Формирование адекватной самооценки у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-4
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
1.1 Подростковый период………………………………………………....…..6-13
1.2 Основные психологические новообразования переходного периода.14-15
Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16
2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
2.2 Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

формирование адекватной самооценки(5-9кл.).docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………2-4

Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5

    1. Подростковый период………………………………………………....…..6-13
    2. Основные психологические новообразования переходного периода.14-15

Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16

    1. Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
    2. Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33

Заключение…………………………………………………………………...34-35

Список литературы………………………………………………………………36

 

 

Введение.

 

Проблема  самооценки – одного из важнейших  личностных образований – в настоящее  время становится одной из самых  популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.

Над этой проблемой работали как отечественные (Л.И. Липкина, Е.Д. Божович, М.И. Лисина, А.В. Захарова и др.), так и зарубежные (Э. Эриксон, К. Роджерс, Дж. Мид, У.Джемс и др.) психологи.

Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.

Юноши же в отличие от подростков стоят  на пороге зрелости и с ними уже  нельзя обращаться как с детьми. Подготовка старшеклассника к вступлению в жизнь включает в себя решение трех одинаково важных и взаимосвязанных задач: подготовку к труду (здесь же включается выбор профессий), к семейной жизни и к общественной деятельности.

В подростковом возрасте возрастает самостоятельность, понимает свой образ "я", изменяется отношение со взрослыми, оценивают  свои возможности и способности. Согласно В. Леви, самооценка есть основная человеческая форма переживания связи с миром. Подросток погружен в море общения, т.е. постоянно находится в контакте с окружающими, в частности, со сверстниками. В этом возрасте оценочные способности являются существенной характеристикой личности, которые играют важную роль в ее нравственном становлении и всестороннем развитии в целом. Сформированность оценочных способностей подростка во многом определяет активность и нравственность его социальной позиции, подготовленность к основным социальным ролям в обществе. От развития этих способностей зависит отношение подростков к учению: чем больше они развиты, тем адекватнее самооценка учебных успехов.

Самооценка  зависит прежде всего от оценок тех, в чьих глазах мы хотим играть некую  роль, - от партнеров и зрителей нашего жизненного спектакля. Для самооценки важны оценки себе подобных тех, с кем ты себя в данный момент отождествляешь, "своей компании". Но еще важнее оценки тех, с кем ты ищешь подобия, с кем хочешь подобия, с кем хочешь отождествляться. Самое сложное и важное – это поиск тождества происходит в человеке, как правило, бессознательно и может являть вид самых разных чувств: необъяснимой антипатии, зависти, ревности.

Самооценка  есть оценка себя глазами значимого  Другого; но все-то дело в том, что  Другого незначимого не бывает.

Способность человека правильно воспринимать и  оценивать самого себя и окружающих людей зависит от уровня развития его общих интеллектуальных задатков, т.е. представляет собой совокупность умений и навыков, которые складываются в предметной деятельности, формируются  в сфере человеческого межличностного общения.

От оценочных  способностей зависит эффективность  самовоспитания, или определяются перспективы, цели, задачи, которые ставят перед  собой подростки, юноши. Оценочные  способности проявляются в различных  видах их деятельности.

В ходе данной работы хотелось бы осветить и проследить за ходом развития особенностей личности в подростковом возрасте (5-9кл.). Раскрыть сущность развития самооценки (формирование самооценки через развитие самосознания, т.е. осознание своего "я", "чувство взрослости" и т.д.). А также проследить за тем, какую роль играет межличностное отношение в формировании самооценки.

Проблема  подросткового и юношеского возраста является одной из наиболее глобальных и (актуальных) фундаментальных проблем  как возрастной, так и педагогической психологии.

 Проблема  самооценки школьников стала  актуальной на сегодняшний день, так как и на подростковый, и на юношеский возраст оказывают  влияние такие факторы, как  межличностные (общение со сверстниками, взрослыми), социально-экономические  (среда), детско-родительские (взаимоотношения  с родителями). Гиперопека со стороны  родителей или полное доверие  в отношении воспитания способствует  формированию неадекватной самооценки.

Занимаясь данной проблемой, такие отечественные  психологи, как А.И.Липкина, А.В.Захарова и т.д., выделяют адекватную (правильную) и не адекватную (не правильную) самооценку.

 Самооценка  в подростковом возрасте формируется  через развитие самосознания, т.е.  осознанием себя как субъекта  деятельности, осознанием своего "я". Самооценка же юношей в отличие  от подростков более устойчивая, адекватная. Чему способствует ряд  факторов (осознание себя как  субъекта деятельности, объективность  в оценивании себя и других).

 

Глава I. Психологические особенности развития личности.

 

1.1 Подростковый период (5-9кл.).

 

Сложность и противоречивость подросткового  периода формирования личности заключается, прежде всего, в его переходности. С одной стороны, этот период завершает  эпоху детства и обладает всеми  чертами "детскости", с другой, открывает новую эпоху и "обретает" проявлениями взрослого индивида.

Каждый  возраст представляет качественно  новый этап психического развития и  характеризуется множеством особенностей, составляющих в совокупности своеобразие  структуры личности ребенка.

Психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего  общественными условиями и образом  жизни растущего человека, воспитанием  и характером его практической деятельности. Психологические особенности взаимосвязаны  с половыми, топологическими и  индивидуальными характеристиками возраста, который является не столь  биологической, сколько социальной категорией. Каждый школьный возраст  определяется изменением положения  детей в школе и семье, изменением форм обучения и воспитания, новыми видами и формами деятельности ребенка  и особенностями созревания его  организма.

На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенком в системе окружающих его  человеческих отношений, осознается им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. «Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни».

Понятие возраста, возрастающих границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное  значение. «Общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарта психического развития». Данное положение подтверждается тем, что в настоящее время перестраиваются традиционно сложившиеся представления о возрастных возможностях детей. Тем не менее, психологические особенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающие на общее направление, развитие.

Возрастные  изменения могут происходить  или редко, критически, или же постепенно, плавно. У подростков нередко падает неуспеваемость, наблюдаются острые конфликты с окружающими, болезненные  и мучительные переживания и  т.п. свертываются и отмирают прежние  интересы подростка, его поведение  приобретает протестующий характер. Дети, - пишет Л.С. Выготский, - как бы выпадают из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. Протекание кризисных периодов зависит от многих жизненных обстоятельств, и прежде всего, от системы воспитания, от способности взрослого своевременно заметить начало резких перемен у ребенка и адекватным способом ориентироваться на них. Ведь у подростка наряду с негативными симптомами – дисгармоничностью в строении личности, свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов, протестующим характером поведения по отношению к взрослым и пр. – проявляются положительные факторы – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми, взрослыми он активно осваивает новую социальную позицию.

Психологическая природа кризисных периодов состоит  в том, что форма деятельности, ведущая в предшествующем возрасте, уже изживает себя - внутри нее возникли предпосылки и мотивы новой формы, что неизбежно приводит к определенному  затуханию прежних видов активности ребенка, как говорил Л.С. Выготский, к «запустению» прежних отношений и внутренней жизни, к замедлению развития. Это составляет содержание докритической фазы. Происходит поиск новой конкретной формы деятельности. И если ребенок ее находит, то прежняя направленность жизни теряет смысл. Здесь начинается усвоение прежде всего самой новой формы деятельности, что составляет наиболее ответственный момент перехода к новому периоду. Новая форма обогащается соответствующими действиями и целями, внутри нее совершаются различные психические процессы – наступает период устойчивого развития.

Школьное  детство – длительный этап жизни  развивающегося человека. Ребенок за десять лет достигает нравственной, общественной и физической зрелости, проходя ряд возрастных периодов – младший школьный, подростковый, старший школьный (ранний юношеский).

Подростковый  возраст занимает важное место в  процессе онтогенеза. В этот период значительно расширяется объем  деятельности ребенка, качественно  изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения.

Представляя собой конкретно-историческое явление, подростковый возраст впервые стал выделяться в эпоху становления  капитализма. Содержание, продолжительность, особенности перехода к этому  возрасту, а от него к юности, обусловлены  условиями общественного развития. Отсюда изменчивость и условность границ подростничества, их разнохарактерность в разных обществах.

В настоящее  время имеется несколько определений  рубежей подросткового возраста. Но наиболее адекватно очерчены границы  подросткового возраста, в периодизации онтогенеза, предложенный Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается не на физическом, а на появлении новых  психических образующих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются  между 10-15 годам(5-9кл.). Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельный этап, а в динамике развития. Этот возраст протекает трудно как для самого ребенка, так и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом. Этот возраст привлекает внимание исследователей уже с начала ХХ в. (как отечественных, так и зарубежных психологов).

Зарубежный  психолог Дж. Коулмен выделяет три основных пути развития человека в период взросления:

1. Непрерывный  рост – спокойный переход через  взросление, характеризующийся неповрежденностью  семейных отношений, усиливающийся  независимостью, отсутствием серьезного  расхождения с ценностями родителей,  хорошими межличностными отношениями,  включающими обращение к гетеросексуальной  близости и общее чувство удовлетворенности.

2. Волнообразный  рост – характеризующийся преобладанием  адаптивных явлений, сочетающихся  с переживанием эмоционального  конфликта, вызванного необходимостью  контролировать свои сексуальные  импульсы и большими трудностями  в установлении отношений со  сверстниками.

3. Затрудненный  рост – развитие с заметными  признаками внутреннего беспорядка  и трудностей в поведении, взросление  в данном случае характеризуется  как противоречивый период развития, связанный с семейными разногласиями  и некоторыми клиническими проблемами.

Информация о работе Формирование адекватной самооценки у школьников