Формирование двигательной активности детей 2-3 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

В конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

Содержание работы

Введение:
1. Нормативно - правовое обеспечение.
2. Значение.
I. Теоретическая часть:
1. Актуальность (Педагоги и психологи современности по теме. Констатирующий эксперимент).
2. Описание 1 этапа диагностики.
3. Цель, задачи, гипотеза.
3. Особенности составления перспективного плана работы.
II. Практическая часть.
1. Описание системы работы с детьми.
2. Описание системы работы с родителями.
3. Описание системы работы с педагогами.
Заключение.
1.Вывод (описание 2 этапа диагностики).
2. Перспектива.
Литература.
Приложения.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Для обучения детей построению в одну шеренгу используем шнуры соединенные яйцами киндер –сюрприза. Детям предлагается встать каждому возле своего яйца, таким образом, дети учатся построению в одну шеренгу и соблюдению интервалов во время построения. Это же пособие помогает в обучении детей ходьбе и бегу по узкой дорожке.

Освоить ходьбу и бег  «змейкой» детям помогли необычные  зрительные ориентиры – кегли, изготовленные из различных пластиковых бутылок, наполненных камушками и кусочками цветной бумаги. Для этой же цели используем шнур «Пёстрая змейка», сплетенный из цветной верёвки.

Нами создано нетрадиционное спортивное оборудование для развития всех видов движений.

«Поролоновые мячи» (дети их называют «снежными комками») помогут в различных подвижных играх, а так же при обучении основным видам движений: ходьба змейкой между мячами, бросание мяча вдаль правой и левой рукой, толкание мяча головой перед собой ( «бульдозер»), перешагивание через мячи.

Кольцеброс «Жираф»  развивает ловкость, меткость. Также  используется для бросания мячей разных размеров в соответствующие отверстия.

Для ловли мяча изготовили сетку из обруча и мешка для  лука ( используется при обучении детей  метанию). С этой же целью используем игру «Дартс», сделанную из линолеума, наклеенного на плотный картон, на котором закреплены липучки. Шарики, чуть больше теннисных, обклеены другой частью «липучки».

Для ходьбы, перелезания, перепрыгивания, перешагивания нами используется мягкое «Брёвнышко» из свёрнутого поролона, обтянутое яркой тканью. Дети с удовольствием играют с «бревном», развивая ловкость, равновесие, уверенность в себе, укрепляются мышцы ноги и стопы.

В группе имеются разнообразные  дуги, тоннель для обучения детей  ползанию. Для развития такого движения как прыжки используем «Цирковые  обручи», это обручи обмотанные яркой, блестящей бумагой, напольные плоские модули, кубики для спрыгивания.

Мы разработали конспекты  занятий и развлечений с использованием нестандартного оборудования и успешно применяем их на практике. Очень эффективны и интересны занятия с полосой препятствий, созданной из нестандартного оборудования. Эти занятия увлекательны для детей и позволяют закрепить разнообразные двигательные навыки, а также решить обучающие задачи, поставленные на занятии. В занятия включаем разнообразные подвижные игры, а так же игры на развитие координации, ловкости, быстроты, выносливости. В приложении представлены игры с использованием нестандартного оборудования.

Воспитатель, поощряя активность каждого ребенка, развивает его стремление заниматься еще и еще. В этом педагогу помогут упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. И самое главное каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше.

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском  саду является основой для решения  всех воспитательных задач и в том числе физического развития.

3. Гармоничность строения тела человека зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма, т.е. в дошкольном возрасте. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые в дальнейшем могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.

Предупредить дефекты  осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется у нас в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Ежедневно нами проводится гимнастика после сна. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.

На формирование осанки значительное влияние оказывает  статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого — патологических дефектов осанки. Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами, походка у них неуверенная и напряженная.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Начинаем проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем дети переходят  в комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия и профилактику нарушений осанки.

Чтобы дошкольники научились  во время ходьбы сохранять правильную позу, выполняем упражнения с нестандартным оборудованием: ходьба с предметом на голове: тонкая книжка в твердом переплете, фанерная дощечка или мешочек с песком весом 500 г (2—3 мин), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2—4 мин). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать .

Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуется массировать ее. С этой целью в группе создан разнообразный материал: массажные коврики со следочками разной фактуры: пеноплена, пуговок, пробок от бутылок; ребристые дощечки и коврики. Массажеры сделаны из капсул от киндер-сюрпризов и крышек от бутылок, нанизанных поочереди на леску ( используется для массажа ног), маленькие цветные палочки, обычные неразборные игрушки от киндер-сюрпризов ( используются для массажа пальцев ног: на пол кладется обруч, в середину обруча высыпаются игрушки, дети садятся по кругу, опираясь на руки, и пальцами ног собирают игрушки в ведерки, упражнение способствует развитию ступней, профилактике плоскостопия). Упражнения для массажа используются не только во время гимнастики после сна , но и как элемент физкультурного занятия.

Один раз в месяц  проводим физкультурный досуг, стараемся  включать в них упражнения с нетрадиционным спортивным оборудованием.

В своей работе активно  используем естественное природное  окружение. Во время прогулок учитываем индивидуальные особенности детей, стараемся их заинтересовать, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложняем упражнения по мере их усвоения, стремимся научить детей выполнять разные виды движений.

Зимой для развития двигательных навыков детей используются специально для этого выполненные постройки: арки – для подлезания и перелезания, лев для лазания, лисичка с обручем и печка – для метания, ледяные дорожки для скольжения.

Мы учим детей таким  упражнениям: осторожно пройти по чистому снегу след в след, отталкиваясь одной и двумя ногами; пройти по снежному валу, выполняя разные задания. По мере усвоения дети выполняют эти упражнения быстро и энергично.

Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Этому способствует спортивный уголок созданный в группе. При его создании учитывались требования гигиены и безопасности. Уголок удобно расположен в нише, где дети могут заниматься, не мешая друг другу. Уголок оснащен физическим оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. В уголке доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует воспитанию художественного вкуса у детей. При создании оборудования учитывали взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время занимаемся руководством самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений.

4.Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. В связи с этим мы провели анкетирование родителей по теме «Физическая культура в вашей семье». Анкетирование показало, что физическим воспитанием ребенка занимается в основном детский сад, дома же дети большую часть времени проводят в статическом положении у телевизора, за столами. Всего в двух семьях имеются спортивные уголки, родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе.

Дав родителям возможность  сравнить два физкультурных занятия  – с использованием стандартного и нестандартного оборудования, мы постарались доказать, насколько у детей повышается интерес к выполнению основных движений и упражнений при использовании нестандартных дорожек-брусков, дорожек-лесенок, дорожек-змеек и т.д. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

На родительском собрании, посвященном вопросам физического  воспитания, родителям были показаны чертежи- схемы и рисунки нестандартного оборудования. Большинство родителей вначале отнеслись к этой идеи без энтузиазма, и только четыре семьи заинтересовались нестандартным оборудованием и изготовили его по нашим образцам. Результаты не замедлили сказаться: родители отметили повышенный интерес физическим двигательным упражнениям.

Мы предложили этим родителям поделиться опытом изготовления и применения нестандартного оборудования в домашних условиях. Наглядный пример убедил большинство взрослых в необходимости его использования в детском саду и дома. Родители помогли приобрести поролон, изготовили своими руками дорожку-лабиринт, маты-мишени, дуги для прокатывания мячей, несколько сюжетных дороже. С их помощью был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется.

У нас запланирована  консультация- практикум «Закаливание детского организма и профилактика плоскостопия»,составление фотоотчерка о своей семье «Активный отдых в выходные дни». В конце года проведем итоговое родительское собрание «В здоровом теле – здоровый дух» , на котором изучим положительный опыт семейного воспитания.

5. Свою работу проводим в тесной связи с медицинским персоналом, используем на занятиях аромотерапию, высчитываем общую плотность, следим за самочувствием детей , их физическим развитием, ведем журнал здоровья. Своим опытом делимся с коллегами.

Выступили на семинаре «Минутки здоровья в режиме дня» с консультацией «Методика проведения гимнастики после сна», провели консультацию – практикум « Оснащение физкультурных уголков нестандартным спортивным оборудованием». Планируем открытый просмотр занятия по физкультуре с использованием нестандартного оборудования, обогатить копилку воспитателей по теме «Развитие основных движений детей разных возрастных групп» (приложение).

Таким образом, в своей  работе тесно сотрудничаем с персоналом детского сада. Распространяем и пропагандируем опыт использования нестандартного оборудования в формировании двигательной деятельности детей.

 

 

Заключение

 

Для того чтобы проверить  эффективность проводимой работы была проведена промежуточная диагностика. Сравнительный анализ показал более высокий уровень развития основных движений.

Высокого уровня развития основных движений достигли 31,6 % детей, среднего – 42,1%, низкий уровень у 26,3% детей. Повысился интерес детей к физическим упражнениям

Таким образом, анализ проведенной  работы позволяет убедиться, что использование нестандартного оборудования в системе работы по формированию двигательной активности детей, способствовало более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию потребности родителей в формировании двигательной активности ребенка, созданию в семье нестандартного спортивного оборудования и его использование.

В дальнейшем планируем  продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования

  • Совместно с инструктором физкультуры разработать систему работы по применению нестандартного физического оборудования на занятиях физкультурой и свободной двигательной деятельности детей.
  • Пополнить картотеки дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, самомассажа, подвижных игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования на последующие возраста.
  • Продолжить оснащать физкультурный уголок, а также физкультурный зал нестандартным физическим оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Составить перспективное планирование физкультурных досугов совместно с родителями, обобщать опыт семейного воспитания родителей наиболее активно занимающихся спортом со своими детьми.

 

 

Литература

 

  1. Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада. М., Просвещение, 1978.
  2. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.
  3. Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста». - М. :1999 г.
  4. Волкова К.С. «Как воспитать здорового ребенка». - Киев: 1981 г.
  5. Вильчковский Э.С. «Физическое воспитание дошкольников в семье» . –Киев: 1987 г.
  6. Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления».-М.: 2006 г.
  7. Зарипова Т.П. «Планирование оздоровительной работы». // Управление ДОУ №1 2004 г. с. 32.
  8. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада». М. :2005 г.
  9. Картушина «Быть здоровыми хотим».М.: 1999 г.
  10. Махнева М.Д. «Воспитание здорового ребенка». М.: 1999 г.
  11. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду». М. :1986 г.
  12. Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях». М.:2001 г.
  13. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2005.
  14. Шишкина В.А. «Движения+движения»: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992.

Информация о работе Формирование двигательной активности детей 2-3 лет с использованием нестандартного физкультурного оборудования