Формирование адекватной самооценки у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-4
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
1.1 Подростковый период………………………………………………....…..6-13
1.2 Основные психологические новообразования переходного периода.14-15
Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16
2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
2.2 Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

формирование адекватной самооценки(5-9кл.).docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

Общение является основным средством во взаимоотношении  со сверстниками для подростков. Общение  имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое  складывается в процессе сравнения  поступков и качеств товарища со своими собственными.

В постоянном процессе познания собственного качества у подростков сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого. С.Л. Рубинштейн отмечал, что самопознания подростков проходят ряд этапов: от наивного поведения в отношении самого себя, ко все более углубленному самопознанию, соединяющиеся затем со все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой. Все это от внешней структуры передается во внутреннюю структуру. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке подростка.

Взаимоотношения подростка с взрослым способствует развитию «самости взрослого». Опыт семейного общения с самых ранних этапов развития ребенка ложится в фундамент его общей установки к миру социальных отношений и собственного "Я". Формирование самосознания и самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему родителей. Родительское отношение выделяется в качестве двух измерений:

1. "Любовь  – враждебность" или "принятие  – отвержение", измеряет непосредственное  эмоциональное отношение и восприятие  ребенка родителем. 

2. "Автономия  – контроль" описывает использующиеся  в семейном воспитании типы  дисциплинарной регуляции поведения  ребенка

родитель  должен знать, что непристрастные нравоучения, наставления, проработки и стремление жестко регламентировать жизнь подростка  воспринимается им как проявление неуважения, недоверие, ущемление прав на свободу  и самостоятельность. Живой, активный с обостренным чувством взрослости подросток начинает борьбу против гнета  взрослого, что обычно выливается в  неуемные семейные скандалы, вспышки, агрессии и раздражения, случается, что такие ситуации приводят к  побегам из дома. Дети робкие, с повышенной ранимостью, с привязанностью к родным, реагируют на родительские ограничения  иначе: обычно слезами, самообвинениями, угрызениями совести, утрированным послушанием вплоть до полного отказа от самостоятельности. Плоха и та ситуация, которая предоставляет абсолютную независимость подростка. Она оборачивается равнодушием, пренебрежением родителей к его духовному миру, а ребенком переживается как собственная ненужность, излишнее бремя для семьи. Из исследований Е.Т.Соколовой. следует (она проводила исследование для выявления связи между формой общения подростка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки), что у подростков, имеющих доверительное отношение к родителям, преобладает адекватная и устойчивая самооценка, а для подростков из семей с (регламентированным) жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка.

Зарубежный  психолог Розенберг, изучая учащихся школ, установил, что высокая самооценка определяется заинтересованностью  родителей в ребенке, в частности, их интересам и его друзьям, к  его успехам в учебе, их вниманием  к высказываниям ребенка.

Другой  исследователь Бахман обнаружил  связь высокой самооценки у старшеклассников с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие он включил теплые отношения между членами семьи, наличия в семье совместной деятельности.

Куперсмит, еще один исследователь, изучающий  школьников, выделяет три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки.

а) принятие родителями ребенка

б) установление ими ясных или однозначных  правил, регламентирующих его поведение

в) предоставление ребенку свободы действий в установленных  родителями границах.

Все указанные  исследования демонстрируют важность определенных типов поведения родителей  для формирования у ребенка позитивной самооценки. Особую роль играет в этом процессе поддержка и контроль. Обычно самооценка интерпретирует как одномерную переменную, которая складывается из множества конкретных представлений индивида о себе.

У детей, растущих в атмосфере тепла и  доверия, развивается более высокая  самооценка. Если душевное тепло и  поддержка в основном исходят  от матери, у ребенка преимущественно  развивается ощущение собственной  ценности. Если от отца, то это, скорее, влияет на позитивность самооценки в  плане компетентности и эффективности.

Из исследований Е.Т.Соколовой следует, что у детей, имеющих доверительное отношение  с родителями, преобладает адекватная самооценка, а для детей из семей  с регламентированным (жестким) типом  общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка.

Высокая самооценка и характер социальной и  личностной адаптированности сочетаются с наличием теплых, доверительных  отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой  дисциплиной одновременно с уважением  и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности  и ненужности, малой социальной активностью  и неудовлетворенностью в межличностных  контактах, имеют негативный опыт внутренних отношений. Таким образом, благоприятным  условием развития считают эмоциональную  вовлеченность родителей в жизни  ребенка, не препятствующую развитию его  самостоятельности.

В зависимости  от установок родителей ребенку внушается негативный или позитивный образ "Я". Искажение образа ребенка проявляется в феноменах приписывания "плохости", слабости , безволия, неспособности постоять за себя, обесценивание планов, намерений, увлечений ребенка.

Рассогласование между растущим собственным опытом подростка и невозможностью соответствовать  ожиданиям родителей порождает  глубокий конфликт в самосознании ребенка, который способствует искажениям развития по невротическому типу.

Самоотношение ребенка до определенного периода  является отражением отношения к нему взрослых, прежде всего родителей.

Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которые снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя, а также образ  себя как обладающего теми или  иными качествами и чертами. По характеру  сложившейся ситуации и родительских отношений нельзя предсказать, как  это отразится во внутреннем мире ребенка.

Любое эмоциональное  отношение родителей и методы воздействия, направленные на ребенка, приобретают свой смысл только в  его психических реакциях. Каждый ребенок стремится определить свое место в семье, выбирая пути к  этому так, чтобы постичь ощущения общности и реализовать стремление к собственной значимости и самоуважению. Развитие собственного социального  опыта, расширение контактов с окружающими, появление новых "значимых других", овладение собственным поведением приводят к разрушению прежнего линейного  отношения оценки и самооценки.

Подавляющее большинство родителей относятся  к своим детям без уважения.

Подросток адекватно воспринимает родительские отношения. Он видит высокое уважение к себе со стороны родителей, но противопоставляет  ему собственные эталоны самооценивания, формирующиеся на основе личного  опыта с ожидаемой им с реальной родительской оценкой.

Дети, имеющие  негативный образ "Я", гораздо  более регидны в своих ожиданиях. (Его позиция такова: "Если я  сам не уважаю и не люблю себя, то как я могу ожидать уважения и любви от какого-то другого). Собственная самооценка ребенка начинает опосредовать его восприятие родительского отношения через феномен ожидаемой оценки.

При наличии  принимающего уважительного отношения  со стороны родителей у младших  подростков формируется благоприятный  тип самооценки. Адекватное осознание  своих черт, "обратная связь" в  виде родительского отношения и  оценок как позитивных, так и негативных, в наибольшей степени присущи подросткам с благоприятным типом самоотношения, сочетающим высокую симпатию и самоуважение. Позитивно воспринимаемый образ "Я" делает подростка более доступным для воспитательных воздействий родителей, в том числе для их критических оценок. Реальное ожидание неуважения со стороны родителей затрудняет формирование позитивного образа "Я" и у подростков. Наиболее благоприятным вариантом развития самооценки являются те, которые характеризуются низкой симпатией и высоким самоуважением ("сильный" и «плохой») и низким самоуважением ("плохой" и "слабый").

В неблагоприятной  семейной ситуации при неуважительном и отвергающем отношении родителей  приводит к формированию таких особенностей самооценки, которые характеризуются  конфликтностью образа «Я» у подростков, конфликт в сфере принятия себя. Родители склонны именно к подростку проявлять бескомпромиссную нетерпимость. Более сензитивные дети оказываются перед угрозой эмоционального разрыва семейных связей.

Таким образом, на формирование самооценки оказывают  влияние общения со сверстниками, со взрослыми (как родители, а также учителя).

Самооценка  может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает  с тем, что он в действительности собой представляет. В тех случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной (т.е. неадекватной).

Если  человек недооценивает себя по сравнению  с тем, что он в действительности есть, мы говорим, что у него самооценка пониженная. В тех случаях, когда  он переоценивает свои возможности, результат деятельности, личностные качества, наружность, характерной  для него является повышенная самооценка. Как повышенная, так и заниженная самооценка затрудняет жизнь человека. Неадекватная самооценка осложняет  жизнь тех людей, которые в  разных ситуациях общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто является следствием его неправильной самооценки ( 31, с. 30).

Выше  уже было оговорено, что на развитие самооценки влияют различные факторы, среди них очень важным фактором оказалась прочность семьи. Из исследований А.И.Липкиной следует, что в семьях, где воспитывались дети с высокой  самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных  семейных проблем и планов. К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились с уважение.

 

    1. Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте.

 

Самооценка  – отношение человека к своим  способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Самооценка  – это специальная функция самосознания Самосознание – это познание самого себя.

Самосознание  ребенка возникает и развивается  на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его  собственную активность и сотрудничество с окружающими людьми, а система  воспитания и образования играет в этом процессе решающую роль.

Подростковый  возраст отличается существенными  и заметными генетическими изменениями  самосознания. Самосознание этого периода  – очередная, хотя и очень важная стадия развития, продолжающая целостную  онтогенетическую линию самосознания. Одновременно самосознание, рефлексия  своего "Я" становится главным  моментом развития психики.

Подросток стремится к общению, но чувство  собственной уникальности и боязнь быть непонятым и осмеянным, равно  как ощущение "обидной" нереализованности  собственных потенций, часто делают его плохим партнером по диалогу. Волнующее открытие собственного внутреннего  мира детерминирует и редукцию диалога  его самосознания к монологу.

Формирующееся представление индивида в самом  себе объясняется в образе "Я", в структуре которого выделяется две части: когнитивная (знание о себе) и аффективная (отношение к себе). Образ "Я" как совокупный продукт информации, полученной в общении и через личный опыт, представляет собой сложное единство осознаваемого и неосознаваемого, устойчивого и изменчивого, реального и воображаемого. Для подросткового возраста характерен бурный рост самосознания, интерес к анализу нравственно-психических качеств другого человека, изменением оценочного отношения к окружающим, резкий скачок в развитии самооценки.

По мнению Е.Д. Божович, у подростка возникает новая потребность понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличия от других, попытаться проанализировать свои переживания. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложнения учебной работы и благодаря той общественной деятельности, которую подросток выполнял в обществе. Формирование самосознания подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков.

Подростковый  возраст – это второй критический  период (первый в 3 года) в психическом  развитии личности ребенка, существенный для генезиса самосознания. Время, проходящее между этим периодом, заполнено познанием  форм проявления вещей, освоением межличностных  отношений.

С каждым годом отношение ребенка как  к себе, так и другим меняется. Если, например, трехлетний ребенок  стремится подражать взрослому, то подросток, напротив, хочет отличиться от него, противопоставить ему себя.

По мнению И.И. Чесноковой, стремление подростка к самостоятельности выражается в появлении осознания своей причастности к взрослым в том, что он начинает считать самого себя взрослым. Подобное осознание себя противоречит фактическим возможностям подростка. А поскольку отношение взрослого обычно не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми ему доступными средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом, способным на независимые проявления в поведении, в отдельных поступках. Отсюда и негативизм, упрямство, замкнутость, скрытность, неподчинение воле взрослого и т.д., т.е. все черты, для появления которых в данный возрастной период имеется благотворная почва. Острота или смягченность протекания этого критического момента в жизни взрослеющего ребенка, результаты его во многом зависят от характера взаимоотношений подростка со взрослыми. Проявление новых качеств психики ребенка требуют от взрослого перестройки и видоизменения отношения к нему, т.е. отношение взрослого к подростку должно быть по своему творческим.

Информация о работе Формирование адекватной самооценки у школьников