Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 19:36, дипломная работа
Актуальность темы. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целью общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1 Теоретические основы изучения фонематического слуха……………5
1.1 Сущность понятия «фонематический слух»………………………………...5
1.2 Характеристика фонематического слуха……………………………………9
1.3 Особенности формирования фонематического слуха в программах начального образования…………………………………………………………11
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению фонематического слуха у младших школьников……………………………………………………………18
2.1 Организация и методы экспериментального исследования фонематического слуха у младших школьников……………………………...18
2.2 Программа формирования фонематического слуха у младших школьников………………………………………………………………………23
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования фонематического слуха у младших школьников……………………………………………….….29
2.4. Педагогические рекомендации успешного формирования фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………...………32
Заключение……………………………………………………………….………45
Список литературы………………………………………………………………48
Таким образом, в процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка, развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, т. е. читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению фонематического слуха у младших школьников
2.1 Организация и методы
экспериментального
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов.
На первом этапе (констатирующем) мы выявили, насколько развит фонематический слух младших школьников, пришедших в первый класс. На втором (формирующем) провели программу развития фонематического слуха младших школьников. На третьем (контрольном) проверили, как влияет данная программа на развитие фонематического слуха младших школьников.
Было проведено обследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста, пришедших в первый класс. В эксперименте приняли участие 14 детей в возрасте 7 лет.
Методика исследования была составлена с использованием заданий авторов методик Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, С.Е. Большаковой, Т.А. Ткаченко. Нами была разработана методика, позволяющая выявить особенности фонематического восприятия у детей семи лет.
Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколе, отмечалось оказание помощи и характер возникших затруднений.
Методика обследования состояла из 5 заданий. Задания предъявлялись в устной форме.
Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей.
Задание 1. «Поймай звук».
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.
б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м».
Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м».
Материал: ряд слов: мама, кот мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.
Критерии оценки:
1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 1балл.
2. Правильное выделение звука в ряду слогов – 1 балл.
3. Правильное выделение звука в ряду слов – 1 балл.
4. Ошибки при выполнении данного подпункта – 0 баллов.
Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.
Результаты выполнения всех заданий суммируются.
Задание 2. «Покажи картинку».
Материал: картинки с изображением пары предметов (коса – коза, ежата – мышата, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – мак, чёлка – щёлка). Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (педагог показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка. Покажи, где почка.
Критерии оценки:
1. Правильное выполнение всего задания – 1балл.
2. Не более 3 ошибок – 0,5 балла.
3. Более 3 ошибок – 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.
Задание 3. «Повтори, как я скажу».
Инструкция: Послушай. Повтори так же.
аиу па – ба та – да – та пух – мех – мох
иоу да – та га – ка – га кот – год – ход
уои ва – вя ха – ка – ка дом – дам – дым
ауио га – ка на – ма - ма бак – бык – бок
оуиа ха – ка ма – мя – ма копка – кепка - папка
Критерии оценки:
1. Правильное повторение всех рядов – 1 балл.
2. Частичное выполнение задания – 0,5 балла.
3. Ошибки при повторении всех рядов – 0 баллов.
Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.
Задание 4. «Внимательные ушки».
Цель: выявить состояние фонематического восприятия.
Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.
Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.
Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.
Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.
Критерии оценки:
Правильное выполнение всех заданий - 1 балл.
Ошибки при показе одной – двух картинок – 0,5 балла.
Ошибки при показе более двух картинок – 0 баллов.
Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова
Задание 5. «Найди ошибку».
Инструкция: Послушай. Правильно ли я сейчас сказала?
1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
2. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
3. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.
Критерии оценки:
Правильное определение всех текстов с ошибками – 1 балл.
Правильное определение 1-2 текстов с ошибками – 0,5 балла.
Другие варианты – 0 баллов.
Проводя количественный анализ результатов исследования, за выполнение каждого задания начисляли определённое количество баллов.
Подобный способ оформления позволяет не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребёнка в результате проведения эксперимента.
Результаты предварительной диагностики и представлены в таблице:
Таблица 1
Результаты предварительной диагностики
№ |
Задание |
Количество детей, справившихся с заданием до проведения эксперимента, (%) |
1 |
«Поймай звук» |
55 |
2 |
«Покажи картинку» |
40 |
3 |
«Повтори, как я скажу» |
60 |
4 |
«Внимательные ушки» |
50 |
5 |
«Найди ошибку» |
40 |
С заданием №1 справились 55% учащихся, соответственно не справились 45% учеников.
В задании №2 не допустили ошибки 40% младших школьников, у 60% задание вызвало затруднение.
Верно выполнили задание №3 60% обучающихся, допустили ошибки –40%.
При выполнении задания №4 50% учащихся допустили ошибки.
С заданием №5 справились 40% учеников, соответственно не выполнили задание 60%.
Рис. 1. Результаты констатирующего этапа
Анализ полученных данных говорит о том, что у половины учащихся фонематический слух развит хорошо, но результаты указывают на необходимость дополнительной работы по развитию этой функции. В течение исследования выяснилось, что учащиеся больше всего затрудняются в выполнении упражнений с шипящими согласными, опираются на буквенный образ слова, поэтому мы формирующий эксперимент построили таким образом, чтобы решить возникшие у школьников пробелы.
Эксперимент проводился в МОУ СОШ № 56 г. Барнаула, в исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 7 лет. Двое детей не посещали дошкольные развивающие заведения. Исследование проводилось с помощью классного руководителя Н.П. Екшибаровой.
Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Поэтому целесообразно выделить два этапа по формированию фонематического слуха.
1. Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематического слуха.
В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.
Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
– восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, действий
– дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...)
– дифференциация по темпу (быстро – медленно)
– дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
– дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
– дифференциация по тембру, силе голоса, интонации, высоте.
Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.
2. Основной этап.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:
– дифференциация слов, близких по звуковому составу
– дифференциация слогов
– дифференциация фонем.
Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.
Таблица 2
Программа формирования фонематического слуха младших школьников
№ |
Этап |
Цели |
Вид деятельности |
1 |
Подготовительный этап |
1. Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. |
Игра «В мире звуков» Описание игры: педагог предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду. Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, педагог может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки). |
2 |
Подготовительный этап |
Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания. |
Игра «Угадай, кто идёт». Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен. Описание игры: педагог показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».
|
3 |
Подготовительный этап |
Развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. |
Игра «Тихо - громко!» Оборудование: музыкальные инструменты. Педагог играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Педагог может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений. Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии. |
4 |
Подготовительный этап |
Развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. |
Игра «Угадай, чей голос?» Оборудование: музыкальные инструменты. Педагог играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Педагог может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений. Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии. |
5 |
Подготовительный этап |
Развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации. |
Игра «Хорошо» Оборудование: картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции. Описание игры: педагог показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Педагог просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку. |
6 |
Подготовительный этап |
Развитие речевого внимания. |
Игра «Будь внимателен». Педагог выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их. Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».
|
7 |
Основной этап |
Развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию. |
Игра «Запомни слова». Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок). Описание игры: педагог называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности. Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук. В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде. |
8 |
Основной этап |
Развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. |
Игра «Телефон» Описание игры: педагог говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Педагог называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил педагог. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются. Эту игру можно использовать в основной части фронтального занятия, меняя ряды слогов в соответствии со звуками, изучаемыми на данном занятии. Дифференциация фонем: Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами. |
9 |
Основной этап |
Развитие фонематического восприятия. |
Игра «Медведица и медвежонок» Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи). Ход: педагог говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Педагог за ширмой произносит звуки «и», «ы».) Эту игру можно провести в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [ы], буква “Ы”». Затем можно провести психогимнастику, предложив изобразить маленького медвежонка па прогулке в лесу. |
Информация о работе Формирование фонематического слуха младших школьников