Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа
В современной педагогике большое значение уделяют нравственному и гражданскому воспитанию. Под понятием гражданское и нравственное воспитание подразумевается воспитание человечности, доброты, бережного отношения к природе и людям, особенно к старшему поколению.
"Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства".
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Введение
Глава 1
Гражданское воспитание
1.1. Основные направления развития гражданского воспитания
1.2.Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в
1.3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Глава 2
Нравственное воспитание
2.1 Развитие идеи нравственного воспитания
2.2 Пути и средства нравственного воспитания
2.2.1 Роль семьи в формирование нравственного воспитания
Заключение
Список использованной литературы
В целенаправленной, общественно полезной деятельности ребенок выполняет различные функции, каждая из которых готовит его к определенным социальным обязанностям. В школе он — ученик, в спортивной секции — капитан команды, в семье — сын (или дочь) и т. д.
Каждая роль предполагает определенные нравственно-психологические качества (мужественность в спортивной команде и нежность в сыновних чувствах и т. д.). Любая социальная роль требует основополагающих нравственных образований: сознательности, ответственности, трудолюбия, готовности оказать помощь, поступиться своими личными интересами. Следовательно, сознательное принятие социальных обязанностей может служить сильно действующим мотивом освоения тех или иных обязанностей и способом их осуществления.
Существует тесная связь между формированием нравственной потребности и практической деятельностью. Но известно, что далеко не всегда нравственная и объективно значимая деятельность порождает у школьников желаемые потребности.
А. С. Макаренко убедительно показал, что трудовая деятельность без использования других факторов не дает значительных успехов в нравственном воспитании. [3]
Для развития нравственных потребностей имеет значение не только предметная деятельность, но и идейно-политические и социально-психологические воздействия на личность, ставящие целью освоение нравственных ценностей. В этом процессе происходит формирование нравственных установок и мотивов. Стимулируя образование нравственных мотивов и способов поведения, воспитатель должен:
- создавать условия для осуществления нравственного выбора того или иного способа действия;
- понимать характер возникающих противоречий в развитии нравственных потребностей школьника, способствовать их наиболее эффективному в воспитательном отношении решению;
- влиять на лиц, составляющих среду ближайшего окружения ребенка (родителей, товарищей, друзей). Особое место в системе нравственного воспитания занимают нравственные привычки. Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами,— показатель устойчивости морального мотива.
В отличие от автоматизированных навыков поведения, привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения.
Привычные формы
и способы поведения
Привычки условно подразделяются на простые и сложные. Под простыми привычками подразумеваются поступки и действия, в основе которых лежат элементарные правила общежития, нормы установленной дисциплины и культуры общения.
К сложным нравственным привычкам относится потребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей, моральные действия.
Важнейшей задачей нравственного воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию нравственных привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.
Прежде чем
начать вырабатывать ту или иную привычку,
необходимо расположить школьника
к приобретению положительной или
искоренению отрицательной
Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся. Психологическими исследованиями установлено, что условием формирования устойчивых форм поведения является педагогически ценная организация мотивации поступка.
Привычки вырабатываются последовательно от простейших к более сложным, требующим самоконтроля и самоорганизации. Добрую привычку К. Д. Ушинский рассматривал как нравственный капитал, который беспрестанно растет и процентами с которого человек пользуется всю жизнь. Дурная привычка, с точки зрения К. Д. Ушинского, есть нравственный невыплаченный заем, который может заморить человека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственного банкротства.
Большое значение
в выработке нравственных привычек
поведения имеет общая
Усвоение нравственных норм обогащается эмоциональным отношением человека к этим нормам. Нравственные нормы определяют в значительной степени и тот побудительный мотив, который вызывает то или иное действие.
Нравственные
чувства, нравственные переживания
и нравственные отношения имеют
глубоко личностную окраску Они
дают человеку удовлетворение от благородного
поступка или намерения, вызывают угрызения
совести при нарушении
Советские психологи
различают простые чувства как
временные состояния человека и
сложные — гражданские, морально-политические
чувства, характеризующие устойчивые
характерологические
Придавая большое значение развитию социальных чувств, А. В. Луначарский показал, что способность сильно чувствовать связана с богатством духовной жизни личности, что, в свою очередь, связано с развитием ее симпатий и антипатий, ценность которых в том, что они рождают сопереживание. Сопереживание заражает психику определенным подъемом, отражением сильных и гармоничных чувств.
Для формирования нравственных чувств необходимо включать школьника в ситуации, требующие его соучастия, сострадания; развивать тонкость чувства в отношении к другим; обогащать их идейно-нравственным содержанием, придавать простейшим чувствам радости, негодования нравственную направленность.
Психологи установили,
что младший школьный возраст
характеризуется повышенной восприимчивостью
к усвоению нравственных требований
и норм. Это позволяет своевременно
заложить нравственный фундамент развитию
личности. Стержнем воспитания, определяющим
нравственное развитие личности в младшем
возрасте, является формирование гуманистических
отношений и взаимоотношений
детей, опора на чувства, эмоциональную
отзывчивость, В подростковом возрасте
складывается определенный опыт в освоении
среды ближайшего окружения, устанавливаются
устойчивые контакты со сверстниками,
возрастает потребность в самопознании,
в утверждении собственной
В этом возрасте чрезвычайно важно помочь подростку найти правильные нравственные ориентиры, сообщить моральные знания основных нравственных категорий, совместно определить пути самовоспитания.
Расхождение между желаемым и возможным, идеальным, представляемым и реальным, посильным и непосильным — характерное противоречие этого возраста, которое необходимо учитывать в процессе нравственного воспитания.
В раннем юношеском
возрасте активно формирующиеся
мировоззренческие взгляды
Характерным для юноши является развитое самосознание, потребность в самоопределении. Этим объясняется интерес к личности человека, аналитический подход к поступкам людей, их мотивационной сфере, стремление разобраться в смысле жизни, постижении ее ценностей, определить свое место в обществе. В юности интенсивно идет поиск идеала, авторитета, вырабатываются собственные принципы поведения и оценки.
На определенном
этапе развития самосознания возникает
потребность юноши в
Стремление
к самоутверждению
Юноши и подростки особенно нуждаются в дружбе, во взаимопонимании с окружающими их людьми. В юношеском и подростковом возрасте поступки могут быть не адекватны намерениям, обусловлены случайными обстоятельствами. Оценки, высказываемые юношей, могут не соответствовать его убеждениям и даваться в целях получения желаемой аргументации в подтверждение этих убеждений.
Упрощенное представление о нравственном развитии личности ребенка, подростка, юноши приводит воспитателей к грубым ошибкам, когда действиям воспитуемых приписываются не те мотивы и соответственно избираются методы перевоспитания, тогда как требуется внимательное изучение противоречий развития личности и создание здоровой социальной микросреды, где каждый становится необходим другому в коллективном содружестве.
Преемственность в нравственном воспитании школьников разных возрастных групп осуществляется в нескольких основных направлениях: в развитии нравственных представлений, суждений, оценок; в формировании опыта нравственных отношений в системе коллективных связей и зависимостей; в развитии все усложняющихся форм нравственного сознания и поведения; в обогащении моральных чувств социально ценным содержанием.
Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатель знает школьника, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии.
Для педагогически запущенных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутриколлективной жизни. Все это осложняет отношение школьника с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности.
Нравственные недостатки в поведении педагогически запущенных школьников коренятся в организации их жизнедеятельности, в способах удовлетворения их потребностей, в ограниченности материальных и духовных интересов, в бедности эмоциональных переживаний.
Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков состоят в том, чтобы устранить устойчивые отрицательные влияния, включить подростка в коллективные объединения, обогащающие его духовные интересы и потребности, помочь подростку в овладении способами общения, основанными на нравственных принципах гуманизма и коллективизма, активизировать позицию подростка, способствующую перестройке его мотивов и ценностных ориентации на социально значимые виды деятельности и помочь в достижении успеха в этой деятельности. [3]
2.2.1 Роль семьи в формирование нравственного воспитания
Главную роль в формировании характера ребенка, поведения его должна играть семья. Как известно, семья – это группа людей, основанная на браке или кровном родстве и связанная общностью быта, взаимопомощи, моральной и правовой ответственностью. Мировая социологическая служба утверждает, что дети 80% своего воспитания получают в семье. Нельзя передоверять воспитание и обучение родного ребенка никому другому и даже школе. Школа отвечает за оптимальную организацию учебно-воспитательной работы, за развивающий характер обучения и за научно-педагогическую помощь родителям и заинтересованным предприятиям, учреждениям, хозяйствам. Все должно строиться на личной заинтересованности родителей и их детей.
Только семья может воспитать такие важные качества, как совестливость, умение считаться с другими людьми, чувство собственного достоинства – то, что делает человека высоконравственной личностью.
В настоящее время, в период обширных национально-экономических трансформаций, семья, как и общество в целом, испытывает огромные трудности. Поэтому не все семьи в состоянии достойно выполнять функции, возложенные на них обществом.
И важно воспитать
ребенка так, чтобы молодой человек
выбрал будущее сам, чтобы осознал
необходимость нравственного
Первые нравственные представления и навыки поведения дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Под воздействием взрослых они постепенно начинают различать хорошее и плохое в своем поведении и в поведении других. У них в семье вырабатываются первоначальные навыки вежливости, в частности, правдивости, скромности, послушания, уважения к родителям, старшим, бережного отношения к вещам, животным, природе. В совместимых играх и занятиях в семье и в детском саду дети учатся дружить, помогать друг другу, соблюдать установленный режим.
Информация о работе Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики