Формирование адекватной самооценки у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-4
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
1.1 Подростковый период………………………………………………....…..6-13
1.2 Основные психологические новообразования переходного периода.14-15
Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16
2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
2.2 Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

формирование адекватной самооценки(5-9кл.).docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

Другой  попыткой по-новому объяснить психологическую  природу становления взрослости явилась теория "взросления" одного из западных психологов Р. Кулена. Он считал, что для преодоления основной слабости западная психология взросления – неизученности нормального подросткового и юношеского возраста – необходимо учитывать динамическую природу этого этапа развития.

Западные  психологи считают необходимым, что бы взрослые научились смотреть на каждого молодого человека как  на индивидуальность, а не приписывали бы ему один из сложившихся в общественном мнении стереотипов "молодежи". Также необходимо учитывать фазовый характер приспособления взрослеющих, не ожидая наступления зрелости во всех сферах жизни у большинства молодых людей, и отнестись более терпимо к тем подросткам, жизненные обстоятельства которых сложились таким образом, что задачи приспособления сконцентрировались на одном промежутке времени.

Отечественные психологи, проводя дифференцированный анализ кардинально нового психического состояния современного подростка, определяемого потребностью растущего  человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе, позволили установить и содержательно  охарактеризовать психологически разные уровни, своего рода три стадии процесса развития подростка.

Первый  уровень условно назван "локально-капризный". Он отличается тем, что стремление 10-11-летнего  ребенка к самостоятельности  проявляется в потребности признания  со стороны взрослых его возможностей и назначения, через решение частных  задач. Поэтому он называется локальным, а капризным потому, что преобладает  в нем ситуативно обусловленные  эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в мотивационных структурах.

Возрастающее  стремление подростков к самостоятельности  не сводится просто к желанию добиться от взрослых понимания определенных прав, а основывается на понимании  ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел, хотя порой  они недостаточно осознают их реальную значимость. Прогресс данной тенденции  определяется составом и содержанием  многоплановой деятельности, в которую  включается подросток.

Второй  уровень – стадию условно называют «правозначимым». 12-13 летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но, главное, прав в семье, обществе ("Я тоже имею права"), формируется стремление к взрослости не на уровне "я хочу", а на уровне "я могу" и "я должен".

На третьем  уровне – стадии, «утверждающе-действенной», у 14-15- летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль.

Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе дает возможность рассматривать  не просто младших и старших подростков, но раскрывает сложную динамику их поуровневого развития. Причем, самоутверждение  – это лишь один из компонентов  того особого психического состояния, которое является определяющим для  всего периода подросткового  возраста.

Наиболее  выпукло особенности социального  развития личности подростка прослеживаются через изменение структур самосознания.

У современных  подростков четко вычленяется несколько  типов личностной направленности на основе отношения к себе и обществу.

А. Гуманистическая  направленность, когда отношение  личности к себе и к обществу является положительным. Внутри этого типа выделяют два подтипа:

А – 1) гуманистическая  направленность с альтруистической акцентуацией – при положительном  отношении к себе и обществу для  подростка все же большую ценность представляет общество, окружающие люди, их интересы, позиции, взгляды. Центральным мотивом поведение и критерием нравственной оценки являются здесь интересы других люде и социальной общности. Это направление предполагает бескорыстно действовать для их блага собственными интересами. Такой тип направленности назывался коллективистской направленностью. На первый взгляд, кажется, что такая направленность является положительным явлением. Однако отношение к данному типу не может быть однозначным.

А – 2) гуманистическая  направленность с индивидуалистской  акцентуацией – для подростка  наиболее ценным является он сам, его  проблемы, интересы; ценности окружающих несколько ниже, чем его. Для личности важно признание обществом ее личной значимости, неповторимости. Самоутвердиться  подросток стремится через деятельность, через ее результаты, ценные для  него самого и для общества.

Б. Эгоистическая  направленность, когда для подростка  существенно более значимым, по сравнению  с обществом, является он сам, его  отношение к себе, безусловно, положительное. Внутри этого типа выделяются 2 подтипа:

Б – 1) эгоистическая  направленность с индивидуалистической акцентуацией – ценность для подростка  собственной личности высока.

Б – 2) эгоистическая  направленность с эгоцентрической  акцентуацией – общество для подростка  не представляет почти никакой ценности, личность концентрируется только на самом себе, концентрация идет за счет резко отрицательного отношения  к обществу.

В. Депрессивная направленность личности, когда ценности для самой себя личность никакой  не представляет, а ее отношение  к обществу можно охарактеризовать как условно положительное.

Г. Суицидальная направленность личности, когда ни общество, ни личность для самой  себя не представляют никакой ценности.

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте – половое созревание, начало функционирования половых желез.

Подростковый  возраст – это возраст пытливого  ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремление к героическим делам, опасности, риску. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты – настойчивость, упрямство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он уже часто ставит перед собой цели. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенность, порождающей склонность к к колебанию настроения и даже аффективным вспышкам. Отрицательные эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующим центром торможения. Порой подросток сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступить наоборот. Бурно развиваются чувства подростков, в то же время эмоциональные переживания их приобретают известную устойчивость.

Благодаря бурному росту и перестройке  организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей  внешности. Формируется новый образ  физического "я". Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. На образ физического "я" и самосознание в целом оказывает  влияние темпы полового созревания.

Главная особенность подростка – личная нестабильность. Противоречивые черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом. Определяя  противоречивость характера и поведения  взрослеющего ребенка, Анна Фрейд так  описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества а с другой они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному им лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время, преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны».

Внимание  подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности детей, которые стремятся понять логику явлений, отказываются что-либо принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью интеллектуальной деятельности 10-16-летнего подростка являются нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Переход от внешнего овладения к внутреннему и составляет существенную черту, отличающую подростка от ребенка.

 

1.3 Основные психологические новообразования  переходного периода.

 

Новые задачи, новые ориентации школы вызывают определенные отношения, специфические  переживания учащихся, что обуславливает  особенности их психического развития, формирования личности.

Из исследований И.В. Дубровиной следует, что подростки к моменту окончания неполной средней школы не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение до 11 класса. Другие же, не удовлетворенные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что потом будет, им не ясно и внушает опасение. Для личностного развития необходимо соблюдение условия: только тогда устремленность в будущее оказывает благоприятное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее потому, что в будущем будет еще интереснее, прекраснее.

 При  переходе от старшего подросткового  к раннему юношескому возрасту  в развитии самосознания школьников  происходят существенные изменения,  характеризующие переход самосознания  на качественно новый уровень.  В развитии эмоциональной стороны  – в перерастании частных самооценок  отдельных качеств личности в  общее, целостное отношение к  себе. При этом меняется "знак" отношения к себе, в отличие  от прежнего двухполюсного (хороший  – плохой) оно приобретает более  сложный характер. Развитие регуляторной  стороны идет в направлении:  оно проявляется во все большей  дифференцированности, умение отделять  успех или неуспех. 

В переходный период выявляются особенности личностной рефлексии. Личностная рефлексия рассматривается  как механизм, как один из возможных вариантов познания подростком и юношей самого себя, своего внутреннего мира. Человек пытается представить, что о нем думают другие люди, анализирует собственное поведение, свои личностные качества, т.е. старается понять, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа "субъект" приходит к некоторому познанию своего "Я". В подростковом возрасте рефлексивный анализ весьма самокритичен, учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми.

Представления человека о том, что о нем думают люди (сверстники, взрослые), составляющие круг его общения, или "рефлексивные ожидания", меняются с возрастом. Основное отличие личностной рефлексии  в юношеском возрасте заключается  в ослаблении аффективной окрашенности последовательного процесса, т.е. при  переходе от подросткового к раннему  юношескому возрасту рефлексия теряет аффективность по отношению к "Я" человека и проходит на спокойном  эмоциональном уровне.

Потребность в доверительном общении со взрослыми  выступила как важнейшее преобразование переходного периода развития школьника.

В переходный период особенно интенсивно развивается  восприятие себя как человека определенного  пола, включающее специфические для  юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к  представителям другого пола.

 

Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование.

 

2.1 Роль межличностного отношения  в формировании самооценки.

 

Самооценка  является социально обусловленным  психическим образованием, претерпевающим в своем развитии определенную динамику. Основными условиями ее развития являются общение с окружающими  и собственная деятельность ребенка. В общении ребенок усваивает  критерии оценок, их виды, формы, способы  социального сравнения о оценивания; в индивидуальном опыте происходит их апробация, проверка на практике. Формирование самооценки связано с изменением социальных ситуаций развития ребенка: с появлением новых требований к  нему со стороны окружающих, с расширением  самостоятельности и проявлением  нового видения себя.

Итак, знания о себе человек черпает в общении  с окружающими, а его индивидуальный опыт есть не что иное, как реализация усвоенных форм общественного сознания, поле практической проверки этих знаний, позволяющей преломить сквозь призму собственных переживаний оценки, усвоенных в общении. Окружающие транслируют ребенку не только свой собственный образ его, но и отношение  к нему, «вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, образами и делами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать».

Информация о работе Формирование адекватной самооценки у школьников