Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2015 в 19:54, реферат
Грамматические значения - это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
Во втором полугодии, когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь логопеда и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп может включать 4 – 5 человек. Это дает возможность обеспечить совместные игры и уделить внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности.
Учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. При этом ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Определяя содержание логопедических занятий, важно акцентировать внимание на предъявлении посильных требований к ребенку.
Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Следует развивать у детей познавательный интерес. Для этого можно использовать сюрпризные моменты, разные формы поощрения. Все это в совокупности помогает активизировать речевую деятельность детей. В качестве поощрения могут выступать: картинки, флажки, звездочки, крестики, различные символы; рисунки, фишки, медальоны; публичная оценка логопедом, детьми (аплодисменты), устная похвала, рукопожатие кукольного персонажа); трудовые подкрепления (раздача и сбор картинного материала, игрушек, контроль за выполнением заданий и т. д.).
Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением[27].
Вывод по I главе
Таким образом, грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике.
Исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, позволили по-новому сформулировать задачи грамматической работы с детьми. Ими являются:
– обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;
– расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное речевое общение);
– развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Таким образом, процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.
Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х гг. ХХ в.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Третий уровень общего недоразвития речи характеризуется наличием развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук с’, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяем.
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями путем использования поэтапной системы формирования речи. Большое значение для речевого и интеллектуального развития ребенка имеет специально организованная коррекционная работа в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Наибольшую результативность в обучении детей с третьим уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях с одним–двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками.
Постоянно обращается внимание на соматически ослабленных детей, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.
Глава II. Экспериментальное исследование
2.1. Цель, задачи, организация экспериментальной работы
Цель экспериментальной работы: выявить особенности грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка и реализация коррекционно-методических подходов по устранению грамматических нарушений.
Задачи экспериментальной работы:
1.Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2.Определить содержание методики исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Выявить нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Подобрать методы и приемы коррекционной работы;
5. Оценить эффективность содержания коррекционной работы по формировании грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Рыбницкий центр развития ребенка №2». В исследовании принимали участие 20 дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития, стертая дизартрия) в возрасте 6 – 6,5 лет. Для проведения эксперимента группа была поделена на две подгруппы: экспериментальную и контрольную.
Педагогический процесс в контрольной подгруппе строился по традиционной методике, а в экспериментальной подгруппе методика была разработана на основе нашей гипотезы. Эксперимент длился с 13.01.14г. по 12.05.14г.
2.2. Констатирующий этап эксперимента
Цель: выявить исходный уровень сформированности грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
На первом этапе нами были выдвинуты следующие задачи:
Для решения этих задач нами была использована методика обследования грамматического строя речи , предложенная Волковой Г.А. [4].
Методика включает следующие задания.
1. Исследование функции словоизменения.
1. Изменение
имён существительных по
Материал: кукла
Посмотри: «У меня есть кукла.
У меня нет чего? (куклы)
Я пою песенку, кому? (кукле)
Я купаю кого? (куклу)
Я люблю играть с кем? (куклой)
Я мечтаю о чем? (о кукле)!
Оценка результатов:
2. Преобразование
имени существительного в
Материал: предметные картинки. У взрослого с изображением одного предмета, у ребёнка с изображением нескольких предметов.
Инструкция: посмотри и скажи, что это? (показываем на картинку где один предмет).
А это что? (показываем на картинку где несколько предметов).
Стол – столы
Рука – руки
Окно – окна
Самолёт – самолёты
3. Образование
имён существительных
Материал: предметные картинки.
Инструкция: Показать ребёнку картинки, дать рассмотреть и спросить: Что это? Затем закрыть ту картинку, на которой изображён один предмет, и спросить: Чего нет?: затем закрыть два одинаковых предмета и задать вопрос: Чего нет?
Дом – дома – домов
Дерево – дерева – деревьев
Окно – окна – окон
Стол – стола – столов
Шар – шара - шаров
Книга– книги – книг
4. Согласование
прилагательных с
Материал: предметные картинки с изображением (красного шара, красной чашке, красного пальто, красного шарфа).
Инструкция: Посмотри внимательно на картинку и скажи: (Какой?) цветом шар – красный.
Чашка (какая?) цветом - красная
Пальто (какое?) цветом – красное
Шарф (какой?) цветом – красный
2. Исследование функции словообразования.
1. Образование
существительного с
Материал: Д/и «Путешествие в страну Гномию».
Инструкция: мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Мы идём не по большой дороге, а по маленькой дорожке, видим не большой дом, а маленький домик, в домике стоит не большой стол, а маленький столик, на столе лежит не большая ложка, а маленькая ложечка, в углу стоит не большой стул, а маленький стульчик, на стене висит не большая картина, а маленькая картинка, в спальне стоит не большая кровать, а маленькая кроватка.
2. Образование
относительных прилагательных
Материал: слова для предъявления: мяч, кораблик, шуба, ваза.
Инструкция: Из чего сделан предмет.
Мяч из резины – резиновый
Кораблик из бумаги - бумажный
Шуба из меха – меховая
Ваза из стекла – стеклянная
Сумка из кожи – кожаная
3. Образование глаголов движения с помощью приставок.
Материал: картинки.
Мальчик ходит в школу.
Мальчик выходит из дома.
Мальчик заходит в автобус.
Мальчик переходит улицу.
Мальчик обходит лужу.
Мальчик уходит со школы.
Данные диагностических заданий отвечали следующим уровням:
Высокий уровень - понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, обобщающий способ действия и текущего контроля, отсутствие специфических ошибок ( 3 балла);
Средний уровень - понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки ( 2 балла);
Низкий уровень - отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки ( 1 балл).
Результаты диагностики показаны в таблице № 1 и № 2.
Количественные данные о состоянии грамматического строя речи у детей экспериментальной группы
Таблица №1
Ф.И. ребенка |
словоизменение |
словообразование |
Степень сформированности | |||||
Женя Б. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,3 |
Даша Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,7 |
Никита С. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,4 |
Женя П. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1,6 |
Полина Я. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Настя С. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,3 |
Аня Ж. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
Саша М. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,6 |
Сережа С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,4 |
Миша Б. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
Уровень сформированности |
2,1 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
1,9 |
1,6 |
1,6 |
Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР