Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2015 в 19:54, реферат
Грамматические значения - это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т.е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.
В заключительной части проводили работу по закреплению нового материала.
Работа на занятиях велась по следующим направлениям:
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи мы осуществляли с учётом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы постепенно усложняя формы речи, задания и речевой материал.
Так, на начальном этапе работы проводили формирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), а в дальнейшем – закрепляли словоизменения в связной речи .
Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных использовали специально подобранные задания и игровые упражнения, целью которых являлось развитие у дошкольников словоизменения, дифференциации именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Игры и упражнения:
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР мы уделяли основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняли связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществлялось на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом – ик, стол – ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.
На заключительном этапе работы закрепляли словообразовательные модели в процессе специально подобранных упражнений.
Также коррекционная работа была направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходило последовательно – параллельно .
С целью развития словообразования мы использовали с детьми следующие приемы работы (игры и задания):
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
Дидактические игры (лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т.д.) мы использовали при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усваивали материл, проводились игры "Кто скорее соберет?", "Все ко мне", цель которых - развивать умение соотносить предметы, обобщать их.
Вначале организовывали игру "Кто скорее соберет?". Предлагали не более двух – трех групп предметов, например овощи и фрукты (муляжи). Затем ставили предметы в разные места комнаты и предлагаю двум – трем детям собрать определенную группу.
В игре "Кто больше запомнит, что из чего сделано?" дети по памяти называли металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ детям давали разноцветный кружок. Выигрывал тот, кто собрал больше кружков.
Игра "Чей хвост, чья голова?" помогала решать несколько задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки. На завершающем занятии дети составляли описательные рассказы по определенной теме.
Цель дидактической игры "Что знаешь, расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями.Мы предлагали детям первой команды рассказать все, что они знают про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый; вторая команда подбирала глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается; третья команда называла слова (наречия или прилагательные), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко (жаркая), холодно (холодная), пасмурно (пасмурная), ветрено (ветреная), солнечно (солнечная).
После знакомства детей со сложными предлогами мы проводили игру "Что изменилось?". Цель игры - закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, на и наречия между. Предлагали детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь.
Также на занятиях мы организовывали целый ряд игр, которые были направлены на формирование умения находить нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Целью этих игр является - научить подбирать слова, близкие по значению. После использования этих дидактических игр многие дети научились образовывать однокоренные слова.
В ходе коррекционно-логопедического процесса велась работа и над синтаксической стороной речи. Кроме составления простых предложений мы старались научить детей составлять предложения с однородными членами. Для этого пользуемся системой упражнений:
- составление предложений по картинкам;
- составление предложений по опорным словам;
- составление
предложений по
Так, в дидактическом упражнении: «Составь предложение» детям раздавались картинки, изображающие животных, овощи, фрукты, птиц. Сначала дети отвечали на вопрос «Кто (что) нарисован (о) на картинке?». Затем исследователь произносил только начало предложения: «В лесу живут…» И дети, у которых на картинке изображены звери, продолжали предложение.
При знакомстве детей со сложными предложениями, мы сначала предлагали детям составить предложения по образцу исследователя, а затем уже самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления использовали пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.
Придумывая предложения с разделительным союзом или, мы использовали дидактическую игру "Что буду делать?" Одному из детей предлагали взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задали вопрос: "Что он делает?"
Знакомство детей с конструкцией сложноподчиненного предложения мы начинали с рассказывания сказки А. Рыбакова "Про Потому и Почему?", показывая ее на фланелеграфе. Дети вначале проговаривали только первую часть предложения, затем вторую:
Почему колесо катится? – Потому что оно круглое.
Почему птица летит? – Потому что у нее есть крылья.
В конце непосредственной образовательной деятельности уже добивались, чтобы дети проговаривали предложение целиком.
В дальнейшем использовали такие дидактические игры как: "Прятки", "Кто у кого", "Подумай и скажи", "Закончи предложение". Целью этих игр было научить детей составлять сложносочиненные предложения.
Для закрепления полученных навыков были разработаны рекомендации воспитателям и родителям.
Определенное место в нашем исследовании занимала работа с воспитателями. При планировании речевых задач на занятиях образовательного стандарта воспитатели включали дидактические игры по нашим рекомендациям. В тетради взаимодействия они записывали еженедельные задания по формированию грамматического строя речи, здесь же педагоги отмечали трудности, встречающиеся у детей при выполнении этих заданий. Воспитатели, являясь первыми нашими помощниками, осуществляли закрепление навыков словообразования и словоизменения, полученных детьми на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, в специально организованной и свободной деятельности детей. Еженедельно происходило обсуждение успехов каждого ребёнка в усвоении грамматических категорий, поиск индивидуальных оптимальных методов коррекционной работы. Музыкальный работник так же включал в свою работу игры и упражнения, направленные на введение в активную речь детей новых грамматических категорий.
Таким образом, включение разнообразных игр и игровых упражнений, заданий на развитие грамматического строя на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особое внимание в нашем исследовании мы уделили тесному контакту с родителями, привлечению их к совместной деятельности как неотъемлемой части успешной коррекционно-развивающей работы. На родительском собрании мы познакомили родителей с результатами проведенного логопедического обследования. В процессе общения, на индивидуальных консультациях родителям подробно рассказали о содержании работы по формированию грамматического строя речи. При необходимости мы проводили открытые групповые логопедические занятия, на которые приглашали родителей, которые нуждались в уточнении методов работы с ребёнком. Еженедельно мы давали игры-задания для детей по формированию грамматического строя речи, которые малыши выполняли вместе с родителями дома. Домашние задания предварительно отрабатывались на занятиях, а на следующих – проверялись и оценивались. Речевой материал располагался в речевом уголке.
Одной из эффективных форм работы с родителями по формированию грамматического строя речи явился разработанный нами проект «Зверьё моё» (Мир животных и птиц), направленный на формирование грамматического строя речи через совместную деятельность детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Родители стали активными участниками коррекционного процесса. Руками родителей были изготовлены развивающие игры по формированию грамматического строя речи: «Лото», «Поезд», «Сосчитай и пришнуруй», «Неваляшки» (большой – маленький), «Кто что любит?»; пособия: «Кого напугал волк?», «Кого покормил Ваня?».
В результате проведенной работы были сформированны такие грамматические категории:
Значительно улучшилось выполнение заданий по:
Повысилась активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры сделала непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.
Таким образом, используя разнообразные формы работы с детьми и родителями, мы осуществляли коррекционную работу по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Выявленные изменения в ходе проводимой деятельности послужило основой для проведения контрольного этапа.
2.4. Контрольный этап эксперимента
Цель: провести сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп.
Методы:
-диагностика;
-математическая обработка результатов.
Для достижения поставленной цели, мы провели диагностику такую же, как на первом этапе эксперимента, но с некоторым изменением программы диагностики, ни в какой мере не меняющий ее сущность.
С этой целью мы изменили последовательность диагностических заданий. Это позволило внести некоторое разнообразие в проведение контрольных занятий. Также мы старались придать заданиям игровой характер, чтобы повысить интерес и эмоционально настроить детей на выполнение заданий. Такие изменения позволили провести занятия с большим интересом для детей и таким образом положительно отразились на результатах диагностики в целом.
Полученные результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной группе мы занесли в таблицу №3 и №4.
Количественные данные о состоянии грамматического строя речи у детей экспериментальной группы
Таблица № 3
Ф.И. ребенка |
словоизменение |
словообразование |
Степень сформированности | |||||
Женя Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1,6 |
Даша Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,8 |
Никита С. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,4 |
Женя П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Полина Я. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1,5 |
Настя С. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,1 |
Аня Ж. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Саша М. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,6 |
Сережа С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2,4 |
Миша Б. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2,7 |
Уровень сформированности |
2,3 |
2,1 |
2,2 |
2,4 |
2,2 |
2 |
1,7 |
Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР