Формирование фонематического слуха младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целью общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1 Теоретические основы изучения фонематического слуха……………5
1.1 Сущность понятия «фонематический слух»………………………………...5
1.2 Характеристика фонематического слуха……………………………………9
1.3 Особенности формирования фонематического слуха в программах начального образования…………………………………………………………11
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению фонематического слуха у младших школьников……………………………………………………………18
2.1 Организация и методы экспериментального исследования фонематического слуха у младших школьников……………………………...18
2.2 Программа формирования фонематического слуха у младших школьников………………………………………………………………………23
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования фонематического слуха у младших школьников……………………………………………….….29
2.4. Педагогические рекомендации успешного формирования фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка……………………………………………………………………...………32
Заключение……………………………………………………………….………45
Список литературы………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

Калачикова-Крысова.24.04 (1) (1).docx

— 109.46 Кб (Скачать файл)

Учитель рекомендует учащимся запомнить правильное произношение слов, оформленных с помощью буквы Е, пользоваться словарями [1, 9] для выяснения нормативного произношения: ши[н'э]ль (не ши[нэ]ль), ака[д'э]мия) (не ака[дэ]мия), му[з'э]й (не му[зэ]й), [т'э]ма (не [тэ]ма), фо[нэ]тика (не фо[н'э]тика, [тэ]рмос (не [т'э]рмос).

Не только младшие школьники, но, порой, и ученики средних и старших классов не различают твердые и мягкие согласные, не слышат звук [й], когда он «замаскирован» в буквенной форме слова, ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произнести его изолированно. Много ошибок допускают учащиеся, характеризуя звуки (гласный — согласный, звонкий — глухой и т. п.).

Применение подобных упражнений на уроках русского языка внесет разнообразие в работу, значительно облегчит усвоение детьми фонетического материала и — главное — создас благоприятные условия для повышения культуры устной и письменной речи школьников.

Но, к сожалению, проверки на всех уровнях, в младших и средних классах показывают, что едва ли не самыми стойкими и трудно преодолимыми являются фонетические ошибки.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под фонематическим слухом  – основным компонентом восприятия речи – понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова.

В своей работе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, рассмотрели особенности развития речевого слуха младших школьников, подачи учебного материала при работе со звуками, взаимосвязь фонетики с орфографией и орфоэпией, определили наиболее эффективные, на наш взгляд, задания и упражнения по развитию фонематического слуха.

У детей, пришедших в первый класс фонематический слух развит на низком, либо на среднем уровне. На констатирующем этапе мы увидели, что в классе, где мы проводили эксперимент фонематический слух развит на среднем уровне – в среднем с о всеми заданиями справились только 50% учеников. Бесспорно требовалась коррекционная работа. Нами была разработана программа формирования фонематического слуха. Она была проведена на формирующем этапе. Были отмечены некие затруднения у некоторых учеников. 

Таким образом, приемы развития фонематического слуха разнообразны: практика восприятия речи и говорения; аналитико-синтетические задания и упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных; фонетические игры; звуковой (фонетический) анализ и другие. Предпочтение отдается тем из них, которые полифункциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал.                                                                                     

 С целью подтверждения гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, которая проходила на базе МОУ СОШ № 56, в 1 А классе. В исследовании принимали участие 14 учащихся. Оно состояло из трех этапов (констатирующий, формирующий эксперимент, контрольный).

Результаты, полученные на констатирующем этапе, показали средний уровень развития фонематического слуха, выявили наиболее часто встречающиеся затруднения у младших школьников в работе со звучащим словом.

Для этого на этапе формирующего эксперимента нами были отобраны и проведены задания и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха.

Контрольный этап показал результаты нашей работы, где мы увидели положительную динамику развития фонематического слуха.

Приведенные выше  игры более подходят  для эффективного формирования фонематического слуха и восприятия, чем чисто учебные занятия. Один из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация – у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

Описанные игры – это не отдых и не развлечение, это серьёзная учебная работа. Очень важно начинать с простых игр (в нашем случае – игры, проведенные на подготовительном этапе), к более сложным (проведенным на основном этапе), вовремя завершать игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, учитель поможет и в развитии внимания,  памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Изучив данные диагностики, можно сделать вывод, что проверить сформированность фонематического слуха можно с помощью самых разных упражнений и игр. Их может быть много, может быть всего две или три, но все они направлены на то, чтобы выявить недостатки в развитии ребенка. Чем раньше диагностировать это, тем быстрее и проще будет ликвидировать данный пробел. От того, насколько не сформирован фонематический слух, фонематическое восприятие у ребенка, будут зависеть и этапы коррекционной работы.

Таким образом, наша гипотеза подтверждена: если использовать в процессе обучения русскому языку в развивающей системе обучения специальные приемы, то у младших школьников будут развиваться навыки звукового анализа слова и фонематический слух.

Коррекционная работа в нашем случае состояла из двух этапов, подготовительного и основного. На подготовительном этапе было проведено шесть методик, на основном – три методики. Занятие не было перегружено, дети не испытывали усталости, не возникало желания сменить вид деятельности. При этом повышался фонематический слух. Анализ результатов  на контрольном этапе позволяет сделать вывод, насколько повысился фонематический слух, что программа, которую мы провели эффективна и может использоваться на практике. Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

 

 

Список литературы

1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь  ударений для работников радио  и телевидения. – Русский язык, 1984. – 811 с.

2. Акенова А. К. Методика обучения  русскому языку в коррекционной  школе: учебник для студентов  дефектологических факультетов  педвузов. –М.: ВЛАДОС, 2004. –  4545 с.

3. Бетенькова Н. М. и др. Азбука: учебник  для 1 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 - 3-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 112 с.

4. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-263 с. 5. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». – М.: Просвещение, 1977. – 175 с.

6. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Моя любимая азбука. Учебник для первоклассников. - изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2007. – 192 с.

7. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха // Начальная школа плюс до и после. –  2007. – №7.

8. Бушуева Л. С. и др. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод. пос. для студентов педфака / Сост. Бушуева Л. С. - Магнитогорск, 2006. – 111 с.

9. Винарская, Е. Н. Мелехова Л. В. К вопросу о методике логопедической работы при премоторной корковой дизартрии взрослых // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. – М.: МГПИ, 1978. – С. 61-68.

10. Восторгова Е. В. Краткий методический комментарий к букварю и учебнику русского языка для 1 класса. – М.: Вита-пресс, 2001. – 80 с.

11. Гаврикова М. Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. – 144 с.

12. Горецкий В. Г. и др.: Русская азбука: Учеб. для 1 кл. трехлетней и четырехлетней нач. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 96 с.

13. Гальперин П. Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников // Вопросы психологии. – 1983. – №5. – С.64.

14. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс - В, 1999. – 272 с.

15. Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. – Томск: Пеленг, 1992. – 96 с.

16. Жедек П. С, Черняк Л. М. Фонетико-орфоэпические таблицы на уроках русского языка. – Томск: Пеленг, 1997. – 23 с.

17. Жовницкая О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа. – 2001. – №11. – С. 41-46.

 18. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать. – Москва, Издательство «Флинта», 2001. – 64 с.

19. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: «ГНОМ и Д», 2004. – 16 с.

20. Лобчук Е. И., Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы с русским языком обучения. – Киев, 1987. – 207 с.

21. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 2002. – 320 с.

22. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. – 6-е изд., испр. – Самара: «Учебная литература», «Федоров», 2007. – 112 с.

23. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М.: Русский язык, 1983. – 893 с.

24. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 254 с.

25. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2001. – 224 с.

26. Пиотровская Л. А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования / Л.А. Пиотровская. – СПб.: Питер, 2004. – 203 с.

27. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для второго класса четырехлетней начальной школы. – М.: Дрофа, 1987. – 128 с.

28. Розенталь Д.Э.и др.Современный русский язык. / Д.Э.,  Розенталь., И.Б Голуб, М.А. Теленкова– М.: Высш.шк. 1991.-572с.

29. Рубинштейн С. А. Основы  общей психологии./ С.А. Рубинштейн – М.:Просвещение, 1978.-496с.

30. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. -Екатеринбург, 1997.-345с.

31.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.-558с.

32. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с.

33. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. -М.,1982.-187с.

34. Чеботкова Л. В. Методические рекомендации к разделу «Основной закон русского письма». – Томск: Пеленг, 2000. – 64 с.

35. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. -1997.-82с.

36. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.

37. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М: Знание, 1991. – 80 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование фонематического слуха младших школьников