что Другого незначимого не бывает.
Способность
человека правильно воспринимать и
оценивать самого себя и окружающих
людей зависит от уровня развития
его общих интеллектуальных задатков,
т.е. представляет собой совокупность
умений и навыков, которые складываются
в предметной деятельности, формируются
в сфере человеческого
От оценочных
способностей зависит эффективность
самовоспитания, или определяются перспективы,
цели, задачи, которые ставят перед
собой подростки, юноши. Оценочные
способности проявляются в
В ходе данной работы хотелось бы осветить и проследить за ходом развития особенностей личности в подростковом возрасте (5-9кл.). Раскрыть сущность развития самооценки (формирование самооценки через развитие самосознания, т.е. осознание своего "я", "чувство взрослости" и т.д.). А также проследить за тем, какую роль играет межличностное отношение в формировании самооценки.
Проблема подросткового и юношеского возраста является одной из наиболее глобальных и (актуальных) фундаментальных проблем как возрастной, так и педагогической психологии.
Проблема
самооценки школьников стала
актуальной на сегодняшний
Занимаясь данной проблемой, такие отечественные психологи, как А.И.Липкина, А.В.Захарова и т.д., выделяют адекватную (правильную) и не адекватную (не правильную) самооценку.
Самооценка
в подростковом возрасте
Глава I. Психологические особенности развития личности.
1.1 Подростковый период (5-9кл.).
Сложность и противоречивость подросткового периода формирования личности заключается, прежде всего, в его переходности. С одной стороны, этот период завершает эпоху детства и обладает всеми чертами "детскости", с другой, открывает новую эпоху и "обретает" проявлениями взрослого индивида.
Каждый возраст представляет качественно новый этап психического развития и характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка.
Психологические
особенности возраста определяются
комплексом обстоятельств, прежде всего
общественными условиями и
На определенном
этапе развития прежнее место, занимаемое
ребенком в системе окружающих его
человеческих отношений, осознается им
как не соответствующее его
Понятие возраста, возрастающих границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение. «Общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарта психического развития». Данное положение подтверждается тем, что в настоящее время перестраиваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее, психологические особенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление, развитие.
Возрастные изменения могут происходить или редко, критически, или же постепенно, плавно. У подростков нередко падает неуспеваемость, наблюдаются острые конфликты с окружающими, болезненные и мучительные переживания и т.п. свертываются и отмирают прежние интересы подростка, его поведение приобретает протестующий характер. Дети, - пишет Л.С. Выготский, - как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. Протекание кризисных периодов зависит от многих жизненных обстоятельств, и прежде всего, от системы воспитания, от способности взрослого своевременно заметить начало резких перемен у ребенка и адекватным способом ориентироваться на них. Ведь у подростка наряду с негативными симптомами – дисгармоничностью в строении личности, свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения по отношению к взрослым и пр. – проявляются положительные факторы – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми, взрослыми он активно осваивает новую социальную позицию.
Психологическая
природа кризисных периодов состоит
в том, что форма деятельности,
ведущая в предшествующем возрасте,
уже изживает себя - внутри нее возникли
предпосылки и мотивы новой формы,
что неизбежно приводит к определенному
затуханию прежних видов
Школьное детство – длительный этап жизни развивающегося человека. Ребенок за десять лет достигает нравственной, общественной и физической зрелости, проходя ряд возрастных периодов – младший школьный, подростковый, старший школьный (ранний юношеский).
Подростковый возраст занимает важное место в процессе онтогенеза. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения.
Представляя
собой конкретно-историческое явление,
подростковый возраст впервые стал
выделяться в эпоху становления
капитализма. Содержание, продолжительность,
особенности перехода к этому
возрасту, а от него к юности, обусловлены
условиями общественного
В настоящее
время имеется несколько
Зарубежный психолог Дж. Коулмен выделяет три основных пути развития человека в период взросления:
1. Непрерывный
рост – спокойный переход
2. Волнообразный
рост – характеризующийся
3. Затрудненный
рост – развитие с заметными
признаками внутреннего
Информация о работе Формирование адекватной самооценки у школьников