Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:34, автореферат
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.
Репродуктивный (средний) уровень – проявление достаточного педагогического кругозора владение духовно-нравственными понятиями в пределах учебной программы, осознание значимости духовно-нравственного воспитания, осуществление попыток оценивания духовно-нравственных явлений, которые носят односторонний характер; копирование духовно-нравственных образцов других, самостоятельные проявления отсутствуют.
Профессиональный (высокий) уровень – широкий педагогический кругозор, глубокое усвоение духовно-нравственных понятий, осознание духовно-нравственного воспитания, умение творчески проявлять себя в педагогической, духовно-нравственной деятельности; знания, умения и навыки также носят межпредметный характер, отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения духовно-нравственных, практических задач.
Распределение
студентов контрольной и
Таблица 2
Распределение студентов по уровням сформированности
духовно-нравственной культуры на констатирующем этапе исследования
Группы студентов |
Уровни сформированности | |||||
Интуитивный |
Репродуктивный |
Профессиональный | ||||
Кол-во студентов |
Плотность распреде- ления (%) |
Кол-во студентов |
Плотность распреде- ления (%) |
Кол-во студентов |
Плотнсть распреде- ления (%) | |
Контр.гр. |
34 |
54 |
22 |
35,5 |
7 |
10,5 |
Экспер.гр. |
39 |
58 |
24 |
35 |
5 |
7 |
Всего |
73 |
46 |
12 |
Данные таблицы показывают, что все студенты контрольной и экспериментальной групп находились на интуитивном и репродуктивном уровнях сформированности духовно-нравственной культуры, которые являются недостаточными для эффективной профессиональной деятельности педагога в сфере дошкольного образования и воспитания. При этом подавляющее большинство студентов как контрольной (54%), так и экспериментальной группы (58%) проявляли низкий, интуитивный, уровень духовно-нравственной культуры. Это определило необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза специальной системы по формированию качеств студентов, входящих в компонентный состав духовно-нравственной культуры, являющейся обязательным в перечне профессионально значимых качеств личности воспитателя дошкольного учреждения.
На формирующем этапе была выявлена степень приближения Х к эталонному значению духовно-нравственной культуры студента, а коэффициента К – к единице, что должно свидетельствовать об эффективности разработанной нами Программы. Формирующий этап исследования потребовал внедрения педагогических технологий, обеспечивающих развитие данного качества будущего педагога. С этой целью в рамках эксперимента были внедрены в учебный процесс психолого-педагогические технологии: «Педагогическая любовь к детям: условия ее формирования», «Педагогическая поддержка», «Позитивный педагогический план» и др. В рамках осуществления студентом индивидуальной программы духовно-нравственного самообразования была внедрена педагогическая технология - Педагогические студии, главная идея которой – обогащение молодого поколения социально-культурным и духовным опытом человечества.
Диагностическое обследование после формирующего этапа показало, что представления студентов о нравственной и духовной культуре, духовных ценностях, взглядах, идеалах расширились, вышли за рамки понимания только нравственного воспитания, которое было зафиксировано до начала экспермента.
Результатом второго этапа стал рост оценочных умений, проявляющийся в устойчивых суждениях студентов. У студентов совершенствовался навык самоотчета, они фиксировали личные наблюдения и самонаблюдения, вели заметки о собственных ощущениях и чувствах. Далее студенты заполняли итоговую анкету, свидетельствующую об изменениях, произошедших в мышлении и сознании будущих педагогов; об эффективности форм, методов и содержания процесса формирования уровня духовно-нравственной культуры личности будущего педагога.
Большинство студентов (58 %) отмечали лекции по психолого-педагогическим дисциплинам и культурологии, считая их важным элементом повышения своей духовно-нравственной культуры. Самый большой показатель в характеристике личности педагога ДОУ составили гуманизм, любовь к детям и профессиональные качества.
С целью расширения знаний в области духовно-нравственной культуры и профессиональной компетентности в учебный план занятий студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология» были внедрены педагогические технологии для достижения не только определенной осведомленности студентов о деятельности педагога-гуманиста, обладающего духовно-нравственной культурой, но и сформированности профессионально гуманистического и духовно-нравственного мировоззрения (2.2.). В связи с этим особое значение имели аудиторные занятия, направленные на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности студентов, выработку собственного мнения о гуманистическом обучении и воспитании. В организации занятий использовались технологии активного обучения, кроме того разрабатывались педагогические технологии, рассчитанные на гуманизацию и сотрудничество в подготовке и проведении учебных занятий.
После завершения обучающих курсов, и овладения студентами технологиями, предложенными на выбор, каждый из них получал рекомендации по методам духовно-нравственного самообразования, самовоспитания, вариантам «набора дополнительных» сведений по профилю специальности «Дошкольная педагогика и психология» в сфере дошкольного образования и воспитания.
Качественное состояние сформированности духовно-нравственной культуры студента определялось уровнем владения знаниями духовно-нравственной культуры; способностью самостоятельно добывать и осваивать новую информацию о принципах, механизмах, технологиях, основах духовно-нравственной культуры, обладанием определенным стилем педагогического мышления, наличием позитивного настроя на профессиональную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе любви, уважения, толерантности и т.д.
В таблице 3 представлены результаты диагностирования уровня духовно-нравственной культуры у студентов, задействованных в формирующем эксперименте, на 2 курсе в 2007 г. и этих же студентов на 5 курсе в 2011 г.
Таблица 3
Содержательно-технологическое наполнение
духовно-нравственной культуры будущих педагогов
Функции духовно-нравственной культуры |
2007 г. |
2011 г. |
Δ |
t |
p | ||
s1 |
s2 | ||||||
Постановка, анализ и формирование личных целей в овладении духовно-нравственной культурой целеобразование |
6,47 |
1,89 |
8,15 |
1,81 |
1,68 |
3,012 |
<0,05 |
Разработка планов и альтернативных вариантов духовно-нравственной деятельности, саморазвитие |
4,75 |
1,68 |
6,23 |
2,31 |
1,48 |
3,956 |
<0,05 |
Духовно-нравственное самовоспитание |
4,89 |
2,78 |
7,76 |
2,27 |
2,87 |
2,631 |
<0,05 |
Готовность к духовно-нравственным взаимоотношениям |
4,42 |
2,94 |
6,67 |
2,11 |
2,25 |
1,945 |
>0,05 |
Контроль и самоконтроль |
5,65 |
2,05 |
7,83 |
2,18 |
2,18 |
3,031 |
<0,05 |
Самопознание |
4,32 |
2,65 |
4,85 |
2,46 |
0,53 |
1,115 |
>0,05 |
Норма общения |
5,72 |
2,65 |
8,21 |
2,07 |
2,49 |
2,565 |
<0,05 |
Обозначения, используемые в таблице: и – средние баллы сформированности духовно-нравственной культуры 2007 г. и 2011 г. соответственно; s1 иs2 – средние квадратичные отклонения для выпусков 2007 г. и 2011 г. соответственно; Δ – приращение показателя за время эксперимента; t – коэффициент Стьюдента; p – вероятность допущения ошибки изменений.
В экспериментальной группе по отношению к контрольной группе была внедрена опытно-экспериментальная Программа, проведено обучение, направленное на формирование или слабо развитых или недостающих качеств духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных учреждений.
Механизмом перевода данных качественных показателей в количественные в нашем исследовании выступали уровни сформированности различных компонентов духовно-нравственной культуры (см. табл.4).
Таблица 4
Соотношение уровней сформированности духовно-нравственной культуры
у студентов контрольной и экспериментальной групп (в %)
Уровни сформированности
| ||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||
2007 г. |
2011 г. |
2007 г. |
2011 г. | |
Профессиональный (высокий) |
7 |
45 |
10,5 |
26 |
Репродуктивный (средний) |
35 |
38 |
35,5 |
46 |
Интуитивный (низкий) |
58 |
17 |
54 |
28 |
Полученные результаты позволяют говорить о значительном повышении уровня духовно-нравственной культуры экспериментальной группы.
Рассматривая результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах, автор пришел к выводу, что они значительно отличаются. Высокий (профессиональный) уровень духовно-нравственной культуры у студентов ЭГ на начало эксперимента составлял 7 %, к концу – 45%, тогда как в контрольной группе данное качество повысилась незначительно (соответственно 10,5% и 26%). Таким образом, полученные в ходе исследования результаты многолетней экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать выводы:
1. Анализ научной литературы показал, что одной из важных задач педагогической науки выступает задача формирования духовно-нравственной личности, начиная с первых лет жизни ребенка, в связи с чем процесс подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, должен осуществляться с опорой на концепцию формирования духовно-нравственной культуры. Рассматривая духовно-нравственную культуру в структуре профессиональной культуры, мы в своем исследовании определили механизм их взаимосвязи, соотношения, а также процесс интеграции.
2. В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы уровни проявления духовно-нравственной культуры: интуитивный (низкий), репродуктивный (средний), профессиональный (высокий).
3. Исследование показало, что процесс формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях вуза должен осуществляться с учётом создания профессиональной социокультурной среды, учёта индивидуальных особенностей студентов.
4. Разработана
модель формирования духовно-
5. Определенные в процессе исследования педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: организационно-управленческие; содержательно-технологические; организационно-педагогические; духовно-нравственные, обнаружили свою эффективность.
6. Исследование доказало, что в процессе профессионального обучения будущих педагогов ДОУ, осуществляемого по традиционным методикам, только за счет общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана и производственной практики, не дает нужного эффективного формирования профессионального уровня духовной-нравственной культуры, гарантирующего высокую востребованность такого специалиста в дошкольной образовательной сфере.