Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:34, автореферат

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.

Файлы: 1 файл

sherbinaai.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

 

На правах рукописи

 

 

 

 

ЩЕРБИНА Анна Ивановна

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Специальность: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата  педагогических наук

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

Официальные оппоненты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущая организация:

Новикова  Галина Павловна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник учреждения Российской академии образования «Институт инновационной деятельности в образовании»

 

Пушкарёва Татьяна Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО  «Московский педагогический государственный университет»

Космачёва Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного  и специального образования ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

 

ФГБОУ ВПО «Липецкий  государственный педагогический университет»


 

Защита состоится «18» сентября 2013 г. В 13.00 ч. На заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д.4.

Электронная версия автореферата размещена на официальных  сайтах МГГУ им. М.А. Шолохова http://www.mggu-cy.ru и ВАК при Министерстве образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru

 

Автореферат разослан «______» августа 2013 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук, профессор    С.Ю.Сенатор

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  исследования обусловлена необходимостью создания условий для духовно-нравственного  воспитания подрастающего поколения  как одной  из приоритетных задач развития современного российского общества. В послании Президента Федеральному собранию РФ 2012 года подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». В новых условиях проблема формирования духовно-нравственной культуры  будущих педагогов дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, эффективное решение которой связано с преобразованием учебно-воспитательного процесса вуза, являющегося наиболее динамичным фактором воздействия на личность будущего педагога, обеспечивающим связь получаемых студентами нравственных знаний, а также предполагающим формирование взгляда на личность воспитанника как высшую ценность.

К настоящему времени в педагогической науке выполнен ряд исследований, обращенных к процессу развития духовной и нравственной культур педагога в системе высшего профессионального образования. Для изучения проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога мы обратились к ее философскому аспекту, а именно сущностной природе личности, а также ее социально-нравственному развитию в структуре общественных отношений, исследуемому в работах ученых-философов, таких как: В.С. Библер, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.М. Межуев и др.

В рамках нашего исследования уделено особое внимание обоснованию общих закономерностей развития высшей школы в трудах С.И. Архангельского,  Г.А. Бордовского, С.И. Зиновьева, В.Г. Кинелева, и др., а также отдельным аспектам нравственной культуры педагога: методологическому (В.В. Краевский, В.А. Сластенин; А.И. Шемшурина); духовно-нравственному и эстетическому (Е.И.Артамонова, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, М.Б. Зацепина, Е.А. Леванова,  Г.П. Скамницкая, Н.Е.Щуркова), коммуникативному (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, А.В. Мудрик); технологическому (Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина). Обращение к трудам Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, М.М. Рубинштейна, раскрывающим закономерности формирования личности, позволили рассмотреть потенциал и реализацию ее возможностей.

Разработка  понятия «нравственная культура»  отразилась в этико-культурологической рефлексии ученых Е.М. Бабосова, В.А. Бачинина, А.А. Гусейнова, М.С. Кагана и др.

 Нравственная  культура как духовный феномен  требует осмысления как в общественном, так и в личностно-индивидуальном  плане, поэтому предпринимаются  попытки проследить основную  тенденцию развития современных представлений о духовно-нравственной культуре в аспекте ее передачи молодежи и усвоения ею духовно-нравственных ценностей.

Вместе с  тем, с научных позиций изученность  факторов и психолого-педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, как системы отношений, изучена недостаточно. Реальное состояние духовно-нравственной культуры в обществе, в первую очередь, студенческой молодежи, можно обозначить как глубокий кризис, который философы связывают с деформацией общечеловеческих ценностей и модификацией коммуникативного поля между традиционными локальными культурами.

Проведенный нами анализ состояния разработанности  проблемы в современной теории и  практике позволил выявить объективно существующие противоречия, которые приводят к возникновению несформированности такого важного показателя профессионализма будущего педагога ДОУ как духовно-нравственная культура:

- на социально-педагогическом  уровне – между социальным заказом на подготовку педагогов дошкольных учреждений, способных взять на себя ответственность за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка, и усилением в студенческой среде мировоззренческого и нравственного кризиса, отчуждением многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушением привлекательности нравственных идеалов;

- на дидактико-технологическом  уровне – между объективной  значимостью проблемы разработки  формирования духовно-нравственной  культуры будущего педагога и  недостаточной научно-методической разработанностью как в педагогической теории, так и в практике подготовки специалиста данного профиля в вузе;

- на организационном  уровне – между реально низким уровнем духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и недостаточным уровнем организации, учета и накопления студентами духовно-нравственного опыта в ходе профессионально-педагогической подготовки в вузе, отсутствием целенаправленной работы преподавателей в этом направлении.

Названные противоречия определили проблему исследования: каково содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и как организовать поиск специфических условий в рамках вуза для ее формирования.

На основе анализа  актуальности проблемы, ее практической и научной значимости, имеющихся противоречий, а также в связи с недостаточной разработанностью в теоретическом и практическом аспектах сформулирована тема исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

Объект исследования – профессиональная подготовка в вузе будущих педагогов ДОУ.

Предмет исследования – процесс формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

Гипотеза исследования. Будущий педагог дошкольного учреждения должен взять на себя ответственность не только за образовательные успехи, но и за духовно-нравственное воспитание ребенка, одухотворять и гуманизировать процесс воспитания, что определяется уровнем сформированности у него духовно-нравственной культуры, эффективность формирования которой может быть обеспечена, если:

- духовно-нравственную  культуру рассматривать как неотъемлемую  ценность, играющую роль сплачивающего  начала на уровне коллективного  субъекта (педагогико-студенческое сообщество);

- она осуществляется на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, средового, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов;

- дидактико-технологическая  подготовка процесса формирования  духовно-нравственной культуры обусловлена этапами профессиональной подготовки будущего педагога ДОУ, базируется на научном осмыслении требований социального заказа к уровню профессиональной компетентности специалиста в условиях вуза;

- динамика формирования  духовно-нравственной культуры осуществляется через обобщенность социально-педагогических явлений и нравственные достижения личности студента;

- созданы необходимые педагогические  условия, обеспечивающие реализацию  модели поэтапного формирования  духовно-нравственной культуры.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.

3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.

4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.

Методологической  основой исследования явились философские, культурологические, социологические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу духовно-нравственной культуры специалиста как предмета междисциплинарного исследования (В.А. Кан-Калик, М.Е. Кудрявцева, Н.Д. Левитов и др.); культурологический подход к анализу явлений действительности и образованию как части культуры (Т.И. Бакланова, М.М. Бахтин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, В.А. Разумный и др.); научные положения о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.); основные положения философско-антропологического, гуманистического, функционально-средового, системного, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов  к профессиональной подготовке специалистов (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.И.Легостаев, А.К. Маркова, Э.И. Сокольникова и др.).

Теоретическим фундаментом исследования стали: теории соотношения этики и культуры (Н.В. Голик, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе); нравственных ценностей в различных областях социального и гуманитарного знания (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, М.В. Лазарева, Н.О. Лосский и др.); духовно-нравственных ценностей в образовании и воспитании (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Н.В. Космачёва, В.И. Петрова и др.); разработка понятия «нравственная культура» (Е.М. Бабосов, В.А.Бачинин, А.А. Гусейнов, и др.).

Педагогические  теории, углубленно анализирующие многообразные аспекты нравственного становления, позволили вычленить устойчивую тенденцию к системному осмыслению процесса формирования духовно-нравственной культуры и развития личности студента (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова и др.). Проблема среды учебного заведения поднималась в работах Ю.С. Мануйлова, Л.С. Выготского, А.А.Шаталова. Теория оптимизации социально-психологического климата коллектива была разработана Н.И. Шевандриным, Л.И.Новиковой.

Для проверки гипотезы диссертационного исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (историографический, системно-терминологический, сравнительно-сопоставительный анализ, метод педагогического обобщения и систематизация, моделирование и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, обобщение опыта, контент-анализ, педагогический эксперимент и др.).

Экспериментальной базой исследования стал Кубанский государственный университет. За пять лет исследовательской работы на различных ее этапах участвовало более 200 студентов и 40 преподавателей вуза.

Информация о работе Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений