Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике большое значение уделяют нравственному и гражданскому воспитанию. Под понятием гражданское и нравственное воспитание подразумевается воспитание человечности, доброты, бережного отношения к природе и людям, особенно к старшему поколению.
"Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства".
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1
Гражданское воспитание
1.1. Основные направления развития гражданского воспитания
1.2.Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в
1.3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Глава 2
Нравственное воспитание
2.1 Развитие идеи нравственного воспитания
2.2 Пути и средства нравственного воспитания
2.2.1 Роль семьи в формирование нравственного воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовой - педагогика Калугин.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Общим идеологическим основанием указанных направлений  служила система христианских религиозно-нравственных ценностей. Однако в подходе к  их выбору обнаруживается существенное различие: если названное первым направление  искало в религии точку опоры  в идеалах растворения личности, безропотного послушания, отказа от личных интересов, то представители общественно-демократического направления, опираясь на идеалы добра, справедливости, находили в религии  источник духовного развития человека и утверждали идею служения христианским истинам в качестве главного критерия подлинности человеческой жизни. [5]

XVIII столетие  определило начало и сущность  исследуемой проблемы и позволило  обозначить цель воспитания гражданственности  на последующие века. Основной  задачей воспитания, по мнению  А. Н. Радищева, является формирование  человека, обладающего гражданским  сознанием, высокими нравственными  качествами, любящего больше всего  свое Отечество. Он связывал  цели воспитания с общественно-политическим  строем страны и указывал, что  в обществе, основанном на неравенстве,  мораль и закон часто противоречат  друг другу. «И от того трудно  становится исполнение должности  человека и гражданина, ибо нередко  они находятся в совершенной противоположности». Идеи А. Н. Радищева получили дальнейшее развитие в педагогических взглядах русских демократов XIX в. Они исходили из того, что действительный уровень гражданской зрелости человека выражается не в его умозрительных представлениях о добре и зле, подлинная гражданственность проявляется лишь в практических делах, в отношении человека к исполнению своих гражданских обязанностей и гражданскому долгу. [4.1]

Важнейшим итогом развития социально-педагогической мысли XVIII в. явился отчетливо сформировавшийся идеал гражданина. Прежде всего это  свободная личность, обладающая такими качествами, как мужество, бодрость духа, способность к преодолению  жизненных трудностей, готовность к  вооруженной защите Родины и личного  достоинства, чести. Личность эта имеет  общественную природу и предана  общественному долгу, национальным и семейным традициям. Формирование ее идет на основе нравственного и  физического воспитания. Стержневым качеством личности гражданина является патриотизм.

 К началу XIX в. в российском общественном сознании уже сложились достаточно отчетливые представления о сущности гражданского общества. Первыми, кто попытался сплоченно, организованно утвердить в государстве гражданские права человека, были декабристы. В своих высказываниях они определяли цель воспитания как воспитание «сына Отечества», гражданина-патриота, для которого знания — средство активно приносить пользу своей Родине. Гражданское воспитание необходимо человеку. Отсутствие такого воспитания опасно для страны, так как ведет общество к разобщению и безнравственности. Гражданское воспитание имеет в основе своей патриотизм, любовь к Отечеству. Патриотизм — источник могущества каждого народа, «любовь к Отечеству, гордость народная» должны с детства заполнять сердца человеческие.

В общественном движении второй половины XIX в., помимо консервативных и умеренно либеральных  кругов, появляется новая, радикально настроенная сила — революционеры-демократы. По их мнению, школа должна сформировать человека, обеспокоенного общественными  делами, готового к насильственным действиям, т. е. ориентированного на улучшение  жизни путем ее разрушения во имя  идей всеобщего социального равенства (В. Г. Белинский, А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский).

Для понимания  особенностей развития идеи гражданского воспитания в концепциях педагогов-гуманистов, стоявших на позициях либерализма, важно  учесть мысль В. Г. Белинского, послужившую  исходным принципом для них: вначале  необходимо воспитать человека и  лишь потом — гражданина. Нравственные основы человеческой личности, утверждал  Белинский, закладываются в семье, а задача учебных заведений —  сделать их гражданами, членами государства  на всех ступенях. Выражая позицию  многих представителей отечественной  педагогической мысли, В. Г. Белинский  отмечал, что «доброе воспитание, источник его счастья… он есть подпора  всех политических обществ, источник народного  благосостояния». Цель воспитания, по В. Г. Белинскому, — создать гуманного, человечного человека, гражданина Отечества. [1]

 В начале  ХХ в. педагогическая наука  акцентировала внимание общества, образования на идее, что истинный  патриотизм предполагает любовь  не только к славным, но и  печальным моментам жизни своего  Отечества, а любовь к Родине  как деятельностное начало выражается  в высокой жизненной активности, направленной на благо и славу  Отечества. Особенно важная роль  в гражданском воспитании, развитии  национального самосознания и  национальной гордости принадлежит  истории, родному языку и словесности,  географии, законоведению.

В 1920-е гг. в стране имелись достаточные  условия для формирования гражданского общества и эффективного развития гражданского сознания новых поколений, перед  которыми общество ставило грандиозные  задачи по переустройству жизни не только в России, но и во всем мире. Педагогическая наука этого периода  внесла значительный вклад в постановку и разработку новых подходов, методов  и средств гражданского воспитания.

 Пробуждению гражданского, национального самосознания, духовному раскрепощению человека способствовала Великая Отечественная война 1941–1945 гг., которая вызвала прилив патриотических сил.

Одним из наиболее ярких примеров пробуждения гражданской  совести, выражения потребности  общества в демократизации образования  в педагогической теории и практике 60–70-х гг. XX в. стало творчество В. А. Сухомлинского, через которое  проходит идея гражданского воспитания личности, построенного на прочных  нравственных основах. Он сумел посредством  тончайшего инструментария философско-этического анализа проникнуть до самых глубин педагогических явлений. Результатом  такой интеграции явилось формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, практическая разработка содержания, форм и средств воспитания такой личности. [9].

В конце 70-х  — начале 80-х гг. XX в. было начато коллективное исследование «Воспитание  гражданина» с участием ученых нескольких научно-исследовательских институтов под руководством Г. Н. Филонова. В  педагогике 80-х гг. накоплен богатый  опыт воспитания гражданина, теоретическое  обоснование которого дано с позиций  классового подхода к нравственному  воспитанию.

На 1985 - 1995 гг., к сожалению, приходится кризис гражданского воспитания в связи с коренной, нередко безосновательной ломкой всего  созданного ранее. Этап с 1995 г. по настоящее  время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. В итоге закрепилось  определение гражданственности  как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно  и политически дееспособным (А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов), цель гражданского воспитания обозначилась как становление  молодежи субъектом народовластия (О. С. Газман), т.е. на новом историческом витке педагогическая мысль вернулась  к тезису 1920-х гг. о гражданине как субъекте народовластия. Таким  образом, ведущее направление развития теории гражданского воспитания в России, пробивавшееся через периоды "попятного" движения, состоит в утверждении  понимания гражданственности как  активности в реализации в стране народовластия, предполагающего компетентное и заинтересованное участие каждого  гражданина в управлении обществом, в конкретных социально ценных делах, в политической, социальной, экономической  жизни государства, поддержании  законопорядка, укреплении обороноспособности страны, повышении готовности к организаторской, управленческо-исполнительской деятельности, к самостоятельным инициативным действиям в интересах страны и в целях достижения собственного жизненного успеха.

Сегодня гражданское  воспитание осуществляется через ценности, внутренне, природно присущие человеку. Вновь востребованы ключевые ценности, свойственные российскому менталитету, - патриотизм, достоинство. Попранное  достоинство - причина большинства  отклонений в поведении людей, взрослых и еще только вступающих в жизнь. Достоинство гражданина России, неотъемлемое от верховенства права, - основа для консолидации общественных и политических сил страны, залог ее возрождения и процветания. [4.1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Цель и  содержание гражданского воспитания школьников. Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает  свои усилия на формировании у школьника  ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Основная  цель гражданского воспитания состоит  в формировании гражданственности  как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу  и уважение к государственной  власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства  и дисциплинированность, гармоническое  проявление патриотических чувств и  культуры межнационального общения. Становление  гражданственности как качества личности определяется как субъективными  усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в  трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена  и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В  известной книге В.А. Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

Особое место  в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию  школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание  гражданского воспитания в школе  и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому  воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений  и организаций.

Патриотическое  воспитание. Формирование культуры межнационального общения. В толковом словаре В.И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник". Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое  воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в  активный созидательный труд на благо  Родины, привития бережного отношения  к истории отечества, к его  культурному наследию, к обычаям  и традициям народа - любви к  малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое  и интернациональное воспитание в учебной и вне учебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма  играют предметы гуманитарного и  естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного  края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство  любви к Родине.

Формированию  культуры межнационального общения  способствует изучение иностранных  языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и  обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений  о достижениях нашей страны в  области науки, техники, культуры. Это  направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью  выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Правовая  культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового  воспитания заключаются в том, чтобы  довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы  эти требования приобрели для  них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.

Динамику  личностной деформации можно представить  последовательностью следующих  этапов: появление пробелов и искажений  в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и  средства; соответствующие искажения  нравственно-правового сознания в  части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематическое правонарушающее  поведение; преступление.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. "Дефективность сознания, - отмечал А.С Макаренко, - это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений - одним  словом, прежде всего, испорченные отношения  между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества"

Информация о работе Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики