Формирование адекватной самооценки у школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-4
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
1.1 Подростковый период………………………………………………....…..6-13
1.2 Основные психологические новообразования переходного периода.14-15
Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16
2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
2.2 Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

формирование адекватной самооценки(5-9кл.).docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

Подростковый  этап генезиса самосознания в развитии личности в целом и ее самосознание исключительно важен, поскольку  именно в этот период на основе предшествующих генетических стадий самосознания складываются основные его свойства и особенности. Наконец, формируется более или  менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов  регуляции личности своего поведения  и деятельности будут определять степень самостоятельности, независимости  этой личности.

Самооценку  можно формировать как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающейся на развернутый анализ ситуации оценивания, а можно строить  ее как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих.

Нельзя  однозначно ответить на вопрос, какая  самооценка лучше – высокая или  низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы  решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности.

Формирование  самооценки связано с изменением социальной ситуацией развития ребенка: с появлением новых требований к  нему со стороны окружающих, с расширением  самостоятельности и появлением нового видения себя.

А.В. Захарова предлагает структурно-динамическую модель самооценки:

- самооценка  представляет собой форму отражения  человеком самого себя как  особого объекта познания, личностные  смыслы.

- самооценка  является социальным образованием, функционирующим как компонент  самосознания и личностного образования.

- как  целостная система самооценка  включена во множество связей  и отношений с другими техническими  образованиями.

- структура  самооценки представлена функционирующими  в неразрывном единстве двумя  компонентами - когнитивным и эмоциональным, отражающими знания субъекта о себе и отношение к себе.

- онтогенез  самооценки связан с формированием  у ребенка дифференцированных  и обобщенных знаний о себе  как внутреннего условия развития  устойчивых ориентаций относительно  себя и эмоционально-ценностного  отношения к себе.

- становление  самооценки в возрастном и  индивидуальном аспектах – единый  и непрерывный процесс, в ходе  которого каждая ее составляющая  как сложно-структурированного системного  образования обнаруживает свою  динамику.

- составляющая  самооценки характеризуется как  специфическими, так и идентичными  показателями.

- условия  развития самооценки представлены  двумя основными факторами –  общение с окружающими и собственной  деятельностью субъекта, каждый  из которых вносит свой вклад  в ее формирование.

- самооценка  функционирует на осознанном  и неосознанном уровнях, становление  ее как механизма произвольной, психической регуляции связано  с развитием рефлексивного самосознания, опирающегося на анализ заложенных  в ситуации оценивания объективных  и субъективных данных.

 

 

Глава III. Экспериментальная часть

ВЫВОД

 

Заключение.

 

Анализируя  использованные источники и проведенный, я акцентирую внимание на самооценке подростков. Подростковый возраст (10-15 лет) является наиболее кризисным. Подростковый кризис сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом. У подростков стремление к самостоятельности выражается в появлении осознавания своей причастности к взрослым в том, что осознание себя противоречит фактическим возможностям подростка. Отношение взрослого обычно не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми ему доступными средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом. Формирующееся представление индивида о самом себе объясняется в образе "Я". Образ "Я" как совокупный продукт информации, полученной в общении и через личный опыт, представляет собой сложное единство осознаваемого и неосознаваемого, устойчивого и изменчивого, реального и воображаемого. Для подросткового возраста характерен бурный рост самосознания, интерес к анализу нравственно-психических качеств другого человека, изменения оценочного отношения к окружающим, резкий скачок в развитии самооценки.

Е.Д. Божович считает, что у подростка возникает новая потребность понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других, попытаться проанализировать свои переживания. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложнения учебной работы и благодаря той общественной деятельности, которую подросток выполняет в обществе. Формирование самосознания (новый и очень существенный уровень формирования) подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков. Основными условиями, влияющими на возникновение новообразий в психике подростка, в частности, на формирование нового уровня самосознания, являются такие факторы, как социальные условия жизни подростка, новые требования к его поведению и деятельности в системе отношений со взрослыми. Общение является основным средством во взаимоотношении со сверстниками. Общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными. Как подростки, так и юноши анализируют свои поступки, ориентируются на мнение окружающих. Поэтому самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Самооценка может быть адекватной (правильной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Она может быть и неадекватной (неправильной), когда человек оценивает себя не объективно, его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. На характер самооценки влияют многие факторы: например, взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями, среда общения. На самооценку школьников влияет место обучения и вид обучения.

Бесспорно, что данная проблема актуальна для  современного общества. От того, как  будет происходить формирование самооценки подростков, зависит благополучие самих школьников и нашего общества. Поэтому необходима индивидуальная работа, диагностика подростков. Изучение самооценки как особой области психического развития должно занять должное место среди задач возрастной и педагогической психологии.

 

 

 

Литература.

 

  1. Авдуевская Е.П. "Принадлежность к группе и самовосприятие личности" Вопросы психологии. 1990 г. № 3.
  2. Алешина Ю.Е., Коноводова А.С. "Взаимоотношения подростков в школьном коллективе" //Вопросы психологии, 1988 г. №.
  3. Ананьев Б.Г. "Человек как предмет познания". М. 1980 г.
  4. Асмолов А.Г. "Психология личности". М. 1990 г.
  5. Бернс Р. "Развитие "Я" – концепции и воспитание". М. 1986 г.
  6. Бодалев А.А. "Восприятие и понимание человека человеком". М. 1982 г.
  7. Божович Е.Д. "Психологические особенности развития личности подростка". М. 1979 г.
  8. Божович Е.Д. "Психологические особенности развития личности подростка". М. 1979 г.
  9. Бороздина Л.В. "Уровень притязания и самооценка". М. 1983 г.
  10. Бороздина Л.В., Вединска Л. "Притязание и самооценка" Вестник. МГУ сер. 14. Психология. 1986 г. № 7.
  11. Бороздина Л.В."Что такое самооценка" Психологический журнал,1994г.№ 4.
  12. Бороздина Л.В. "Самооценка и возраст" в кн. "Тезисы научных сообщений советских психологов VI Всемирного съезда общества психологов. Ч.2. м. 1983 г.

 


Информация о работе Формирование адекватной самооценки у школьников