Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:34, автореферат
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.
Во второй главе «Технологии и условия формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» дана программа опытно-экспериментальной проверки модели формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов ДОУ. В соответствии с описанием поэтапной деятельности процесса формирования духовно-нравственной культуры задачами исследования по обоснованию совокупности организационно-педагогических условий, была апробирована модель на базе Кубанского государственного университета. В опытно-экспериментальной работе участвовали студенты 1-2 курса факультета педагогики, психологии и коммуникативистики специальности «Дошкольная педагогика и психология» на протяжении 2007-2011 учебных лет (68 человек составили экспериментальную группу; контрольная группа 63 студента).
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе - диагностико-прогностическом выявлялись наиболее эффективные педагогические условия и определялись факторы, критерии и показатели формирования духовно-нравственной культуры и всех ее компонентов у будущих педагогов дошкольных учреждений; уточнялись и корректировались программы опытно-экспериментальной работы, происходил подбор и разработка методик исследования; осуществлялось включенное наблюдение за процессом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях дошкольных учреждений, была разработана и апробирована программа факультативного курса по выбору «Духовно-нравственная культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения».
На втором, формирующе-продуктивном, этапе осуществлялась проверка положений выдвинутой гипотезы и результатов теоретической части исследования, совершенствовался содержательный компонент факультативного курса, который посещали все студенты экспериментальной группы «Духовно-нравственная культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения»).
На третьем этапе - оценочно-результативном - осуществлялась диагностика с повторным использованием методик, примененных на предыдущих этапах, были проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, предложены методические рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры и всех ее компонентов у будущих педагогов дошкольных учреждений.
Педагогический эксперимент, призванный обеспечить доказательную проверку гипотезы, включал в себя разработку и апробацию системы диагностических методов, позволяющих выявить существующее состояние развития у будущих педагогов духовно-нравственной культуры, способности к духовно-нравственной деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Представленная в первой главе (1.4.) критериально-уровневая шкала духовно-нравственной культуры позволила подобрать комплекс методик, разрешающих оценить степень выраженности у студентов каждого из четырех компонентов духовно-нравственной культуры: аксиологического, когнитивно-смыслового, конструктивно-деятельностного, коммуникативно-поведенческого. Эти же методики были использованы для промежуточного мониторинга уровня сформированности духовно-нравственной культуры в процессе их профессионального обучения в условиях вуза: анкеты для выявления понимания нравственного идеала как цели и ценности жизни, отношения студентов к совести, источников знаний по данной проблеме, способность к оценке и самооценке своих поступков; «Методика оценки нравственных качеств», разработанная В.Л. Марищук и А.И. Волковым, позволяющая определить мотивы, побуждающие соблюдать нравственные нормы поведения, переживания вины и угрызения совести за нарушение нравственных норм, выявить уровень самооценки развития ответственности и чувства долга; «Шкала совестливости» (модифицированный вариант тестов 16 РF), который является тестовой реализацией подхода к исследованию личности на базе теста ММРI, предназначенного для диагностики типа личности.
Для диагностики аксиологического компонента, отвечающего за осознание себя будущим педагогом ДОУ, готовым к духовно-нравственной деятельности, использовались: технология, направленная на выявление степени ценностного саморазвития «Самоорганизация и ценности личности»; мониторинг формирования личностных качеств «Умею ли я самоорганизовываться ?- 1» и «Умею ли я учиться? - 2»; тренинг «Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой; опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Мильмана; «Ориентировочная анкета» В. Смейкала и М. Кучера и др.
Для оценки проявления
у студентов когнитивно-
Конструктивно-деятельностный компонент диагностировался с помощью: ситуационных заданий духовно-нравственной деятельности; на основе анализа эссе студентов на мировоззренческую тематику и с учетом проблем духовно-этической деятельности; экспертной оценки проектов, практических и квалификационных работ, выполненных студентами, например, «Моя профессия нужна мне для….»; методик практической направленности, выявляющих сформированность мотивации к педагогической деятельности как важнейшего мотива для развития духовно-нравственной культуры («Ориентировочная анкета» В. Смейкала и М. Кучера); ситуационных заданий с требованием проведения самоанализа способности к формированию духовно-нравственной культуры. Для получения более объективных данных использовалась методика «Совокупность усложняющихся экспериментальных ситуаций выбора («Выбор», «Возврат», «Конфликт», «Цейтнот»)» и ранжирования мотивов выбора профессии педагога.
С помощью ориентировочной анкеты В. Смейкала и М. Кучера мы выявляли у студентов направленность личности как важнейшего мотива будущей педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Цель методики - выявление основной направленности личности: на себя, на результаты дела, на взаимодействие. Всего был опрошен 131 человек. Среди них: 60 человек (46%) –студенты, которые заняты собой, своими мыслями и чувствами, навязывают окружающим свою волю, склонны к соперничеству, в качестве воспитателя предпочтут придерживаться строго-авторитарного стиля воспитания; 46 человек (35%) – студенты, которые равнодушны к педагогической деятельности и не проявляют желания больше узнать о построении духовно-нравственной деятельности на практике ДОУ, предпочитают «прятаться» за спину других и уходят от ответственности в профессиональной деятельности; 25 человек (19%) – студенты, которые действительно увлечены проблемами формирования духовно-нравственной культуры, проявляют толерантность и коммуникабельность во взаимодействии с одногруппниками, заинтересованы в решении проблем толерантного отношения к детям в полиэтнической среде, хорошо ладят с детьми на практике в ДОУ и предпочитают выполнять работу в коллективе.
Для диагностики коммуникативно-поведенческого компонента духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ использовались: опросник «Оценка уровня духовно-нравственного мировоззрения» Р.Т. Давыдова, позволивший изучить свойство личности, включающее в себя способность человека к коммуникации с окружающими, планированию и проектированию этической деятельности, выявить способность к использованию нравственных технологий и методов работы в процессе педагогической деятельности; оценить рефлексивность (по А.В.Карпову) и уровень общительности; опросник «Оценка способности к эмпатии», экспертная оценка креативных заданий, проектов по мировоззренческой проблематике, практических и квалификационных работ, выполненных студентами.
Опросник «Оценка способности к эмпатии» содержит 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый оценивал, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя следующие варианты ответов: «не знаю», «никогда», «иногда, «часто», «почти всегда», «всегда».
Оценка данной характеристики личности студента проводилась по десятибалльной шкале. Результаты анкетирования в контрольной и экспериментальной группах в процентном выражении практически ничем не отличались. Средние результаты оценки – 5,72 балла в контрольной и 5,53 балла в экспериментальной группе. Проведенное анкетирование показало, что высоким уровнем эмпатии обладают 7 человек из контрольной и 8 человек из экспериментальной группы (по 11% от общего количества студентов). Для большей части студентов (46 человек или 73% в контрольной и 55 человек или 80% в экспериментальной группе) был характерен средний уровень эмпатии. Уровень общительности студентов обеих групп был оценен как средний и средне - высокий и соответствует 6,13 баллам в контрольной и 5,95 баллам в экспериментальной группе при эталоне 10 баллов.
Другим показателем сформированности духовно-нравственной культуры у будущих педагогов можно считать степень полноты знаний, умений и навыков в области духовности, этики, поведения, демонстрируемых выпускником при написании и защите выпускной квалификационной работы.
Оценка общего уровня сформированности духовно-нравственной культуры будущих педагогов сферы дошкольного воспитания и образования выводилась с учетом суммы баллов, полученных в результате диагностирования каждого из четырех компонентов (аксиологического, когнитивно-смыслового, конструктивно-деятельностного, коммуникативно-поведенческого) по формуле (И.К. Давыдов) и сравнения ее с эталоном:
х1 - оценка, соответствующая степени сформированности аксиологического компонента духовно-нравственной культуры;
х2 - оценка, соответствующая степени сформированности когнитивно-смыслового компонента духовно-нравственной культуры;
х3 - оценка, соответствующая степени сформированности конструктивно-деятельностного компонента духовно-нравственной культуры;
х4 - оценка, соответствующая степени сформированности коммуникативно-поведенческого компонента духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ.
В качестве эталонного и равного 10 баллам мы определили уровень проявления свойств, качеств, знаний и умений, представляющий собой максимально возможное количество баллов, которые может набрать респондент при выполнении каждого задания. С учетом количества выполненных заданий эталонная оценка каждого из компонентов духовно-нравственной культуры соответствовала 30 баллам, а интегральная оценка – 120 баллам. Для определения реального уровня проявления духовно-нравственной культуры нами был введен коэффициент, показывающий отклонение от эталонного показателя и позволяющий количественно измерить исследуемую нами характеристику личности:
К = Х/120.
После суммирования и усреднения набранных респондентами баллов мы получили обобщенные результаты диагностирования, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Обобщённая оценка исходного уровня духовно-нравственной культуры студентов на констатирующем этапе исследования (2007 г.)
Компоненты духовно-нравственной культуры |
Интегральный показатель | |||||||||
Аксиологичес-кий |
Когнитивно-смысловой |
Конструктивно-деятельностный |
Коммуникативно-поведенческий | |||||||
Ср. балл |
К |
Ср. балл |
К |
Ср. балл |
К |
Ср. балл |
К |
Ср. балл |
К | |
КГ |
16,98 |
0,57 |
16,24 |
0,54 |
13,84 |
0,46 |
17,72 |
0,59 |
64,78 |
0,54 |
ЭГ |
16,66 |
0,56 |
15,34 |
0,51 |
14,22 |
0,47 |
17,55 |
0,58 |
63,77 |
0,53 |
Как видно из приведенной таблицы, исходный уровень духовно-нравственной культуры, оцениваемый на констатирующем этапе исследования у контрольной и экспериментальной групп, сопоставим практически по всем показателям, и его средняя количественная оценка составляет от эталонной: 54% - в контрольной и 53% - в экспериментальной группах.
Применяя уровневый подход нами была определена степень сформированности искомого качества через уровни духовно-нравственной культуры. Приведем их характеристику.
Интуитивный (низкий) уровень – недостаточный педагогический кругозор, владение элементарным кругом духовно-нравственных понятий, неумение осознавать связи разных духовно-нравственных категорий; оценка духовно-нравственных явлений поверхностна, недоказательна, иногда ошибочна; не проявляется положительное отношение к духовно-нравственной культуре, стремление к целенаправленному формированию проявляется слабо.