Формирование фонематического слуха младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 19:36, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целью общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………….…………..3 Глава 1 Теоретические основы изучения фонематического слуха……………5 1.1 Сущность понятия «фонематический слух»………………………………...5 1.2 Характеристика фонематического слуха……………………………………9 1.3 Особенности формирования фонематического слуха в программах начального образования…………………………………………………………11 Глава 2 Экспериментальная работа по изучению фонематического слуха у младших школьников……………………………………………………………18 2.1 Организация и методы экспериментального исследования фонематического слуха у младших школьников……………………………...18 2.2 Программа формирования фонематического слуха у младших школьников………………………………………………………………………23 2.3 Анализ результатов экспериментального исследования фонематического слуха у младших школьников……………………………………………….….29 2.4. Педагогические рекомендации успешного формирования фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………...………32 Заключение……………………………………………………………….………45 Список литературы………………………………………………………………48
Это, в первую очередь,
упражнения со звуковыми схемами, на основе
которых проводится звуковой анализ.
Звуковой разбор служит
отправной точкой для выводов о правилах
русского литературного произношения,
он является целостной системой, отражающей
особенности «поведения» звуков в различных
фонетических условиях. Сначала учащиеся
наблюдают за звуками в тех местах слова,
где представлен весь набор соответствующих
звуков (в сильных позициях): гласные звуки,
парные по мягкости—твердости согласные
и парные по глухости—звонкости согласные
звуки. Это позволяет повторить и закрепить
сведения о том, какие бывают звуки, уяснить
их назначение — служить средством различения
слов, осмыслить как словоразличительные
основные качества звуков (мягкость—твердость,
глухость—звонкость).
Правила произношения
гласных и согласных делаются как выводы
из наблюдений за чередованием звуков
в тех местах слов, где возможны не все,
а только определенные, звуки (звуки в
слабых позициях). Так, например, учащиеся
сравнивают парные по звонкости—глухости
согласные перед гласными и на конце слова,
и убеждаются, что перед гласными встречаются
оба звука, составляющие пару, а на конце
слова — только, один глухой. В результате
формируется орфоэпическое правило о
том, что в конце русских слов произносятся
только глухие согласные.
Кроме звуковых схем,
используются элементы транскрипции.
Их применение делает возможным органично
увязывать обучение орфоэпии с обучением
письму: графике и орфографии. Сопоставление
звуковой и буквенной формы слова помогает
наглядно представить ведущий принцип
русской орфографии: сохранение единообразия
буквенного облика слова при вариативности,
изменчивости его звукового вида.
Помимо отдельных слов,
можно применять словосочетания, предложения
(пословицы, поговорки), поэтические строфы.
Последние могут быть эффективно использованы
на «орфоэпических пятиминутках»: один
ученик читает, стараясь строго соблюдать
произносительные нормы, остальные выступают
его рецензентами, отмечая ошибки и объясняя
их суть.
Работа с гласными
звуками под ударением позволяет, прежде
всего, повторить известное детям из начальной
школы: наличие 6 гласных звуков, отсутствие
звука [Ы] в начале русских слов; углубить
знания учащихся об употреблении гласных
звуков [а], [о], [э], [у] и после твердых, и
после мягких согласных.
В то же время уясняется
особенность звуков [и] и [ы]. Вывод о том,
что гласный звук [и] бывает только после
мягких согласных, а [ы] — только после
твердых, делается при сопоставлении пар
слов типа мал — [мал] — мял — :[м'ал], мол
— [мол] — мёл — [м'ол], мыл — [мыл] — мил
— [м'ил] и фиксируется в виде обобщающих
схем.
Схемы позволяют уточнить
также важный вопрос о соотношении гласных
звуков и букв в русской графике: обозначение
6 гласных звуков русского языка 10 гласными
буквами.
В работу можно включать
задания, позволяющие применять полученные
знания на уроке литературы. Учащиеся
учатся произносить звук [ы] на месте союза
и в связном тексте, так, можно предложить
закончить строфы из поэмы «Руслан и Людмила»
А.С. Пушкина ле [сыд] ол — лес и дол, дне
[мын] очью — днем и ночью.
Здесь же можно предложить
задание, выполнение которого связывает
работу по орфоэпии с обучением письму.
Осваиваются редкие в русской орфографии
фонетические написания после приставок:
разыгрывать, разыскивать — в то время,
как не после приставок в этих словах произносится
и пишется и: игры, ищет и т. п.
При изучении звукового
значения букв е, ё, ю, я и и систематизируется
известное детям об особенностях русской
графики: способы обозначения названными
буквами мягкости согласных и звука [й']
перед гласными звуками.
Как известно, одной
из трудностей овладения русским литературным
произношением является усвоение произношения
русских гласных в безударных слогах.
Работа с упражнениями на произношение
гласных звуков после твердых согласных
звуков и в начале слова, на произношение
гласных звуков после мягких согласных
помогает педагогу научить детей произносить
гласные в безударных слогах в соответствии
с нормами литературного языка.
Сначала на конкретных
примерах однокоренных слов проводятся
наблюдения над произношением гласных
фонем <а>, <о>, после твердых парных
согласных звуков и гласных фонем <а>,
<э>, после непарных твердых согласных[ж],
[ш], [ц] в слабых позициях. Особое внимание
обращается на звучание гласных во втором
предударном и заударном слогах. Чтобы
показать краткость (редукцию) гласного
в этой позиции, используем значок-дужку
под гласным, указывающий на более краткое,
по сравнению с первым предударным слогом,
произношение звуков: [садавот], [жылт'изна]
и др. Затем учащиеся обращаются к «чтению»
обобщающей схемы.
Умение произносить
безударные гласные закрепляется не только
на отдельных словах, но и на словосочетаниях
([а] зи [май'а] пш[ы]ниц[а], п [а] ездк [а] [за
гарат] и др.).
Работа с омофонами
([атвар'ил], [дай'у] и др.) позволяет повторить
важнейшее орфографическое правило: обозначать
на письме безударный гласный звук нужно
той буквой, которая соответствует гласному
в проверочном слове (под ударением в том
же корне): затвор, варит; дойка, дать и
др.
Большую трудность
для усвоения представляют безударные
гласные после мягких согласных. Работа
над произношением гласных звуков после
мягких согласных позволяет провести
наблюдения над чередованием ударных
звуков [а], [о], [э], [и] после мягких согласных
с безударными [и] и [и] (очень кратким) и
установить важное орфоэпическое правило
— правило так называемого «иканья».
Работа с омофонами([м'ич'и],
[фт'ин'и] и др.) закрепляет важный орфографический
навык: писать гласные буквы я, ё, е, и только
после проверки по ударному гласному (мяч,
меч; тень, тянет; слез, лижет; часто, чисто).
Формированию навыков
нормативного произношения парных согласных
по глухости—звонкости словоразличительной
функции способствуют упражнения на сопоставление
звуков в сильной позиции не только перед
гласными ([д]очка — [т] очка) и сонорными
([г] рот — [к] рот), но и перед [в], [в'] ([з]
верь — [с] верь, [д] воих — [т] воих).
Парные по глухости—звонкости
согласные в заданиях противопоставлены
непарным, которые сгруппированы одновременно
по двум фонематическим признакам: по
мягкости—твердости и по звонкости —
глухости.
Рассмотрению непарных
согласных предшествует чтение с детьми
строфы из стихотворения Ф. Тютчева, в
котором повторением «особо звучных»,
сонорных непарных звонких [р], [р'], [н],
[н'], [л], [л'], [м], [м1], [й'] (наряду
со звуком [г]) достигается звукозапись
грозы.
Основная орфоэпическая
работа с глухими и звонкими согласными
связана с сопоставлением парных по звонкости—глухости
согласных звуков в формах одного и того
же слова в сильной позиции (перед гласными),
а затем—в слабой (на конце слова). Наблюдения
позволяют сделать вывод о том, что перед
гласными возможны оба звука из пары ([б]
и [п], [б1] и [п'], [д]
и [т], [д'] и [т'] и т. д.: дубы, супы; насыпи,
голуби), а на конце слова — только глухие
согласные звуки ([п], [п'], [т], [т'] и т. д.:
су [п], голу [п'], ду [п]; насы [п']).
При чтении слов по
образцу особое внимание следует уделить
словам флаг, пирог, книг, так как многие
школьники предлагают для них не нормативный,
а просторечный произносительный вариант:
фла[х], пиро[х], кни [х] (при нормативном:
фла [к], пиро [к], кни [к]).
Слова, заканчивающиеся
на [ф], [ф'] (шо [ф], кро[ф']), требуют к себе
пристального внимания, так как в просторечии
эти звуки в конце слов часто заменяются
губно-губным [у]: любо [у], кро [у] и др.
Работа с омофонами
([л'эс], '[плот] и др.) связывает правила
орфоэпии с правилами орфографии. В тетрадях
записывается пять пар слов: род, рот; луг,
лук; лез, лес; плод, плот; мог, мок; гриб,
грипп; код, кот.
Аналогично предыдущему
заданию в сильной позиции звуки сопоставляются
(перед гласными) и в слабой — перед глухими
и звонкими (несонорными) согласными звуками.
Это позволяет сформулировать еще одно
важное орфоэпическое правило: перед глухими
согласными возможны только глухие, а
перед звонкими согласными глухие чередуются
со своей звонкой парой.
Далее проводятся уже
известные учащимся упражнения: чтение
слов по образцу, обоснование точности
рифм (мо [ст] — зве[ст], лоша [тк'и] — пря[тк'и],
мальчи [шк'и] —кни [шк'и]), орфоэпическое
чтение отрывков из стихотворений.
Чтобы помочь детям
«слышать» в словах [груст'], [прай'эст],
[с']йэст] 6 различных лексем: груздь и грусть;
проезд и проест; съезд и съест, учитель
разъясняет случаи «двойного» оглушения:
на конце слов проезд, груздь, съезд [д]
и [д']| чередуются с [т] и [т']., перед глухими
[т], [т1] звонкие
[з] и [з'] заменяются глухими [с], [с'].
Также можно использовать
материал для работы со звуками, которые
обозначаются буквой «г». Буквой этой
в русском языке обозначаются звонкие
взрывные звуки [г] и [г'] ([г] оры, [г'] иря
и т. п.), а также звук [в] в словоформах прилагательных
и местоимений (дорого [в] о, наше [в] о).
Этой же буквой обозначается звук [к] в
конце слов как результат оглушения звонкого
[г] (КРУ [к] — круга, но [кт'] я — ноготь),
а также звук [х] в словах мя [х] кий (ср.
мягок), ле [х] кий (ср. легок).
Работа с настоящими
омофонами (дог—док) и ложными (мог —мо
[к]—мох) способствует закреплению умения
произносить нормативный [к] (не [х]) в конце
слов дог, луг, мог, маг; звука [в] в словах
родного, живого и др.
Случаи с неточной
рифмой учащиеся должны определить без
помощи учителя: шаг—шах, мог—мох, друг—сух,
миг—тих, родного—много.
Наблюдения за парными
по твердости—мягкости согласными звуками
в их словоразличительной функции проводятся
в трех сильных позициях: перед гласными
([лу]к— [л'у] к), на конце слова (хо[р| — хо[р'])
и перед твердыми согласными (ба [нк] а
— ба [н'к] а). Отдельно от третьей группы
слов рассмотрен случай непарных мягких
согласных [щ'] и [ч'] перед твердыми согласными
(мо [щ'н] ый, ве [ч'н] ый и др.).
Выполнение заданий
с парными по твердости—мягкости согласными
в сильных позициях развивает у детей
способность улавливать на слух различия
между звуками, умение разграничивать
букву и звук. Так, например, проверяя возможность
составить слова из звуков, входящих в
слово палитра— [пал'итра], учащиеся должны
«забраковать» слово лапа, пир, тип, так
как в первом слове [л], а в исходном [л'],
во втором — [п'], а в исходном — [п] и т.
д.
Весьма важный вопрос,
связанный с произношением мягких согласных
перед мягкими согласными (в слабой позиции)
и обозначением (или необозначением) их
мягкости на письме, рассматривается при
работе с упражнениями на эту тему.
Как известно, мягкость
согласного звука может быть его фонематическим
признаком («собственная мягкость»), например,
ко [н'к'] и, се [р'г'] и, боле [л'щ'] ик, и в этом
случае передаваться на письме с помощью
мягкого знака: коньки, серьги, болельщик.
Мягкость согласного может быть и результатом
влияния последующего мягкого «соседа»
на твердый согласный: мо[с'т']ик, е[с'т']
и т. п. Так называемая позиционная мягкость
на письме не отражается: мостик, есть
и др.
Слова с позиционной
мягкостью делятся на две подгруппы: для
первой - имеются в языке проверочные слова
(мо[с'т']ик — мост, ба[н'т']ик — бант), для
другой таких слов нет — их-то учитель
и рекомендует проверять по словарю, запоминать
(есть, интерес и др.). Работа по орфоэпии
здесь увязывается с формированием навыков
правописания.
Способствует развитию
фонематического слуха и орфографической
зоркости: умению отличать «собственную»
мягкость (деньги, баиньки, сельди) от позиционной
(кость, лентяй, грустить, винтик, после,
бидончик) задание на распределение слов
по характеру мягкости согласного — собственной
или позиционной.
Учителю следует помнить,
что позиционная мягкость в современном
русском языке является обязательной
только для зубных [д], [т], [з], [с], [н], [л]
перед мягкими зубными [д'], [т'], [з'], [с'],
[н'], [л']. Но во многих случаях под влиянием
буквенного облика слов она постепенно
утрачивается, поэтому словари дают часто
как нормативные два произносительных
варианта: [сл']ёзы и [с'л']ёзы, [зл']ить и
.[з'л']ить, [дв']е и [д'в']е, ра[зв']е и ра[з'в']е'
и т. п.[9].
А перед мягкими губными
[б'], [п'], [м'] смягчения согласных в современном
нормативном произношении не происходит:
о[тм']етить, со[вм']естный, [вм']есте. Первое
из этих слов (отметить) и необходимо найти
в упражнении как единственное с твердым
согласным [т] среди слов, состоящих только
из мягких согласных звуков.
Специально должен
быть обсужден с детьми вопрос об употреблении
буквы Е после твердых и мягких согласных
звуков в заимствованных и исконных словах
русского языка. Известно, что в исконно
русских словах и давних заимствованиях
перед звуком [э] согласный мягкий: лес
— [л'э]с, пел — [п'э]л, тема — [т'э]ма и др.
Исключение составляют русские слова
с буквой Е после согласных [ж], [ш], [ц], отвердевших
в процессе развития звукового строя русского
языка: шесть — [шэ]сть, целый — [цэ] лый(эти
слова относятся к традиционным). Кроме
того, в языке существует большая группа
заимствованных слов, в которых сохраняется
твердость согласных [д], [т], [з], [с], [н] и
др. перед [э]: мо[дэ]ль, [тэ]ннис и.т. п. В
русской графике здесь используется буква
Е: модель, теннис. Что же касается буквы
Э, то она для обозначения твердости согласного
используется лишь в нескольких заимствованных
словах: мэр, пэр, сэр. Чаще буква Э используется
в начале слов и после гласных в заимствованных
словах: эхо, эра, эпоха, поэт и т. п.