Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:34, автореферат
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.
Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. и включало:
первый этап (2007-2008 гг.) – анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, ее теоретико-методологическое осмысление; накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы; определение методологических и методических подходов к решению проблемы; разработка научного аппарата и программы исследования, обоснование модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза;
второй этап (2008-2010 гг.) – экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, реализация в реальных условиях образовательного процесса вуза содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза;
третий этап (2010-2012 гг.) – анализ и обработка результатов педагогического эксперимента; систематизация, интерпретация полученных материалов исследования, формулировка выводов, подготовка и внедрение в практику рекомендаций по результатам диссертационного исследования, литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие сущности
и содержания духовно-
- по выделенным и обоснованным критериям, и показателям осуществлялось определение уровней и оценка сформированности духовно-нравственной культуры педагога;
- обоснована
и раскрыта система
- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза, разработано содержательно-технологическое сопровождение и реализация данной модели в условиях вуза;
- выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения качества реализации технологии формирования в вузе духовно-нравственной культуры будущих педагогов ДОУ.
Теоретическая значимость исследования определяется внесением вклада в развитие теории профессионального образования педагога по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; дополнением теории личностно-ориентированного профессионального образования путем разработки дидактико-технологического и содержательно-организационного компонентов профессиональной подготовки будущего педагога ДОУ в условиях вузовского образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и ее содержательно-технологическое обеспечение получили экспериментальную проверку в учебно-воспитательном процессе вуза; подтвердили свою результативность и универсальность, что способствует их внедрению в другие подобные образовательные учреждения. Практическая реализация материалов исследования способствовала повышению уровня сформированности духовно-нравственной культуры у выпускников вуза по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Разработаны и внедрены в учебный процесс вуза дисциплины специализации, элективные курсы и технологии: «Педагогическая любовь к детям: условия ее формирования», «Педагогическая поддержка», «Позитивный педагогический план», «Педагогические студии» и др.
Материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов, а также воспитателями дошкольных образовательных учреждений как в учебной, так и в практической деятельности для совершенствования стандартов и программ дошкольного образования, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивающих профессиональную подготовку и повышение квалификации будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Духовно-нравственная культура будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений - целостное интегральное новообразование личности, включающее ценностные ориентации, систему духовно-нравственных знаний, умений и нравственного поведения, отражающие уровень их общей профессиональной культуры и способность осуществлять эффективную педагогическую деятельность на основе концепции и образовательных стандартов дошкольного образования и воспитания. Духовно-нравственная культура будущего педагога предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовно-нравственных способностей и качеств личности), а с другой, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие, в том числе и профессиональное.
Характерными уровнями проявления данной культуры являются: интуитивный (низкий), репродуктивный (средний), профессиональный (высокий).
2. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов ДОУ в условиях вуза представлена в виде единства, взаимосвязи и интеграции модулей: ценностно-мировоззренческого (совокупность духовно-нравственных ценностей, потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании; творческий характер педагогической деятельности; педагогическая этика (проявление любви, уважения к детям); содержательно-технологического (технологическое обеспечение формирования искомого качества через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в учебной и внеучебной деятельности); креативно-творческого (проявление педагогического творчества, усвоение духовно-нравственных ценностей и способов духовно-нравственной деятельности; технология их воплощения в учебно-воспитательном процессе вуза, осознание духовно-нравственной деятельности как творчества; критериально-оценочного (критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры студента; диагностические методики и методы математической статистики и обработки результатов исследования; специально подобранные в психолого-педагогической диагностической литературе основные или дополнительные методы формирования искомого качества).
3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного учреждения, включает следующие группы: организационно-управленческие (изучение современных требований рынка труда; организация системы научно-исследовательского и учебно-производственного партнерства вуза с дошкольными образовательными учреждениями разных типов «ясли-сад-школа»; мониторинг и экспертная оценка уровня сформированности духовно-нравственной культуры педагогов); содержательно-технологические (соответствие содержания, форм и методов формирования духовно-нравственной культуры требованиям будущей профессиональной деятельности педагога дошкольных учреждений; разработка элективных курсов с другими видами профессиональной подготовки); организационно-педагогические (интеграция смысловых компонентов духовно-нравственной культуры в вузовскую духовно-нравственную среду – содружество педагогов, коллег, единомышленников в творческом, духовно-нравственном воспитании студентов); духовно-нравственные (духовно-нравственная среда; духовно-нравственное единство педагогико-студенческого коллектива, обеспечивающего педагогику сотрудничества, в основе которой лежит идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса).
Достоверность и надежность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью его теоретических положений; достоверностью выводов исследования; выбором комплекса методов теоретического и эмпирического познания, их адекватностью предмету и задачам исследования; опытно-экспериментальной проверкой выводов и рекомендаций.
Внедрение
и апробация результатов
Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» автором представлена духовно-нравственная культура как философская и психолого-педагогическая проблема, даны ее сущность и содержание, определены педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры в условиях вуза и ее модель. Во второй главе «Технологии и условия формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» дана программа опытно-экспериментальной проверки модели формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов ДОУ, в ходе которой проходит апробацию технологическое сопровождение процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных учреждений. Описан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры студента, включающий в себя следующие компоненты: организационно-управленческие, содержательно-технологические, организационно-педагогические, духовно-нравственные.
В первой главе «Теоретико-
Проблема формирования духовно-нравственной культуры обретает особую значимость в эпоху переживаемого цивилизацией кризиса. Тенденция высшей школы, направленная на гуманизацию образования, состоит в духовно-личностной востребованности всех богатств культуры. Поскольку многих детей дошкольного возраста сегодня отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость, то современный педагог дошкольного учреждения берет на себя ответственность не только за образовательные успехи, но и за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка, одухотворять и гуманизировать процесс воспитания, учитывая весь человеческий опыт духовной и этической культуры, народную мудрость поколений. Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач профессиональной подготовки будущих педагогов ДОУ и педагогической деятельности с детьми.
Духовно-нравственная культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его нравственно-педагогической подготовки в вузе, стремлением к духовно-нравственному самосовершенствованию. Она предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовно-нравственных способностей и качеств личности), а с другой, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие.
Концепция формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений включает следующие положения: а) для формирования духовно-нравственного типа личности будущего педагога дошкольного учреждения существенной выступает социокультурная среда; б) вырабатывая педагогическую стратегию формирования духовно-нравственной культуры в вузе, следует исходить из понимания и организации учебной и внеучебной деятельности, характеризующихся диалогичностью, формированием у студентов духовно-нравственных убеждений, духовно-нравственных качеств личности, чувств, потребностей, осознания своего «Я», «образа педагога дошкольного учреждения», «знание будущей профессиональной деятельности в условиях ДОУ»; в) коммуникативный компонент, включающий в себя нормы общения, желание сотрудничать, готовность к нравственным взаимоотношением.
На основе анализа теоретико-методологических и эмпирических материалов были разработаны основные модули модели: ценностно-мировоззренческий, содержательно-технологический, креативно-творческий, критериально-оценочный.
Представим структуру и содержание каждого из модулей, входящих в состав модели (см. рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольного учреждения
Для выявления возможностей вуза в формировании духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного учреждения нами были изучены ГОС ВПО, ФГОС ВПО, учебные планы, программы обучения, проведены беседы с преподавателями выпускающих кафедр, специалистами баз практики, работодателями, выпускниками вуза, работающими по специальности в дошкольных учреждениях.
Рассматривая духовно-