Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

В современной педагогике большое значение уделяют нравственному и гражданскому воспитанию. Под понятием гражданское и нравственное воспитание подразумевается воспитание человечности, доброты, бережного отношения к природе и людям, особенно к старшему поколению.
"Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства".
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Содержание работы

Введение
Глава 1
Гражданское воспитание
1.1. Основные направления развития гражданского воспитания
1.2.Понимание сущности, цели гражданского воспитания в России к середине XVIII в
1.3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Глава 2
Нравственное воспитание
2.1 Развитие идеи нравственного воспитания
2.2 Пути и средства нравственного воспитания
2.2.1 Роль семьи в формирование нравственного воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовой - педагогика Калугин.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в  семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья  не только с явной деградацией  ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости  и пр.), но и та, где за чисто  внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая  в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у  детей воспитывается пренебрежение  к труду, ориентация на "выгодную" работу, корыстные предпочтения в  выборе трудовой деятельности, ложно  понимаемые престижные устремления. Результатом "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том  числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой  криминальной активностью.

Для подростка  одобрительное мнение членов его  группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение  тех же поступков взрослыми - родителями, учителями и т.п. Вот почему так  важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

В работе по предупреждению правонарушений среди  учащихся можно выделить следующие  этапы:

·  устранение обстоятельств, которые  способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия  жизни и воспитания), до того, как  эти обстоятельства существенно  сказались на поведении (ранняя профилактика);

·  оздоровление среды, условий жизни  и воспитания учащихся, которые пагубно  влияют на них, и одновременно коррекция  их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);

·  аналогичные меры в отношении  лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере  внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам  несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);

·  право-воспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);

·  работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или  заменяющие его меры не предусматривают  их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).

Предупреждение  правонарушений среди учащихся - одно из центральных направлений право-воспитат ельной деятельности школы, семьи и общественности.[1]

Вывод:

Гражданское воспитание должно быть в первую очередь  нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать  полноценным участником общественной жизни. Система гражданского воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя  тем самым ее социализации.

Таким образом, в настоящее время поиск подходов к пониманию сущности гражданского воспитания, принципов его организации, отбора и структурирования содержания совпал с серьезными изменениями  в социокультурной обстановке, с  новым этапом реформы образования, характеризующимся усилением процессов  гуманизации и демократизации. Возрастает и количество работ, в которых  гражданское воспитание заявлено как  самостоятельная проблема. В педагогике накоплен богатый опыт воспитания гражданина, теоретическое обоснование которого дано с позиций классового подхода  к нравственному воспитанию. Однако такой подход к гражданскому воспитанию обусловил разрыв социально-педагогических воспитательных целей и реальных процессов, объективно воздействующих на формирование личностно-значимых воспитательных идеалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Нравственное  воспитание

2.1 Развитие идеи нравственного  воспитания

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с  давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным  человеком считали того, кто прекрасен  в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ, считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

 

Платон  - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.

 

Аристотель ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

 

Спустя много веков, Я. А. Каменский (1592 – 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение  древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться  последней». Там же он цитировал  народное изречение: «Кто успевает в  науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». [6]

 

Разрабатывая вопросы  педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно  целиком выразить в одном только слове – нравственность».

 

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

 

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли  нравственному воспитанию большое  внимание, рассматривая его как необходимое  условие для гармонического развития личности.

 

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и  считал, что из всех наук, которое  должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая  как можно меньше зла и как  можно больше добра.

 

Однако из педагогов-классиков  прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал  роль нравственного воспитания в  развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании»  он писал: «Убеждены в том, что  нравственность не есть необходимое  последствие учености и умственного  развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо  более важную, чем развитие ума  вообще, наполнение головы познаниями » [5]

 

В советское  время под руководством Н. К. Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание уделялось организации коллективных форм жизни детей, с учетом возрастных и личностных особенностей каждого  ребенка. После смерти Н. К. Крупской направления в концепции воспитания сохранились, но акценты и наполняемость  ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и  воспитание «для коллектива, через  коллектив».

 В 50 —  80-е гг. XX в. были проведены целенаправленные  исследования в области нравственного  воспитания дошкольников. Их возглавляли  видные ученые, специалисты в  области дошкольной педагогики: Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Д. В. Менджерицкая, В. Г. Нечаева,  Е. И. Радина, Л. А. Пеньевская, Т. А. Маркова, А. П. Усова,  З. Н. Борисова и позже —  А. В. Булатова, В. Я. Воронова, В. В. Кондратова, Р. С. Буре, С. А. Козлова, Г. Н. Година, А. М. Виноградова, Н. Ф. Виноградова,  А. Д. Шатова, Л. В. Загик, Д.  О. Дзинтере, М. И. Богомолова, Э.  К. Суслова, Д. В. Сергеева, Н.  Б. Мчедлидзе, А. А. Анциферова, Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева  и др.

 В 80 —  90-е гг. XX в. продолжили изучение  проблемы нравственного воспитания  Т. И. Ерофеева, Г. И. Григоренко, Е. В. Шишлова, И. М. Княжева,  Г. Н. Гришина, О. В. Артамонова, А. Ш. Шахманова, Е. С. Бабунова  и др. Каждая разрабатываемая  тема имела несколько направлений.  Так, например, проблема воспитания  гуманных чувств и отношений  изучалась по таким направлениям: воспитание отношения к взрослым, к сверстникам, к животным и  растениям; изучались отдельные  компоненты гуманных взаимоотношений:  сопереживание, сочувствие, отзывчивость (Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова); отдельно исследовались средства  воспитания гуманных чувств и  отношений: художественная литература (А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова), изобразительное искусство (Л.  В. Компанцева), роль разных видов  деятельности, таких, как игра (Р.  И. Жуковская, Л. Лидак), труд (В.  Г. Нечаева, Р. С. Буре), художественная  деятельность (Г. Н. Пантелеев). Воспитание  коллективизма включало в себя  воспитание в деятельности, формирование  дружеских отношений (Т. А. Маркова,  А. В. Булатова),

 ответственности  (К. А. Климова), взаимопомощи (Л.  А. Пеньевская, С. А. Козлова,  М. Мирзаабдуллаева), с помощью  художественных произведений (Л.  А. Таллер). Патриотическому и  интернациональному воспитанию  детей дошкольного возраста также  уделялось значительное внимание (Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова,  С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Ф. С. Левин-Щирина, Э. К. Суслова). Трудолюбие и отношение детей  к труду изучалось по таким  направлениям: содержание труда,  овладение трудом как деятельностью  (В. Г. Нечаева, Я. З. Неверович,  И. Лаунер), виды и формы организации  труда (З. Н. Борисова, Г. Н.  Година, Р. С. Буре, А. Д. Шатова), воспитание в труде нравственных  качеств личности (Д. В. Сергеева, Г. Н. Година).

В конце 80—90-х  гг. XX в. концепция воспитания изменилась. Почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», меняется взгляд на патриотическое и интернациональное  воспитание, на первый план выдвигается  приобщение детей к национальному  искусству, к народным традициям, формирование доброжелательного отношения к  людям всей нашей планеты. Трудовое воспитание уступает место экономическому, больше внимания уделяется личностному, индивидуальному развитию, ставится под сомнение целесообразность воспитания коллективизма. Современная концепция  нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции.

В настоящее время, люди стремятся  создать правовое общество с высокой  культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость  нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и  аморальных поступков личности. Большое  значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение  к совершаемым действиям и  поступкам, к соблюдению установленных  в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала  моральные нормы и правила  в силу собственного внутреннего  влечения и глубокого понимания их необходимости. [4.3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пути и средства нравственного воспитания

Нравственное  воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с  учетом возраста и той среды, которая  определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника (семья, среда  товарищей и друзей и др.). Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации  специальной работы по нравственному  просвещению учащихся, формированию у них нравственного опыта  в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств. Рассмотрим эти  пути.

Нравственное  просвещение выполняет несколько  воспитательных функций: дает широкое  представление о нравственных ценностях  человеческой жизни и культуры;

- влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений;

- способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта школьников;

- корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;

- способствует нравственному самовоспитанию личности.

Нравственное  просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем  проведения этических бесед, лекций, диспутов, комсомольских собраний, пионерских сборов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями  различных профессий, читательских конференций и т. д.

При организации  нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные особенности  школьников, их индивидуальный моральный  опыт, степень осведомленности в  нравственных нормах, соотношение усвоенных  знаний в области морали .

Разъяснение моральных норм осуществляется наиболее эффективно при опоре на мировоззренческие  знания, выступающие в качестве фундамента моральных знаний. Так, система моральных  понятий, раскрывающих нравственную сущность отношения человека к Родине, может  быть усвоена лишь при понимании  особенностей общественного устройства государства: уровня развития производительных сил, социальных и культурных ценностей, языка и т. д.

Нравственное  просвещение достигает наибольшей эффективности, когда знания в области  морали сопровождаются этическими переживаниями.

Нравственное  развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности  в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности  развиваются в реальном опыте  деятельности и отношений школьников. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.

Информация о работе Формирование гражданского и нравственного воспитания в истории педагогики