Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике большое значение уделяют нравственному и гражданскому воспитанию. Под понятием гражданское и нравственное воспитание подразумевается воспитание человечности, доброты, бережного отношения к природе и людям, особенно к старшему поколению.
"Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства".
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1
Гражданское воспитание
1.1. Основные направления развития гражданского воспитания
1.2.Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в
1.3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Глава 2
Нравственное воспитание
2.1 Развитие идеи нравственного воспитания
2.2 Пути и средства нравственного воспитания
2.2.1 Роль семьи в формирование нравственного воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовой - педагогика Калугин.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ»

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение 

Глава 1

Гражданское воспитание

1.1. Основные направления развития гражданского воспитания

1.2.Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в

1.3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Глава 2

Нравственное воспитание

2.1 Развитие идеи нравственного  воспитания

2.2 Пути и средства нравственного  воспитания

  2.2.1 Роль  семьи в формирование нравственного  воспитания 

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной  педагогике большое значение уделяют  нравственному и гражданскому воспитанию. Под понятием гражданское и нравственное воспитание подразумевается воспитание человечности, доброты, бережного отношения  к природе и людям, особенно к  старшему поколению.

"Духовно-нравственное  становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной  жизни есть важнейшая составляющая  развития общества, государства".

Воспитание  рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для  самореализации личности.

Основная  цель гражданского воспитания состоит  в формировании гражданственности  как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу  и уважение к государственной  власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства  и дисциплинированность, гармоническое  проявление патриотических чувств и  культуры межнационального общения. Становление  гражданственности как качества личности определяется как субъективными  усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Одной из основных задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли Родной страны в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Проблема  включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов страны, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.

Объектом  исследования данной курсовой работы является развитие  гражданского и  нравственного воспитания в истории  педагогики.

Предметом моего  исследования является гражданское  и нравственное воспитание учащихся

Целью исследования является развитие идеи нравственного  и гражданского воспитания в истории  педагогики

 

 

В соответствии с целями были поставлены основные задачи:

- Исследование  основных направлений развития гражданского воспитания

- Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в

- Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

- Развитие идеи нравственного воспитания

- Пути и средства нравственного воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Гражданское воспитание

1.1 Основные направления развития гражданского воспитания

История человечества показывает, что вопросы гражданского воспитания издревле находились в центре внимания любого государства, но решались они в различные исторические эпохи по-разному с учетом социальных потребностей, экономических условий, с использованием различных средств, методов, форм работы. В каждую эпоху  понятие гражданского воспитания наполнялось  новым содержанием и было обусловлено  характером, организацией жизни общества и отражало общественные противоречия своего времени.

Решать вопрос о месте и цели гражданского воспитания человека пытались еще Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит. В их воззрениях прослеживается стремление представить  идеальным гражданином идеального государства того, для кого главное  в жизни — служение государственным  интересам, их поддержка и защита. Отдавая морали приоритет в наборе средств гражданского воспитания, античные философы не усматривали общности человеческих интересов, направляли человеческую нравственность на служение конкретному государству  и в значительно меньшей степени  — обществу. Существенное значение Платон придает гражданскому воспитанию населения путем внушения гражданам представления о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов. В целом древнегреческие философы считают лучшим государством такое, в котором «граждане слушаются законов более, нежели ораторов» [7].

Знаменитый  римский оратор, государственный  деятель и мыслитель Цицерон  предлагал концепцию государства  и достойных граждан. Согласно Цицерону обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования добродетелям. Гражданин не должен сам вредить другим, нарушать чужую  собственность или совершать  несправедливости. Он обязан оказывать  помощь потерпевшим несправедливость. Среди важнейших обязанностей Цицерон  называет обязанности гражданина перед  государством, долг, защиту Отечества. В этом состоят элементы нравственного  воспитания [8]

Начало новой  эры в истории западноевропейской цивилизации — принятие христианства. Христианство изменило взгляд и на духовную природу человека. Образование, или обучение, в христианском идеале получает характер обучения воспитывающего, направленного не только на развитие ума, но и на развитие сердца и доброй воли. По христианскому взгляду, достоинства заключены в самом человеке, добродетель христианская прежде всего личная, а не гражданская.

В эпоху Возрождения  содержание понятия гражданственность  составляет основу культуры гражданского достоинства. Накануне вступления западноевропейских стран в индустриальную эпоху  философско-педагогическая мысль утверждает равноправие, единство религиозно-нравственного  и гражданского воспитания, понимаемого  как формирование культуры личного  достоинства и культуры социальной полезности. Если в античном обществе личность поглощалась государством, в Средние века — церковью, то в эпоху Возрождения личность становится свободной. [4.1]

Идею общественного  договора развивает Дж. Локк, согласно которой гражданином является человек, выполняющий законы государства  и получающий взамен частично потерянной личной свободы право защиты со стороны  государства. Идеи Локка о правах и свободах личности, соотношении  государства и гражданина сыграли  значительную роль в политико-правовой и педагогической мысли. Несмотря на различия в понимании целей и  содержания гражданского воспитания в  различных странах, типичным становится идеал гражданина, обладающего здравым  смыслом, тонким пониманием общественных отношений и высокоразвитым чувством гражданской чести.

Понимание гражданина как личности, которая обладает основными  жизненными правами, участвует в  социально-политической жизни страны, закреплено в «Декларации прав человека и гражданина», провозглашенной  в период Великой французской  буржуазной революции 1789 г. В ней  были провозглашены свобода личности, слова, совести, равенства граждан  перед законом. Также она официально ввела понятие гражданин.

 Исходная  идея гражданского общества —  преобразование самой коллективности, организованной по законам природы  совместной жизни людей в обществе, и развитие человека, вышедшего  из мира всеобщей вражды, необузданной  свободы, в гражданина этого  общества. Цивилизованное и гуманизированное, такое общество становится способным  сформировать личность, гражданина  нового типа.

Одним из результатов  осознания необходимости преодоления  данного противоречия явилось зарождение в начале XIX в. нового направления  — «педагогики социальных интересов» (И. Кант, Г. Песталоцци, И. Фихте). В соответствии с ней подвергаются переосмыслению цели воспитания, его направления. Идеи, наметившиеся в трудах К. А. Гельвеция, Я. А. Коменского, Ш. Монтескье и др., получили большую определенность и  педагогическую оформленность в  учении И. Канта. Он считал, что в  гражданском воспитании необходимо исходить из общечеловеческих ценностей, которые сближают людей разных национальностей. [4.4].

Внимание  к проблеме гражданского воспитания особенно усилилось в эпоху империализма. Если раньше проблема гражданского воспитания не всегда дифференцировалась среди  остальных воспитательных проблем, то теперь она окончательно вычленилась, закрепился термин гражданское воспитание. Одним из теоретиков гражданского воспитания в начале ХХ в. стал немецкий педагог  Г. Кершенштейнер, который называл  главной задачей гражданского воспитания «приучение молодежи служить общине». Идеал гражданина, по Кершенштейнеру, — защитник от «тирании большинства». Он указывал, что гражданские добродетели  нельзя сформировать с помощью книг и поручений, но гражданские чувства  и поступки возможны у людей, не понимающих задач государства и сущности управления.

 

В период кризиса  наиважнейшей заботой государства, подчеркивал Г. Кершенштейнер, должна стать работа по укреплению системы  гражданского обучения, чтобы «приучить  ребенка во всех серьезных случаях  жизни не только свое мышление и  чувство, но и поступки свои сообразовывать с общими интересами». Вера Г. Кершенштейнера в возможность достижения успеха в гражданском воспитании масс основана на том соображении, что в «человеке  живы не только эгоистические побуждения, стремящиеся к свободе и разделяющие  людей, но и те социальные инстинкты, которые людей связывают». Значение теории гражданского воспитания Г. Кершенштейнера, опиравшейся на общечеловеческие и  религиозные нравственные ценности, состоит в том, что она своевременно указала пути и средства воспитания добросовестного и ответственного человека, «обладающего гражданским  образом мыслей», умеющего работать на благо своего народа, способного противостоять движениям, направленным на насильственное изменение государственного устройства [9].

  ХХ век  — новый этап в развитии  теории и практики гражданского  воспитания, идеологическую основу  которого составила философия  прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс,  Дж. Дьюи). Философско-педагогическая  теория Дж. Дьюи, развивающая гуманистические  искания Руссо, Фребеля, Песталоцци, ставит в центр педагогической  деятельности личность ребенка,  призывает исходить из его  потребностей, интересов, вовлекать  юного гражданина в активную  деятельность, формирующую опыт  достижения жизненного успеха, т.  е. готовит подрастающее поколение  к жизни в условиях демократических  прав и свобод. Взяв за основу  выдвинутое Дж. Дьюи положение,  его последователи (В. Килпатрик,  Т. Брамельд, А. Кумбс, Э. Келли  и др.) считали необходимым формирование  уже в школе опыта демократических  отношений, который должен стать  надежным заслоном против эгоизма  и крайнего индивидуализма.

На современном  этапе исторического развития в  странах, имеющих давние демократические  традиции, интересы, права личности действительно приобретают абсолютный характер, ее гражданское достоинство, несмотря на изменения в экономической, социально-политической сферах, остается неприкосновенным, сохраняет безусловный  характер, остается мерой ответственности  гражданина перед обществом.

  Нарастание  кризисных явлений во многих  областях жизни, поставивших человечество  перед необходимостью объединения  усилий в решении проблем глобального  характера, выдвинуло на первый  план задачу воспитания «граждан  мира», способных выйти из узких  рамок этноцентризма, корпоративных  интересов. По наблюдениям зарубежных  ученых, в современных условиях  при ускорении темпов экономических,  социальных изменений, повышающих  для многих людей риск потерять  прочную опору в жизни, наименее  пострадают те, у кого лучше  развита социальная мобильность. [4.4]

 

 

1.2.Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в

В общественно-педагогической мысли России к середине XVIII в. сложились  в основном два подхода к пониманию  сущности, цели гражданского воспитания:

  — утилитарно-охранительный, утверждавший  идею безусловного подчинения  гражданина правящему режиму;

  — общественно-патриотический, развивавший  идеи государственности, патриотизма,  возводящие служение Отечеству  в ранг общественного и нравственного  долга.

Информация о работе Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики