Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике большое значение уделяют нравственному и гражданскому воспитанию. Под понятием гражданское и нравственное воспитание подразумевается воспитание человечности, доброты, бережного отношения к природе и людям, особенно к старшему поколению.
"Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства".
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1
Гражданское воспитание
1.1. Основные направления развития гражданского воспитания
1.2.Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в
1.3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Глава 2
Нравственное воспитание
2.1 Развитие идеи нравственного воспитания
2.2 Пути и средства нравственного воспитания
2.2.1 Роль семьи в формирование нравственного воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовой - педагогика Калугин.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, очень важно, чтобы семья понимала свою ответственность за душу ребенка. Необходимо иметь в виду, что ребенка  воспитывает весь уклад жизни  семьи. Поэтому не надо думать, что  мы воспитываем ребенка только тогда, когда с ним разговариваем  или учим чему-то. Воспитываем его  в каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома, потому что ребенок воспитывается на примере родителей, той семейной жизни, которая складывается намеренно  или ненамеренно. В семье должны царить взаимопонимание и взаимоуважение. Родители и дети должны быть не только родственниками, но и друзьями.

Необходимо  в семье установить единый подход к ребенку. Разнобой требований взрослых, когда один родитель чрезмерно строг, другой излишне снисходителен, один назначает наказание, другой отменяет его и т.д., выбивает ребенка из колеи, а порой и приучает его  добиваться своего, используя противоречия между старшими. Когда же старшие во всем поступают разумно и согласованно, их единым требованиям дети, как правило, подчиняются безоговорочно.

Многие родители освобождают детей от всяких домашних обязанностей, сосредотачивая их внимание лишь на собственных потребностях. Это мешает развитию сознания и чувства  долга. И в то же время порождает  черточки эгоизма, черствости, лени. Причина  этой ошибки кроется в ложном понимании  сущности счастливого детства. Иногда родители не учитывают, что подрастающему  человеку нужны радости не только потребительские, но и в еще большей  степени творческие и нравственные.

Вовлечение  детей, подростков и юношества в  трудовую деятельность создает материальную основу для формирования у них  высоких моральных качеств, содействует  развитию нравственного сознания, нравственных чувств и поведения в их единстве. Чем шире личное участие в труде  на общую пользу, тем успешнее проходит процесс нравственного развития личности. Вступая в определенные отношения с окружающими людьми, дети в различных жизненных ситуациях  накапливают и расширяют нравственный опыт. [4.5]

Вывод:

Нравственное  воспитание, основанное на чувстве  народности, являющемся единственным источником исторической жизни государства, позволяет человеку, по замечанию  К. Д. Ушинского, стать членом общества, так как включает и воспитание гражданского долга, чувства патриотизма. Воспитание на основе народности должно вести будущих граждан не к  национальной ограниченности, а к  воспитанию общечеловеческих ценностей. Под непосредственным влиянием революционно-демократических  идей развивались взгляды К. Д. Ушинского на воспитание гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность  гражданского воспитания в современных  условиях возрастает в связи с  формированием в России правового  государства и гражданского общества. Достижение этой цели может осуществиться  лишь при условии становления  и развития социальных субъектов, способных  эффективно функционировать и взаимодействовать  в рамках новых общественных структур. Педагогика стоит перед необходимостью выработки эффективной модели гражданского воспитания, соответствующей потребности  современного этапа общественной жизни  в жизнеспособных, активных субъектах  исторического процесса, способных  к переустройству общественной жизни, возрождению производства, сохранению и развитию культуры, укреплению правопорядка.

Гражданская позиция базируется на определенных нравственных качествах: таких как  милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга,  личное достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.

Сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои из-за несоответствия социальных условий и целей. Так происходит с системой Антона Семеновича Макаренко, например, потому что она разрабатывалась и писалась в определенных социальных условиях и ставила определенные воспитательные цели. В наше время и условия и цели изменились. Так происходит и с другими известными воспитательными  системами.

Задача современной  науки привлечь весь предыдущий опыт и учитывая новые условия  дать школе теоретические разработки для успешного преодоления сложностей. Но и практически нельзя упустить ситуацию, так как каждый год школа  выпускает в быстро меняющуюся жизнь  молодых людей и чтобы сохранить  стабильность в обществе у этих ребят  должны быть четкие моральные ориентиры  и ясная гражданская позиция.

Гражданско-нравственное воспитание и самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в нравственной сфере, крайне необходима современному обществу как одна из главных стратегических задач.

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Под ред. В.А. Сластенина. Педагогика М. Издательский центр "Академия" 2002 (372-376 стр.)
  2. Нравственное и трудовое воспитание школьников:  С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко;  Под ред. С. А. Козловой — М. Издательский центр «Академия», 2002 ( 9-12 стр.)
  3. "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. Просвещение, Москва, 1983 г. (Глава 20.  § 2)
  4. Интернет источники:
    1. http://www.pedlib.ru;
    2. http://www.portalus.ru;
    3. http://www.ref.by/refs/72/17242/1.html;
    4. http://www.smolpedagog.ru ;
    5. http://www.4stupeni.ru .
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., переработанное. и дополненное. – М., 1990 
  6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-1982.
  7. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940.
  8. Цицерон. О государстве // Диалоги о государстве. О законах : в 2 кн. М., 1966. Кн. 2.
  9. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1979.

Информация о работе Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики