Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:34, автореферат

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.

Файлы: 1 файл

sherbinaai.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Исследование  проводилось с 2008 г. по 2012 г. и включало:

первый  этап (2007-2008 гг.) – анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, ее теоретико-методологическое осмысление; накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы; определение методологических и методических подходов к решению проблемы; разработка научного аппарата и программы исследования, обоснование модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза;

второй этап (2008-2010 гг.) – экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, реализация в реальных условиях образовательного процесса вуза содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ  в условиях вуза;

третий этап (2010-2012 гг.) – анализ и обработка результатов педагогического эксперимента; систематизация, интерпретация полученных материалов исследования, формулировка выводов, подготовка и внедрение в практику рекомендаций по результатам диссертационного исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- уточнено понятие сущности  и содержания духовно-нравственной  культуры будущего педагога ДОУ; обоснованы структурно-смысловые компоненты духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ;

- по выделенным и обоснованным критериям, и показателям осуществлялось определение уровней и оценка сформированности духовно-нравственной культуры педагога;

- обоснована  и раскрыта система профессионально-коммуникативных  компетенций педагога ДОУ, соответствующая  современным требованиям к уровню его профессиональной подготовки, в направлении духовно-нравственного развития.

- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ  в условиях вуза, разработано содержательно-технологическое сопровождение и реализация данной модели в условиях вуза;

- выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения качества реализации технологии формирования в вузе духовно-нравственной культуры будущих педагогов ДОУ.

Теоретическая значимость исследования определяется внесением вклада в развитие теории профессионального образования педагога по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; дополнением теории личностно-ориентированного профессионального образования путем разработки дидактико-технологического и содержательно-организационного компонентов профессиональной подготовки будущего педагога ДОУ в условиях вузовского образования.

Практическая  значимость исследования определяется тем, что разработанные модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и ее содержательно-технологическое обеспечение получили экспериментальную проверку в учебно-воспитательном процессе вуза; подтвердили свою результативность и универсальность, что способствует их внедрению в другие подобные образовательные учреждения. Практическая реализация материалов исследования способствовала повышению уровня сформированности духовно-нравственной культуры у выпускников вуза по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Разработаны и внедрены в учебный процесс вуза дисциплины специализации, элективные курсы и технологии: «Педагогическая любовь к детям: условия ее формирования», «Педагогическая поддержка», «Позитивный педагогический план», «Педагогические студии» и др.

Материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов, а также воспитателями дошкольных образовательных учреждений как в учебной, так и в практической деятельности для совершенствования стандартов и программ дошкольного образования, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивающих профессиональную подготовку и повышение квалификации будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственная  культура будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений - целостное интегральное новообразование личности, включающее ценностные ориентации, систему духовно-нравственных знаний, умений и нравственного поведения, отражающие уровень их общей профессиональной культуры и способность осуществлять эффективную педагогическую деятельность на основе концепции и образовательных стандартов дошкольного образования и воспитания. Духовно-нравственная культура будущего педагога предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовно-нравственных способностей и качеств личности), а с другой, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие, в том числе и профессиональное.

Характерными  уровнями проявления данной культуры являются: интуитивный  (низкий), репродуктивный (средний), профессиональный (высокий).

2. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов ДОУ в условиях вуза представлена в виде единства, взаимосвязи и интеграции модулей: ценностно-мировоззренческого (совокупность духовно-нравственных ценностей,  потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании; творческий характер педагогической деятельности; педагогическая этика (проявление любви, уважения к детям); содержательно-технологического (технологическое обеспечение формирования искомого качества через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в учебной и внеучебной деятельности); креативно-творческого (проявление педагогического творчества, усвоение духовно-нравственных ценностей и способов духовно-нравственной деятельности; технология их воплощения в учебно-воспитательном процессе  вуза, осознание духовно-нравственной  деятельности как творчества; критериально-оценочного (критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры студента; диагностические методики и методы математической статистики и обработки результатов исследования; специально подобранные в психолого-педагогической диагностической литературе основные или дополнительные методы формирования искомого качества). 

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного учреждения, включает следующие группы: организационно-управленческие (изучение современных требований рынка труда; организация системы научно-исследовательского и учебно-производственного партнерства вуза с дошкольными образовательными учреждениями разных типов «ясли-сад-школа»; мониторинг и экспертная оценка уровня сформированности духовно-нравственной культуры педагогов); содержательно-технологические (соответствие содержания, форм и методов формирования духовно-нравственной культуры требованиям будущей профессиональной деятельности педагога дошкольных учреждений; разработка элективных курсов с другими видами профессиональной подготовки); организационно-педагогические (интеграция смысловых компонентов духовно-нравственной культуры в вузовскую духовно-нравственную среду – содружество педагогов, коллег, единомышленников в творческом, духовно-нравственном воспитании студентов); духовно-нравственные (духовно-нравственная среда; духовно-нравственное единство педагогико-студенческого коллектива, обеспечивающего педагогику сотрудничества, в основе которой лежит идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса).

Достоверность и надежность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью его теоретических положений; достоверностью выводов исследования; выбором комплекса методов теоретического и эмпирического познания, их адекватностью предмету и задачам исследования; опытно-экспериментальной проверкой выводов и рекомендаций.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялись через публикацию статей, учебных пособий, методических материалов, докладов, тезисов; разработку и реализацию учебно-методических комплексов для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология»». Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета. Материалы исследования получили одобрение на всероссийских, региональных конгрессах и конференциях по проблемам профессиональной подготовки специалистов дошкольной педагогики: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов н/Дону, 2007); «Современные проблемы психологии развития и образования человека» (Санкт-Петербург, 2009); «Актуальные проблемы духовно-нравственного возрождения России» (Краснодар, 2009); «Международной научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодёжь» (Майкоп, 2012); «Теория и практика социального обеспечения жизнедеятельности ребенка в системе дошкольного образования» (Туапсе, 2013). Итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Кубанского государственного университета.

Цель, задачи и  логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» автором представлена духовно-нравственная культура как философская и психолого-педагогическая проблема, даны ее сущность и содержание, определены педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры в условиях вуза и ее модель. Во второй главе «Технологии и условия формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» дана программа опытно-экспериментальной проверки модели формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов ДОУ, в ходе которой проходит апробацию технологическое сопровождение процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных учреждений. Описан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры студента, включающий в себя следующие компоненты: организационно-управленческие, содержательно-технологические, организационно-педагогические, духовно-нравственные.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений». автором. определена сущность и содержание духовно-нравственной культуры в философской и психолого-педагогической науке; выявлено значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений; разработана модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.

Проблема формирования духовно-нравственной культуры обретает особую значимость в эпоху переживаемого  цивилизацией кризиса. Тенденция высшей школы, направленная на гуманизацию образования, состоит в духовно-личностной востребованности всех богатств культуры. Поскольку многих детей дошкольного возраста сегодня отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость, то современный педагог дошкольного учреждения берет на себя ответственность не только за образовательные успехи, но и за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка, одухотворять и гуманизировать процесс воспитания, учитывая весь человеческий опыт духовной и этической культуры, народную мудрость поколений. Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач профессиональной подготовки будущих педагогов ДОУ и педагогической деятельности с детьми.

Духовно-нравственная культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его нравственно-педагогической подготовки в вузе, стремлением к духовно-нравственному самосовершенствованию. Она предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовно-нравственных способностей и качеств личности), а с другой, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие.

Концепция формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений включает  следующие положения: а) для формирования духовно-нравственного типа личности будущего педагога дошкольного учреждения существенной выступает социокультурная среда; б) вырабатывая педагогическую стратегию формирования духовно-нравственной культуры в вузе, следует исходить из понимания и организации учебной и внеучебной деятельности, характеризующихся диалогичностью, формированием у студентов духовно-нравственных убеждений, духовно-нравственных качеств личности, чувств, потребностей, осознания своего «Я», «образа педагога дошкольного учреждения», «знание будущей профессиональной деятельности в условиях ДОУ»; в) коммуникативный компонент, включающий в себя нормы общения, желание сотрудничать, готовность к нравственным взаимоотношением.

На основе анализа  теоретико-методологических и эмпирических материалов были разработаны основные модули модели: ценностно-мировоззренческий, содержательно-технологический, креативно-творческий, критериально-оценочный.

Представим  структуру и содержание каждого  из модулей, входящих в состав модели (см. рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 


 





 

 

 

 

 

 


 

 




 


 

 

Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольного учреждения

Для выявления  возможностей вуза в формировании духовно-нравственной культуры  будущего педагога дошкольного  учреждения нами были изучены ГОС ВПО, ФГОС ВПО, учебные планы, программы обучения, проведены беседы с преподавателями выпускающих кафедр, специалистами баз практики, работодателями, выпускниками вуза, работающими по специальности в дошкольных учреждениях.

Рассматривая духовно-нравственную  культуру личности с позиции личностно ориентированного подхода, мы определяем  данный феномен как целенаправленную и внутренне согласованную систему духовно-нравственных качеств личности и оцениваем  сформированность духовно-нравственной культуры будущего воспитателя дошкольного учреждения через следующие компоненты: а) аксиологический (обладание духовно-нравственными ценностями; проявление к детям любви, симпатии, взаимоуважения, терпения, дружелюбия; умение решать задачи, требующие осмысления, оценки психолого-педагогической реальности, поиска решений в конкретных ситуациях; духовно-нравственная активность, потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании); б) когнитивно-смысловой (представления о сущности нравственной ответственности как этической ценности,  четко сформированные знания о нравственной ответственности и способность их применения на практике; освоение духовно-нравственных, культурных традиций разных народов, отражающих их особенности, вероисповедание, обычаи; приобретение и развитие общекультурных знаний через актуализацию художественно-творческих знаний и умений в социокультурном контексте); в) конструктивно-деятельностный (навыки принятия ответственных решений, эмоциональное удовлетворение от совершения нравственных поступков; ситуативная ориентация на нравственное поведение и духовное отношение к окружающей действительности); г) коммуникативно-поведенческий (педагогическая этика; умение устанавливать духовно-доверительные взаимоотношения с детьми и коллегами; нормы общения и стереотипы поведения, которые формируются в период профессиональной  подготовки  специалиста в вузе).

Информация о работе Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений