Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:34, автореферат

Описание работы

Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.
2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.
4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.
5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.

Файлы: 1 файл

sherbinaai.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Репродуктивный (средний) уровень – проявление достаточного педагогического кругозора владение духовно-нравственными понятиями в пределах учебной программы, осознание значимости духовно-нравственного воспитания, осуществление попыток оценивания духовно-нравственных явлений, которые носят односторонний характер; копирование духовно-нравственных образцов других, самостоятельные проявления отсутствуют.

Профессиональный (высокий) уровень – широкий педагогический  кругозор, глубокое усвоение  духовно-нравственных понятий, осознание духовно-нравственного  воспитания, умение творчески проявлять себя в педагогической, духовно-нравственной деятельности; знания, умения и навыки также носят межпредметный характер, отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения духовно-нравственных, практических задач.

Распределение студентов контрольной и экспериментальной  групп по уровням сформированности у них духовно-нравственной культуры представлены в сводной таблице  оценки духовно-нравственной культуры студентов на констатирующем этапе исследования.

Таблица 2

Распределение студентов по уровням сформированности

духовно-нравственной культуры на констатирующем этапе исследования

 

 

 

Группы

студентов

Уровни  сформированности

Интуитивный

Репродуктивный

Профессиональный

Кол-во студентов

Плотность

распреде-

ления (%)

Кол-во

 студентов

Плотность

распреде-

ления

(%)

Кол-во студентов

Плотнсть

распреде-

ления

(%)

Контр.гр.

34

54

22

35,5

7

10,5

Экспер.гр.

39

58

24

35

5

7

Всего

73

 

46

 

12

 

 

Данные таблицы показывают, что все студенты контрольной и экспериментальной групп находились на интуитивном и репродуктивном уровнях сформированности духовно-нравственной культуры, которые являются недостаточными для эффективной профессиональной деятельности педагога в сфере дошкольного образования и воспитания. При этом подавляющее большинство студентов как контрольной (54%), так и экспериментальной группы (58%) проявляли низкий, интуитивный, уровень духовно-нравственной культуры. Это определило необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза специальной системы по формированию качеств студентов, входящих в компонентный состав духовно-нравственной культуры, являющейся обязательным в перечне профессионально значимых качеств личности воспитателя дошкольного учреждения.

На формирующем этапе была выявлена степень приближения Х к эталонному значению духовно-нравственной культуры студента, а коэффициента К – к единице, что должно свидетельствовать об эффективности разработанной нами Программы. Формирующий этап исследования потребовал внедрения педагогических технологий, обеспечивающих развитие данного качества будущего педагога. С этой целью в рамках эксперимента были внедрены в учебный процесс психолого-педагогические технологии: «Педагогическая любовь к детям: условия ее формирования», «Педагогическая поддержка», «Позитивный педагогический план» и др. В рамках осуществления студентом индивидуальной программы духовно-нравственного самообразования была внедрена педагогическая технология - Педагогические студии, главная идея которой – обогащение молодого поколения социально-культурным и духовным опытом человечества.

Диагностическое обследование после формирующего этапа  показало, что представления студентов  о нравственной и духовной культуре, духовных ценностях, взглядах, идеалах расширились, вышли за рамки понимания только нравственного воспитания, которое было зафиксировано до начала экспермента.

Результатом второго  этапа стал рост оценочных умений, проявляющийся в устойчивых суждениях  студентов. У студентов совершенствовался навык самоотчета, они фиксировали личные наблюдения и самонаблюдения, вели заметки о собственных ощущениях и чувствах. Далее студенты заполняли итоговую анкету, свидетельствующую об изменениях, произошедших в мышлении и сознании будущих педагогов; об эффективности форм, методов и содержания процесса формирования уровня духовно-нравственной культуры личности будущего педагога.

Большинство студентов (58 %) отмечали лекции по психолого-педагогическим дисциплинам и культурологии, считая их важным элементом повышения своей духовно-нравственной культуры. Самый большой показатель в характеристике личности педагога ДОУ составили гуманизм, любовь к детям и профессиональные качества.

С целью  расширения знаний в области духовно-нравственной культуры и профессиональной компетентности в учебный план занятий студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология» были внедрены педагогические технологии для достижения не только  определенной осведомленности студентов о деятельности педагога-гуманиста, обладающего духовно-нравственной культурой, но и сформированности профессионально гуманистического и духовно-нравственного мировоззрения (2.2.). В связи с этим особое значение имели аудиторные занятия, направленные на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности студентов, выработку  собственного мнения о гуманистическом обучении и воспитании. В организации занятий использовались технологии активного обучения, кроме того разрабатывались педагогические технологии, рассчитанные на гуманизацию и сотрудничество в подготовке и проведении учебных занятий.

После завершения обучающих курсов, и овладения студентами технологиями, предложенными на выбор, каждый из них получал рекомендации по методам духовно-нравственного самообразования, самовоспитания,  вариантам «набора дополнительных» сведений по профилю специальности «Дошкольная педагогика и психология» в сфере дошкольного образования и воспитания.

Качественное  состояние сформированности духовно-нравственной культуры студента определялось уровнем  владения знаниями духовно-нравственной культуры; способностью самостоятельно добывать и осваивать новую информацию о принципах, механизмах, технологиях, основах духовно-нравственной культуры, обладанием определенным стилем педагогического мышления, наличием позитивного настроя на профессиональную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе любви, уважения, толерантности и т.д.

В таблице 3 представлены результаты диагностирования уровня духовно-нравственной культуры у студентов, задействованных в формирующем эксперименте, на 2 курсе в 2007 г. и этих же студентов на 5 курсе в 2011 г.

Таблица 3

Содержательно-технологическое  наполнение

 духовно-нравственной  культуры будущих педагогов 

Функции духовно-нравственной культуры

2007 г.

2011 г.

Δ

t

p

s1

s2

Постановка, анализ и формирование личных целей в  овладении духовно-нравственной культурой  целеобразование

6,47

1,89

8,15

1,81

1,68

3,012

<0,05

Разработка  планов и альтернативных вариантов  духовно-нравственной деятельности, саморазвитие

4,75

1,68

6,23

2,31

1,48

3,956

<0,05

Духовно-нравственное самовоспитание

4,89

2,78

7,76

2,27

2,87

2,631

<0,05

Готовность  к духовно-нравственным взаимоотношениям

4,42

2,94

6,67

2,11

2,25

1,945

>0,05

Контроль и  самоконтроль

5,65

2,05

7,83

2,18

2,18

3,031

<0,05

Самопознание

4,32

2,65

4,85

2,46

0,53

1,115

>0,05

Норма общения

5,72

2,65

8,21

2,07

2,49

2,565

<0,05


 

Обозначения, используемые в таблице: и – средние баллы сформированности духовно-нравственной культуры 2007 г. и 2011 г. соответственно; s1 иs2 – средние квадратичные отклонения для выпусков 2007 г. и 2011 г. соответственно; Δ – приращение показателя за время эксперимента; t – коэффициент Стьюдента; p – вероятность допущения ошибки изменений.

В экспериментальной  группе по отношению к контрольной группе была внедрена опытно-экспериментальная Программа, проведено обучение, направленное на формирование или слабо развитых или недостающих качеств духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных учреждений.

Механизмом перевода данных качественных показателей в количественные в нашем исследовании выступали уровни сформированности различных компонентов духовно-нравственной культуры (см. табл.4).

 

 

 

 

Таблица  4

Соотношение уровней сформированности духовно-нравственной культуры

у студентов контрольной и экспериментальной групп (в %)

 

Уровни  сформированности

 

 

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

2007 г.

2011 г.

2007 г.

2011 г.

Профессиональный (высокий)

7

45

10,5

26

Репродуктивный (средний)

35

38

35,5

46

Интуитивный (низкий)

58

17

54

28


 

Полученные  результаты позволяют говорить о  значительном повышении уровня духовно-нравственной культуры экспериментальной группы.

Рассматривая  результаты, полученные в контрольной  и экспериментальной группах, автор  пришел к выводу, что они значительно отличаются. Высокий (профессиональный) уровень духовно-нравственной культуры у студентов ЭГ на начало эксперимента составлял 7 %, к концу – 45%, тогда как в контрольной группе данное качество повысилась незначительно (соответственно 10,5% и 26%). Таким образом, полученные в ходе исследования результаты многолетней экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать выводы:

1. Анализ научной литературы показал, что одной из важных задач педагогической науки выступает задача формирования духовно-нравственной личности, начиная с первых лет жизни ребенка, в связи с чем процесс подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, должен осуществляться с опорой на концепцию формирования духовно-нравственной культуры. Рассматривая духовно-нравственную культуру в структуре профессиональной культуры, мы в своем исследовании определили механизм их взаимосвязи, соотношения, а также процесс интеграции.

2. В ходе исследования  были выявлены и охарактеризованы уровни проявления духовно-нравственной культуры: интуитивный (низкий), репродуктивный (средний), профессиональный (высокий).

3. Исследование показало, что процесс формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях вуза должен осуществляться с учётом создания профессиональной социокультурной среды, учёта индивидуальных особенностей студентов.

4. Разработана  модель формирования духовно-нравственной  культуры будущих педагогов дошкольных  образовательных учреждений, построенная на основе единства и взаимосвязи модулей (ценностно-мировоззренческого; содержательно-технологического; креативно-творческого; критериально-оценочного), оказалась эффективной: полученные результаты, в опытно-экспериментальной работе в контрольной и экспериментальной группах, на начало эксперимента показывают, что высокий (профессиональный) уровень духовно-нравственной культуры наблюдается у 7 %, студентов экспериментальной группы, а в контрольной группе соответственно 10,5 %. Однако после исследования в экспериментальной группе высокий (профессиональный) уровень наблюдается у 45 % студентов, а в контрольной 26% студентов.

5. Определенные в процессе исследования педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: организационно-управленческие; содержательно-технологические; организационно-педагогические; духовно-нравственные, обнаружили свою эффективность.

6. Исследование доказало, что в процессе профессионального обучения будущих педагогов ДОУ, осуществляемого по традиционным методикам, только за счет общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана и производственной практики, не дает нужного эффективного формирования профессионального уровня духовной-нравственной культуры, гарантирующего высокую востребованность такого специалиста в дошкольной образовательной сфере.

Информация о работе Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений