Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:34, автореферат
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.
На правах рукописи
ЩЕРБИНА Анна Ивановна
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Специальность: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук
МОСКВА 2013
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация: |
Новикова Галина Павловна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник учреждения Российской академии образования «Институт инновационной деятельности в образовании»
Пушкарёва Татьяна Владимировна доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» Космачёва Наталья Владимировна кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» |
Защита состоится «18» сентября 2013 г. В 13.00 ч. На заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д.4.
Электронная версия автореферата размещена на официальных сайтах МГГУ им. М.А. Шолохова http://www.mggu-cy.ru и ВАК при Министерстве образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «______» августа 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор педагогических наук, профессор С.Ю.Сенатор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность
исследования обусловлена необходимостью
создания условий для духовно-
К настоящему времени в педагогической науке выполнен ряд исследований, обращенных к процессу развития духовной и нравственной культур педагога в системе высшего профессионального образования. Для изучения проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога мы обратились к ее философскому аспекту, а именно сущностной природе личности, а также ее социально-нравственному развитию в структуре общественных отношений, исследуемому в работах ученых-философов, таких как: В.С. Библер, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.М. Межуев и др.
В рамках нашего исследования уделено особое внимание обоснованию общих закономерностей развития высшей школы в трудах С.И. Архангельского, Г.А. Бордовского, С.И. Зиновьева, В.Г. Кинелева, и др., а также отдельным аспектам нравственной культуры педагога: методологическому (В.В. Краевский, В.А. Сластенин; А.И. Шемшурина); духовно-нравственному и эстетическому (Е.И.Артамонова, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, М.Б. Зацепина, Е.А. Леванова, Г.П. Скамницкая, Н.Е.Щуркова), коммуникативному (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, А.В. Мудрик); технологическому (Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина). Обращение к трудам Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, М.М. Рубинштейна, раскрывающим закономерности формирования личности, позволили рассмотреть потенциал и реализацию ее возможностей.
Разработка
понятия «нравственная
Нравственная
культура как духовный феномен
требует осмысления как в
Вместе с тем, с научных позиций изученность факторов и психолого-педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, как системы отношений, изучена недостаточно. Реальное состояние духовно-нравственной культуры в обществе, в первую очередь, студенческой молодежи, можно обозначить как глубокий кризис, который философы связывают с деформацией общечеловеческих ценностей и модификацией коммуникативного поля между традиционными локальными культурами.
Проведенный нами анализ состояния разработанности проблемы в современной теории и практике позволил выявить объективно существующие противоречия, которые приводят к возникновению несформированности такого важного показателя профессионализма будущего педагога ДОУ как духовно-нравственная культура:
- на социально-педагогическом уровне – между социальным заказом на подготовку педагогов дошкольных учреждений, способных взять на себя ответственность за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка, и усилением в студенческой среде мировоззренческого и нравственного кризиса, отчуждением многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушением привлекательности нравственных идеалов;
- на дидактико-технологическом
уровне – между объективной
значимостью проблемы
- на организационном уровне – между реально низким уровнем духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и недостаточным уровнем организации, учета и накопления студентами духовно-нравственного опыта в ходе профессионально-педагогической подготовки в вузе, отсутствием целенаправленной работы преподавателей в этом направлении.
Названные противоречия определили проблему исследования: каково содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и как организовать поиск специфических условий в рамках вуза для ее формирования.
На основе анализа актуальности проблемы, ее практической и научной значимости, имеющихся противоречий, а также в связи с недостаточной разработанностью в теоретическом и практическом аспектах сформулирована тема исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
Объект исследования – профессиональная подготовка в вузе будущих педагогов ДОУ.
Предмет исследования – процесс формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
Гипотеза исследования. Будущий педагог дошкольного учреждения должен взять на себя ответственность не только за образовательные успехи, но и за духовно-нравственное воспитание ребенка, одухотворять и гуманизировать процесс воспитания, что определяется уровнем сформированности у него духовно-нравственной культуры, эффективность формирования которой может быть обеспечена, если:
- духовно-нравственную
культуру рассматривать как
- она осуществляется на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, средового, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов;
- дидактико-технологическая
подготовка процесса
- динамика формирования
духовно-нравственной культуры
- созданы необходимые
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.
Методологической основой исследования явились философские, культурологические, социологические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу духовно-нравственной культуры специалиста как предмета междисциплинарного исследования (В.А. Кан-Калик, М.Е. Кудрявцева, Н.Д. Левитов и др.); культурологический подход к анализу явлений действительности и образованию как части культуры (Т.И. Бакланова, М.М. Бахтин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, В.А. Разумный и др.); научные положения о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.); основные положения философско-антропологического, гуманистического, функционально-средового, системного, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов к профессиональной подготовке специалистов (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.И.Легостаев, А.К. Маркова, Э.И. Сокольникова и др.).
Теоретическим фундаментом исследования стали: теории соотношения этики и культуры (Н.В. Голик, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе); нравственных ценностей в различных областях социального и гуманитарного знания (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, М.В. Лазарева, Н.О. Лосский и др.); духовно-нравственных ценностей в образовании и воспитании (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Н.В. Космачёва, В.И. Петрова и др.); разработка понятия «нравственная культура» (Е.М. Бабосов, В.А.Бачинин, А.А. Гусейнов, и др.).
Педагогические теории, углубленно анализирующие многообразные аспекты нравственного становления, позволили вычленить устойчивую тенденцию к системному осмыслению процесса формирования духовно-нравственной культуры и развития личности студента (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова и др.). Проблема среды учебного заведения поднималась в работах Ю.С. Мануйлова, Л.С. Выготского, А.А.Шаталова. Теория оптимизации социально-психологического климата коллектива была разработана Н.И. Шевандриным, Л.И.Новиковой.
Для проверки гипотезы диссертационного исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (историографический, системно-терминологический, сравнительно-сопоставительный анализ, метод педагогического обобщения и систематизация, моделирование и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, обобщение опыта, контент-анализ, педагогический эксперимент и др.).
Экспериментальной базой исследования стал Кубанский государственный университет. За пять лет исследовательской работы на различных ее этапах участвовало более 200 студентов и 40 преподавателей вуза.