Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2015 в 19:54, реферат
Грамматические значения - это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
Количественные данные о состоянии грамматического
строя речи у детей контрольной группы
Таблица № 4
Ф.И. ребенка |
словоизменение |
словообразование |
Степень сформированности | |||||
Коля Ш. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2,6 |
Алена С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,6 |
АлинаП. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,7 |
АртемМ. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,4 |
Егор Н. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,3 |
Лиза К. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1,4 |
Дима М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Оля Т. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,3 |
ВадимА. |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,3 |
Олеся Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1,6 |
Уровень сформированности |
2 |
2,1 |
2 |
2,1 |
2,2 |
1,7 |
1,4 |
Таким образом, экспериментальной группе:
- с высоким уровнем – 0%
- со средним уровнем –63%
- с низким уровнем –37%
ГИСТОГРАММА №2
В контрольной группе:
- с высоким уровнем – 0%
- со средним уровнем – 45%
- с низким уровнем – 55%
Уровневое диагностирование детей показывает позитивную динамику. Если сравнить результаты констатирующего и контрольного этапа, то мы увидим качественные изменения. Наглядно это можно увидеть в следующей таблице сравнительного анализа.
Сравнительная таблица по результатам эксперимента
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Ряд 1 – констатирующий этап
Ряд 2 – контрольный этап
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
Ряд 1 – констатирующий этап
Ряд 2 – контрольный этап
Анализируя полученные данные, мы видим, что в контрольной группе результаты практически не изменились: только один ребенок поднялся с низкого уровня на средний уровень, и детей со средним уровнем стало на 10% больше, а детей с низки уровнем на 10% стало меньше.
Дети экспериментальной группы показали лучше результаты:
- детей со средним уровнем стало 63%, а было 40%, то есть увеличился на 23%. Это произошло за счет тех детей, которые поднялись с низкого уровня;
- детей с низким уровнем было 60%, а стало 37%.
Из проделанной нами работы можно сделать вывод о том, что разработанная нами педагогическая технология коррекции грамматического строя речи оказалась эффективной. Об этом свидетельствует сравнительная таблица по результатам контрольного эксперимента.
Вывод по II главе
1. Итак, при обследовании грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи выявились следующие трудности в употреблении падежных конструкций. Наиболее часто допускаются ошибки в образовании имён существительных родительного падежа единственного и множественного числа, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, неверное употребление глаголов движения с различными приставками.
2. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное нарушение в формировании грамматического строя речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Среди форм словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи 6-6,5 лет наибольшие затруднения вызывают предложно - падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени, согласование прилагательного с существительным в роде числе и падеже. В процессе словоизменения у детей с общим недоразвитием речи недостаточно функционируют процессы выявления правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи.
Полученные экспериментальные данные соотносятся с результатами исследования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Р.И. Лалаевой [16], Н.С Жуковой [11], Р.Е. Левиной [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева[29], Т.Н. Ушаковой[29], А.М. Шахнаровича[29], Д.Б. Эльконина[29] Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики, в работах Н.С. Жуковой[9], Р.Е. Левиной[15], Р.И. Лалаева[17], Н.В. Серебрякова[17], Т.Б. Филичева[11], Г.В. Чиркина[31] и др. Cреди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей.
Проанализировав общую и специальную литературу, мы сделали следующие выводы:
В связи с этим целью нашего исследования явилось выявление нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для обследования использовалась методика Волковой Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики».
Анализ результатов показывает, что наибольшие трудности у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются, при изменении существительных по падежам.
Трудным для детей с общим недоразвитием речи является задания, связанные со словообразованием: образовании существительного с уменьшительно – ласкательными суффиксами (дом – домишко, стул – стулик, ложка- ложенька и т.д.) дети с общим недоразвитием речи допустили следующие ошибки: замены суффиксов. Для окказионализмов дети с общим недоразвитием речи часто использовали суффиксы (-ик-, стулик, -еньк- ложенька), имеющие высокую активность в этой модели. В ряде случаев дети с общим недоразвитием речи употребляли суффикс (–ик- там, где требовалось –чик-, -чк-), дети с нормальным речевым развитием II группы допустили две ошибки такого типа как у детей с общим недоразвитием речи. Самым сложным заданием для детей с общим недоразвитием образование прилагательных от существительных были допущены следующие ошибки: (мяч из резины- резинчаный, шуба из меха- мягкая и т.д.)образование неологизмов при помощи ненормотивных суффиксов (мяч из резины- резинчаный, кораблик из бумаги- бумажечный), наблюдались замены слов как близкие по семантике (шуба из меха – мягкая., пушистая). Детям с общим недоразвитием речи трудно сосредоточить своё внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения, и их распределение во времени качественно отличаются от нормы. У детей с общим недоразвитием речи ошибки возникают к концу выполнения задания, что можно объяснить быстрым утомлением, истощением нервной системы ребёнка.
Двое детей с общим недоразвитием речи не справились со всеми видами заданий, тем самым показав низкий результат.
На основании проведённых исследований у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное нарушение в формировании грамматического строя речи. В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи.
Внедрение в практику коррекционно-развивающего обучения апробированной системы логопедического воздействия обеспечит практическое усвоение детьми представленного грамматического материала, повысит уровень речевого развития, что позволит сформировать готовность к школьному обучению.
Предлагаемый практический материал в виде картотек игр по грамматическим категориям может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ, как комбинированного, так и специализированного вида, в работе с детьми с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.
Весь материал имеет чёткую структуру и содержит разнообразные обязательные (для изучения) и дополнительные (для углубления и расширения знаний) задания, которые, в свою очередь, могут самостоятельно выбираться и адаптироваться каждым педагогом в зависимости от возраста детей, имеющихся у них знаний, интересов и поставленных задач.
Практическая значимость данного опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами работающими с детьми (учителем – логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) в целях координации их деятельности при решении коррекционно- развивающих и воспитательно-образовательных задач.
Учитывая это, нами были определены конкретные задачи.
Задачи работы по формированию грамматических категорий у детей с ОНР:
1. Выявить
особенности развития
2. Разработать
педагогическую технологию
3. Оптимально
сочетать на занятиях
Знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;
4. Постоянно
поддерживать интерес к
5. Подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;
6. Включать
в работу по развитию лексико-
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова
Т.В. Практические задания по
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М.: 1997.-296с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398с.
4. Волкова
Г.А. Методика психолого-
5.Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня./ Логопед. 2004.№1.- с34- 40.
-пресс, 2004 г. – 133 с.
6. Грибова
О.С, Бессонова Т.П. Формирование
грамматического строя речи у
учащихся начальных классов
7. А.Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
8. .Гербова О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб. нагл. пособ.- М.: 2003.
9. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 1990г.
10.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.- М.: 1993г.
11. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М.:- 2000.
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.:-1994.
13. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР.- М.: 1982.
14. Короткова
А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования
лексико-грамматического строя
15.Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 1961.- 311с.
16. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СП.: Союз,2001.- 218с
17. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СП.: 1999.-160с.
18. Максаков А.И, Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М.: Мозаика-Синтаз, 2005г.-107с.
19. Максаков
Правильно ли говорит ваш
20. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова – Давид. – М.- 1993.
21.Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6 – ти летнего возраста, и пути коррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988.
22. Розенталь Д.Э. Современный русский язык.- М.: Айрис – Пресс, 2006.-432с.
23. Спирова
Л.Ф. Особенности речевого развития
учащихся с тяжёлыми
24.Ткаченко
Т.А. Формирование лексико-
Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР