Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2015 в 19:54, реферат

Описание работы

Грамматические значения - это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.

Файлы: 1 файл

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.doc

— 155.42 Кб (Скачать файл)

В заключительной части проводили работу по закреплению нового материала.

Работа на занятиях велась по следующим направлениям:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

 

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи мы осуществляли с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы постепенно усложняя формы речи, задания и речевой материал.

Так, на начальном этапе работы проводили формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), а  в дальнейшем – закрепляли словоизменения в связной речи .

Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных использовали специально подобранные задания и игровые упражнения, целью которых являлось развитие у дошкольников словоизменения, дифференциации именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа); 

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

 

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР мы уделяли основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняли связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществлялось на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом – ик, стол – ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.

На заключительном этапе работы закрепляли словообразовательные модели в процессе специально подобранных упражнений.

Также коррекционная работа была направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходило последовательно – параллельно .

С целью развития словообразования мы использовали с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).

«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных). 

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).

Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками).

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

 

Дидактические игры (лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т.д.) мы использовали при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усваивали материл, проводились игры "Кто скорее соберет?", "Все ко мне", цель которых - развивать умение соотносить предметы, обобщать их.

Вначале организовывали игру "Кто скорее соберет?". Предлагали не более двух – трех групп предметов, например овощи и фрукты (муляжи). Затем ставили предметы в разные места комнаты и предлагаю двум – трем детям собрать определенную группу.

В игре "Кто больше запомнит, что из чего сделано?" дети по памяти называли металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ детям давали разноцветный кружок. Выигрывал тот, кто собрал больше кружков.

Игра "Чей хвост, чья голова?" помогала решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки. На завершающем занятии дети составляли описательные рассказы по определенной теме.

Цель дидактической игры "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями.Мы предлагали детям первой команды рассказать все, что они знают про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый; вторая команда подбирала глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается; третья команда называла слова (наречия или прилагательные), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко (жаркая), холодно (холодная), пасмурно (пасмурная), ветрено (ветреная), солнечно (солнечная).

После знакомства детей со сложными предлогами мы проводили игру "Что изменилось?". Цель игры - закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, на и наречия между. Предлагали детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь.

Также на занятиях мы организовывали целый ряд игр, которые были направлены на формирование умения находить нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Целью этих игр является - научить подбирать слова, близкие по значению. После использования этих дидактических игр многие дети научились образовывать однокоренные слова. 

    В ходе  коррекционно-логопедического процесса велась работа и над синтаксической стороной речи. Кроме составления простых предложений мы старались научить детей составлять предложения с однородными членами. Для этого пользуемся системой упражнений:

- составление  предложений по картинкам;

- составление  предложений по опорным словам;

- составление  предложений по демонстрируемым  действиям.

Так, в дидактическом упражнении: «Составь предложение» детям раздавались картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала дети отвечали на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем исследователь произносил только начало предложения: «В лесу живут…» И дети, у которых на картинке изображены звери, продолжали предложение.

При знакомстве детей со сложными предложениями, мы сначала предлагали детям составить предложения по образцу исследователя, а затем уже самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления использовали пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.

Придумывая предложения с разделительным союзом или, мы использовали дидактическую игру "Что буду делать?" Одному из детей предлагали взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задали вопрос: "Что он делает?"

Знакомство детей с конструкцией сложноподчиненного предложения мы начинали с рассказывания сказки А. Рыбакова "Про Потому и Почему?", показывая ее на фланелеграфе. Дети вначале проговаривали только первую часть предложения, затем вторую:

Почему колесо катится? – Потому что оно круглое.

Почему птица летит? – Потому что у нее есть крылья.

В конце непосредственной образовательной деятельности уже добивались, чтобы дети проговаривали предложение целиком.

В дальнейшем использовали такие дидактические игры как: "Прятки", "Кто у кого", "Подумай и скажи", "Закончи предложение". Целью этих игр было научить детей составлять сложносочиненные предложения.

Для закрепления полученных навыков были разработаны рекомендации воспитателям и родителям.

Определенное место в нашем исследовании занимала работа с воспитателями. При планировании речевых задач на занятиях образовательного стандарта воспитатели включали дидактические игры по нашим рекомендациям. В тетради взаимодействия они записывали еженедельные задания по формированию грамматического строя речи, здесь же педагоги отмечали трудности, встречающиеся у детей при выполнении этих заданий. Воспитатели, являясь первыми нашими помощниками, осуществляли закрепление навыков словообразования и словоизменения, полученных детьми на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, в специально организованной и свободной деятельности детей. Еженедельно происходило обсуждение успехов каждого ребёнка в усвоении грамматических категорий, поиск индивидуальных оптимальных методов коррекционной работы. Музыкальный работник так же включал в свою работу игры и упражнения, направленные на введение в активную речь детей новых грамматических категорий.

Таким образом, включение разнообразных игр и игровых упражнений, заданий на развитие грамматического строя на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особое внимание в нашем исследовании мы уделили тесному контакту с родителями, привлечению их к совместной деятельности как  неотъемлемой части успешной коррекционно-развивающей работы. На родительском собрании мы познакомили родителей с результатами проведенного логопедического обследования. В процессе общения, на индивидуальных консультациях родителям подробно рассказали о содержании работы по формированию грамматического строя речи. При необходимости мы проводили открытые групповые логопедические занятия, на которые приглашали родителей, которые нуждались в уточнении методов работы с ребёнком. Еженедельно мы давали игры-задания для детей по формированию грамматического  строя речи, которые малыши выполняли вместе с родителями дома. Домашние задания предварительно отрабатывались на занятиях, а на следующих – проверялись  и оценивались. Речевой материал располагался в речевом уголке.

Одной из эффективных форм работы с родителями по формированию грамматического строя речи явился разработанный нами проект «Зверьё моё» (Мир животных и птиц), направленный на формирование грамматического строя речи через совместную деятельность детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Родители стали активными участниками коррекционного процесса. Руками родителей были изготовлены развивающие игры по формированию грамматического строя речи: «Лото», «Поезд», «Сосчитай и пришнуруй», «Неваляшки» (большой – маленький),  «Кто что любит?»; пособия: «Кого напугал волк?», «Кого покормил Ваня?».

В результате проведенной работы были сформированны такие грамматические категории:

  • существительные единственного числа в косвенных падежах без предлога;
  • согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде;
  • образование названий детёнышей животных;
  • образование приставочных глаголов.

Значительно улучшилось выполнение заданий по:

  • преобразованию единственного числа существительных в множественное число;
  • согласованию числительных 1-5 с существительными;
  • образованию уменьшительной формы существительного.

Повысилась активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры сделала непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.

Таким образом, используя разнообразные формы работы с детьми и родителями, мы осуществляли коррекционную работу по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Выявленные изменения в ходе проводимой деятельности послужило основой для проведения контрольного этапа.

 

 

 

 

 

 

2.4. Контрольный этап эксперимента

Цель: провести сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп.

Методы:

-диагностика;

-математическая  обработка результатов.

Для достижения поставленной цели, мы провели диагностику такую же, как на первом этапе эксперимента, но с некоторым изменением программы диагностики, ни в какой мере не меняющий ее сущность.

С этой целью мы изменили последовательность диагностических заданий. Это позволило внести некоторое разнообразие в проведение контрольных занятий. Также мы старались придать заданиям игровой характер, чтобы повысить интерес и эмоционально настроить детей на выполнение заданий. Такие изменения  позволили провести занятия с большим интересом для детей и таким образом положительно отразились на результатах диагностики в целом.

Полученные результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной группе мы занесли в таблицу №3 и №4.

Количественные данные о состоянии грамматического строя речи у детей экспериментальной группы

Таблица № 3

 

 

 

Ф.И. ребенка

словоизменение

словообразование

Степень

сформированности

             

Женя Б.

2

2

2

2

2

1

1

1,6

Даша Т.

3

3

3

3

3

3

2

2,8

Никита С.

2

1

1

2

1

1

1

1,4

Женя П.

2

2

2

2

2

2

2

2

Полина Я.

1

1

2

2

1

2

1

1,5

Настя С.

2

2

2

3

2

2

2

2,1

Аня Ж.

3

3

3

2

2

2

2

2,3

Саша М.

3

2

2

3

3

2

2

2,6

Сережа С.

2

3

2

3

3

2

2

2,4

Миша Б.

3

2

3

2

3

3

2

2,7

Уровень

сформированности

2,3

2,1

2,2

2,4

2,2

2

1,7

 

Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР