Формирование адекватной самооценки у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-4
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
1.1 Подростковый период………………………………………………....…..6-13
1.2 Основные психологические новообразования переходного периода.14-15
Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16
2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
2.2 Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

формирование адекватной самооценки(5-9кл.).docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

Итак, основными  условиями, влияющими на возникновение  новообразований в психике подростка, в частности, на формирование нового уровня самосознания, являются прежде всего такие объективные факторы, как социальные условия жизни  подростка, новые требования к его  поведению и деятельности в системе  отношений со взрослыми и т.д. При анализе причин, обуславливающих  процесс становления личности подростка, необходимо учитывать и биологические (половое созревание), и психологическое (усложнение форм абстрактного мышления, дифференциация и утончение эмоциональной  сферы, расширение сферы волевой  активности и пр.) изменения, без  которых трудно понять поведение  подростка во всей его сложности  и противоречивости. Это важно  прежде всего в целях нахождения наиболее адекватных форм отношения  к подростку с тем, чтобы избежать возможность его отчуждения и  найти формы соответствующего, навязчивого  влияния со стороны взрослого.

Таким образом, процесс развития самосознания подростка  протекает на фоне совокупности изменившихся к этому возрасту биологических  и психологических особенностей в социальных условиях, в которых  повышаются требования к его личности. Самосознание подростка – это  новый и очень существенный уровень  его формирования. Для данного  уровня самосознания специфично то, что здесь имеется не просто система актов, включенных в психическую жизнь развивающегося субъекта наряду с другими ее функциями. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания – самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. Потребность в самосознании стимулируется возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности – потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, которым надо следовать.

До подросткового  возраста развитие самосознания осуществляется стихийно, преимущественно без включения  самого субъекта в процесс его  формирования. Наряду с сохранением  стихийной линии развития самосознание в этот период появляется еще одна основная линия его развития, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. Особую напряженность в  актуализации процессов самосознания подростка вызывают сильные эмоциональные  переживания, связанные с осознанием определенного отношения окружающих к себе. Процесс формирования сознания у подростка имеет ярко выраженные индивидуальные формы проявления, связанные  со спецификой условий протекания подросткового  возраста в каждом конкретном случае.

Люди, находящиеся  в различной социальной среде, могут  по-разному воспринимать предметы внешнего мира, т.е. иметь различные социально-психологические  особенности восприятия. Постепенное и детальное познание ребенком внешнего мира приводит его к тому, что доминирующим моментом системы его познавательных интересов становятся психологические качества окружающих людей, и прежде всего, наиболее близких его сверстников. Развитие интереса к другим обуславливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, разговорах, обсуждениях, в которых обнаруживается "родство" воспринятого пережитого, продуманного. Все это создает положительно-эмоциональный фон общения. Акцентируя внимание на данной проблеме, Д.И. Фельдштейн писал: "Основная психологическая потребность подростка - овладение формами общения – выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организовать свое общение, строить его в соответствии с поставленными задачами". Главным же моментом его содержания выступают более глубокие личные взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями (симпатия, дружба, любовь и т.д.). Подростки активны как в установлении отношений между собой, так и в ходе их дальнейшего поддержания. Общение подростков включает и разнообразные поступки по отношению друг к другу и последующее размышление о них. От размышления об отдельных поступках сверстников они переходят к анализу всей совокупности взаимоотношений с ними.

Интерес к своему сверстнику, углубленный  процессом общения с ним, размышление  о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться и к  себе, проанализировать свое поведение  в этом общении, разобраться в  своих чувствах, возможностях и т.п. Таким образом, общение имеет  прямое отношение к формированию представления о себе, которое  складывается в процессе сравнения  поступков и качеств товарища со своими собственными.

В постепенном  процессе познания собственных качеств  у подростка сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением  каких-либо видов деятельности, и  наконец, личностные качества, более  скрытые свойства внутреннего мира. С.Л. Рубинштейн отмечал, что самопознание подростка проходит ряд этапов: от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда и резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом.

В отечественной  психологии достаточно широко и многопланово проводятся экспериментальные исследования самопознания подростков. В частности, работы И.В.Драгуновой, Д.И. Фельдштейна, Е.Т. Соколовой и т.д., результаты этих исследований раскрыли специфику осознания подростком своих исследований. Было выявлено, что, например, учащиеся 5 классов демонстрируют существенный сдвиг в развитии самосознания – у них возникает интерес к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других. У подростков 6 классов усиливается критический подход к себе. Семиклассники рассуждают о своих моральных качествах, затрагивают эмоциональную сферу, способности, темперамент, волю. Восьми- и девятиклассники в оценках самих себя охватывают почти все стороны собственной личности.

Потребность разобраться в своем поведении, оценить его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним  требованиям реализуется подростком в процессе самоанализа. Обычно самоанализ, к которому обращается подросток, не является самоцелью. Он возникает как  реакция на неудовлетворенность  собственными психологическими особенностями. Самоанализ является одним из путей  самопознания, результат его фиксируется  в самооценке подростка. Самооценка – это личное суждение о собственной  ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его "Я".

Самооценка  проявляется в сознательных суждениях  индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый нормами, критериями, целями, правилами поведения.

Существуют  три момента для понимания  самооценки. Во-первых, важную роль в  ее формировании играет сопоставление  образа реального "Я" с образом  идеального "Я", т.е. с представлениями  о том, каким человек хотел  бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ "Я", тот должен иметь высокую роль самооценки. Если же человек ощущает разрыв между  этими характеристиками и реальностью  своих достижений, его самооценка будет низкой.

Во-вторых, фактор, который связан с интериоризацией  социальных реакций на данного индивида, т.е. человек склонен оценивать  себя так, как по его мнению его  оценивают другие.

Третий  фактор заключается в том, что  индивид оценивает успешность своих  действий и проявлений через призму своей идентичности.

Самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе, или интерпретации суждений других людей, всегда носит субъективный характер.

В своем  развитии самооценка становится все  больше утонченной и совершенной.

Знание  является исходным моментом и заключительным этапом формирования самооценки. Оценка подростком своих качеств происходит с точки зрения осознания степени  своей взрослости. Он как бы выделяет для себя "эталон зрелости" –  восприятие и оценка себя осуществляется через этот "эталон".

На начальных  этапах своего развития самооценка у  подростка неустойчива, колеблется даже в пределах очень коротких временных  промежутков, содержит случайные и  противоречивые заключения. Поскольку  найденный для себя "эталон взрослости" не всегда соответствует действительным возможностям подростка и не находит  соответствующих способов реализации, неадекватная, неустойчивая самооценка на начальных этапах формирования может привести к тому, что подросток переоценивает или, напротив, недооценивает себя, а уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. И если поведение строится на такой неадекватной самооценке, то конфликт между подростком и окружающими становится неизбежным (52, с. 70).

Под влиянием оценки результатов учебной деятельности, отношений сверстников и взрослых, вследствие дальнейшей интеграции собственного познавательного и аффективного опыта самооценка подростка становится все более объективной. Она теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями общества, включает оценку прошлого, связывается с устремлением на будущее. Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с  ростом ее объективности наблюдаются  резкие переходы от одной самооценки к другой. Процесс установления самооценки сопровождается переживаниями самых  разнообразных чувств. В целом  подростковый возраст отличается большой  экспрессивностью, и переживания, включенные в процесс самопознания. Становления  самооценки, протекает на уровни высокой  эмоциональности.

С позиции  психоанализа подростковый период интерпретируется как период исключительной ранимости  личности, обусловленной побуждением  сил, имеющих инстинктивную природу. Плохая адаптивность и непоследовательность поведения объясняются внутренними  конфликтами и стрессами. Фактором, обуславливающим ранимость, является обострение интереса к себе. Поэтому иногда критические замечания падают на почву неуверенности в себе, в свои возможности и способности. Подобная ситуация вызывает сильные, переносимые только в себе аффективные переживания в виде обиды, тоски, потери уверенности в себе. Эти переживания, возникшие в момент двойственной эмоциональности, могут скрыто сохраняться у подростка и в дальнейшем стать одним из устойчивых состояний его психики, внутренним условием. В частности, они могут привести к развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей неполноценности, неуверенности в себе, робости и т.д.

Формирование  личности происходит через преобразование иерархических отношений деятельностей, образующих ядро личности. Самосознание подростков, их отношение к себе, развиваясь в процессе общения, в ходе различных видов деятельности, одновременно формируют более или менее устойчивую самооценку. Подросток должен регулировать свое поведение в системе взаимоотношений с другими с точки зрения соответствия своих требований к самому себе.

В подростковом возрасте самосознание все в большей  степени начинает включаться в процесс управления поведением. В этом процессе участвуют все акты самосознания. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведения подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми. Сложившаяся самооценка подростка регулирует не только процесс его общения, но также играет большую роль в восприятии им других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при оценке других.

М.М.Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию  поведения подростков, отмечал, что  если подросток, обладая устойчивой и адекватной самооценкой, находится  в условиях, которые способствуют нормальному удовлетворению его  потребностей в самоутверждении, то моральная саморегуляция его  поведения проявляется на достаточно высоком уровне. У подростка развивается  умение владеть своими эмоциональными состояниями, контролировать себя. Если подросток с устойчивой, адекватной самооценкой попадает в такие  условия общения, когда он постоянно  сталкивается с недооценкой его  возможностей, ущемление достоинства, то он значительно меняет свои поведенческие реакции.

Саморегуляция существенно проявляется в такой  важной деятельности подростка, как  самовоспитание.

Сложная и многообразная деятельность сознания является тем внутренним психологическим  условием, на основе которого актуализируется  возможность устойчивости, стабильности различных психических проявлений личности.

Другим, не менее важным психологическим  условием тождественности личности является ее самосознание. Благодаря  развитию самосознания у личности формируется  достаточно устойчивое и постоянное понятие о себе, о своей ценности.

Одним из факторов, обуславливающих индивидуальный стиль поведения личности в различных  группах и ситуациях, является понимание  ею себя и собственная оценка себя.

Информация о работе Формирование адекватной самооценки у школьников