Формирование двигательной активности детей 2-3 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

В конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

Содержание работы

Введение:
1. Нормативно - правовое обеспечение.
2. Значение.
I. Теоретическая часть:
1. Актуальность (Педагоги и психологи современности по теме. Констатирующий эксперимент).
2. Описание 1 этапа диагностики.
3. Цель, задачи, гипотеза.
3. Особенности составления перспективного плана работы.
II. Практическая часть.
1. Описание системы работы с детьми.
2. Описание системы работы с родителями.
3. Описание системы работы с педагогами.
Заключение.
1.Вывод (описание 2 этапа диагностики).
2. Перспектива.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Зарипова Т.П., если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься – принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности  детей 2-3 летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультуры.

Как отмечает Осокина  Т.И., мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым и по его показу.

В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка данного  возраста считаются правильными  тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

Волосова Е.Б. утверждает, что положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Основываясь на исследованиях Шишкиной В.А.. можно сделать вывод: движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения.

Шишкина В.А. отмечает, что на втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д. , способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни  двигательная координация значительно  улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Волкова К.С.советует постепенно приучать детей к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов, быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Таким образом, педагоги и медицинские работники отмечают важность влияния двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность ребенка раннего возраста. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности. Этот ключ – движения.

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие  ученые – педагоги (В.А. Шишкина, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них - излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности – плоскостопие, нарушение осанки и др. Появилась необходимость компенсировать недостаток движений специально подобранными физическими упражнениями. Общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Исходя из того, что  проблема формирования двигательной активности детей актуальна. Нами была проведена диагностика физического развития у детей 1 младшей группы по методике Лагуткиной Л.Н. (приложение 1). Диагностика показала , что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 31,6% детей, средний - 21%, низкий – 47,4%.

Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:

1. Изучить и проанализировать  педагогическую и психологическую  литературу по данной теме.

2. Изучить реальный педагогически процесс по использованию нестандартного оборудования в формировании двигательной активности у младших дошкольников.

3. Разработать систему  работы по формированию двигательной активности у детей 1 младшей группы с использованием нестандартного оборудования и проверить ее эффектность.

4. Разработать педагогические  рекомендации для родителей и  педагогов.

Нами была выдвинута гипотеза: использование нестандартного оборудования в системе работы по формированию двигательной активности детей, будет способствовать более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

Для достижения эффектности формирования двигательной активности у младших дошкольников, нами была разработана система работы с детьми(приложение 2). Система работы разработана в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным знаниями, опытом детей.

2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4. Принцип координации деятельности педагогов и специалистов.

Предполагает сотрудничество и скоординированность действий медицинских работников, воспитателей, помощника воспитателей в достижении общей цели.

5. Принцип преемственности. Предполагает тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Работа с родителями проводилась согласно перспективному плану (приложение 3). Перспективный  план работы с родителями направлен  на решение следующих задач:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Изучение и общение лучшего опыта семейного воспитания.
  3. Приобщении родителей к участию в жизни группы, через поиск и внедрение наиболее эффектных форм работы.

 

 

II. Практическая часть

 

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего дошкольного возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группе, мы поставили перед собой следующие цели: повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях; привлечь родителей к решению этих проблем.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

1.Чередовать различные  виды деятельности детей, направляя  их интересы, стимулируя желания  детей заниматься двигательной  деятельностью

2.Повысить моторную плотность физкультурных занятий, улучшить методику их проведения, создать эмоциональный комфорт для детей на физкультурных занятиях.

3.Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4.Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

В реализации этих задач  особое значение придается использованию  нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям. ,обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

1. Растить детей здоровыми,  сильными, жизнерадостными — задача  каждого дошкольного учреждения. С этой целью мы проводим занятия по физической культуре, утреннюю гимнастику, физминутки, гимнастику после сна и т.д. Их строим в соответствии с психологическими особенностями детей раннего возраста, выбираем доступные и целесообразные упражнения. Комплексы упражнений предусматривают физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и , конечно, стараемся чтобы они были увлекательными для детей. С этой целью используем нестандартное физкультурное оборудование.

Для проведения упражнений утренней гимнастики в группе имеются  разнообразные материалы:

«Мягкие гимнастические палочки» - представляют собой паралоновые  бруски, обшитые яркой тканью с  липучками на концах. Используем их как гимнастические палки, а так же кольца для выполнения общеразвивающих упражнений.

«Весёлые гантели» - сделаны  из пластиковых бутылок, наполненных  камушками, украшенные аппликацией, так  же используются в комплексах утренней гимнастики.

Для разнообразия упражнений и повышения интереса детей к двигательной деятельности проводим комплексы утренней гимнастики с использованием стихов, потешек, разнообразных предметов, в зависимости от темы недели. С этой целью используем шишки, атласные ленты, на одном конце которых колечко, чтобы было удобнее держаться; гимнастические шнуры, на концах которых сделаны ручки из яйца киндер-сюрприза, их можно использовать для выполнения упражнений, в играх, а также как трансформер ( можно из нескольких коротких сделать одну длинную); снежинки, выполненные из картона, обклеенные клейкой бумагой, прикрепленные к использованным фломастерам, мешочки, наполненные горохом.

Для того чтобы дети легко находили свое место для упражнений и не мешали друг другу, используем нестандартные  ориентиры: гимнастические коврики, вырезанные в виде разноцветных цветов, мягкие кольца, ленты соединенные яйцами киндер-сюрприза.

С целью сохранения и укрепления здоровья детей в режим дня  мы включили ежедневные пятиминутки здоровья: зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, логоритмические упражнения, самомассаж. В этой работе нам также помогает нестандартное оборудование. Для проведения дыхательной гимнастики у каждого ребенка есть игрушка «Ветерок», которая представляет собой пластиковую бутылку с трубочкой, наполненную пенопластовой крошкой и мишурой. «Веселый зонтик» применяется для дыхательной гимнастики, причем в зависимости от времени года и проводимого мероприятия «зонтик» может менять свои элементы (бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки, снежинки и тд.) Для проведения зрительной гимнастики использую цветные шарики; игрушечные бабочки на палочке, предлагая детям проследить глазами за движущимся объектом; игры на развитие глазомера «Закинь шарик». При проведении логоритмических упражнений используем разнообразные атрибуты, которыми богата наша группа.

2. Основной формой развития двигательной активности детей в детском саду являются физкультурные занятия. Цель занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре.

Занятия по физической культуре проводим таким образом, чтобы они доставляли детям радость, пробуждали интерес и способность к творческой активности, удовлетворяли естественную – биологическую потребность в движении.

В целях развития и поддержания  интереса детей к занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе  физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его  обновление путем смены и чередования  деталей, внесение новых пособий, их перестановка – все это помогает реализовывать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно- проверочное).

Для решения поставленных задач нами изготовлено в группе нестандартное оборудование, которое  внесло в каждое занятие физкультурой элемент необычности, вызвало интерес и желание играть, помогло малышам преодолеть свой страх..

Информация о работе Формирование двигательной активности детей 2-3 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования