Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:50, курсовая работа
Проблема самооценки – одного из важнейших личностных образований – в настоящее время становится одной из самых популярных в психологии личности. Особое внимание уделяется изучению механизмов формирования и функционирования неадекватной самооценки в подростковом и юношеском возрасте.
Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при своей психологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка. Формируясь в социальной среде, каждый человек проходит определенные фазы, типы, периоды, стадии развития, каждый из которых обусловлен теми или иными трудностями. Трудности наиболее свойственны таким возрастам, в частности, как подростковому, а также и юношескому. Подростковый возраст отличается наиболее острым и сложным периодом социального развития, представляет собой переходный этап между детством и взрослой жизнью общества. Это трудный период как для него, так и для окружающих его людей.
Введение…………………………………………………………………………2-4
Глава I. Психологические особенности развития личности…………………..5
1.1 Подростковый период………………………………………………....…..6-13
1.2 Основные психологические новообразования переходного периода.14-15
Глава II. Развитие самооценки и основные факторы, влияющие на ее формирование………………………………………………………………..…..16
2.1 Роль межличностного отношения в формировании самооценки……16-22
2.2 Формирование самооценки через развитие самосознания в подростковом возрасте………………………………………………………………….……22-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список литературы………………………………………………………………36
Подростковый этап генезиса самосознания в развитии личности в целом и ее самосознание исключительно важен, поскольку именно в этот период на основе предшествующих генетических стадий самосознания складываются основные его свойства и особенности. Наконец, формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личности своего поведения и деятельности будут определять степень самостоятельности, независимости этой личности.
Самооценку
можно формировать как
Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности.
Формирование самооценки связано с изменением социальной ситуацией развития ребенка: с появлением новых требований к нему со стороны окружающих, с расширением самостоятельности и появлением нового видения себя.
А.В. Захарова предлагает структурно-динамическую модель самооценки:
- самооценка
представляет собой форму
- самооценка
является социальным
- как
целостная система самооценка
включена во множество связей
и отношений с другими
- структура
самооценки представлена
- онтогенез
самооценки связан с
- становление
самооценки в возрастном и
индивидуальном аспектах –
- составляющая
самооценки характеризуется
- условия
развития самооценки
- самооценка
функционирует на осознанном
и неосознанном уровнях,
Глава III. Экспериментальная часть
ВЫВОД
Заключение.
Анализируя использованные источники и проведенный, я акцентирую внимание на самооценке подростков. Подростковый возраст (10-15 лет) является наиболее кризисным. Подростковый кризис сопровождается актуализацией восприятия себя самостоятельным субъектом. У подростков стремление к самостоятельности выражается в появлении осознавания своей причастности к взрослым в том, что осознание себя противоречит фактическим возможностям подростка. Отношение взрослого обычно не соответствует этому новому восприятию, подросток всеми ему доступными средствами пытается утвердить себя самостоятельным субъектом. Формирующееся представление индивида о самом себе объясняется в образе "Я". Образ "Я" как совокупный продукт информации, полученной в общении и через личный опыт, представляет собой сложное единство осознаваемого и неосознаваемого, устойчивого и изменчивого, реального и воображаемого. Для подросткового возраста характерен бурный рост самосознания, интерес к анализу нравственно-психических качеств другого человека, изменения оценочного отношения к окружающим, резкий скачок в развитии самооценки.
Е.Д. Божович считает, что у подростка возникает новая потребность понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других, попытаться проанализировать свои переживания. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложнения учебной работы и благодаря той общественной деятельности, которую подросток выполняет в обществе. Формирование самосознания (новый и очень существенный уровень формирования) подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков. Основными условиями, влияющими на возникновение новообразий в психике подростка, в частности, на формирование нового уровня самосознания, являются такие факторы, как социальные условия жизни подростка, новые требования к его поведению и деятельности в системе отношений со взрослыми. Общение является основным средством во взаимоотношении со сверстниками. Общение имеет прямое отношение к формированию представления о себе, которое складывается в процессе сравнения поступков и качеств товарища со своими собственными. Как подростки, так и юноши анализируют свои поступки, ориентируются на мнение окружающих. Поэтому самоанализ является одним из путей самопознания, результат его фиксируется в самооценке человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Самооценка может быть адекватной (правильной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Она может быть и неадекватной (неправильной), когда человек оценивает себя не объективно, его мнения о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. На характер самооценки влияют многие факторы: например, взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями, среда общения. На самооценку школьников влияет место обучения и вид обучения.
Бесспорно, что данная проблема актуальна для современного общества. От того, как будет происходить формирование самооценки подростков, зависит благополучие самих школьников и нашего общества. Поэтому необходима индивидуальная работа, диагностика подростков. Изучение самооценки как особой области психического развития должно занять должное место среди задач возрастной и педагогической психологии.
Литература.
Информация о работе Формирование адекватной самооценки у школьников