Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа
Цель исследования: изучить процесс формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством образовательного веб-сайта
Объект исследования: информатизация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования: работа педагога по формированию у младших школьников информационной культуры посредством образовательного веб-сайта
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что информационная культура младших школьников будет формироваться, если они будут принимать участие в организации образовательного веб-сайта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «информационная культура младшего школьника», его характеристика
1.2 Особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством организации образовательного веб-сайта
1.3 Влияние образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника
2ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА
2.1 Диагностика сформированности информационной культуры у младших школьников
2.2 Работа педагога начальной школы по формированию информационной культуры младших школьников посредством организации образовательного веб-сайта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализируя вышесказанное, мы считаем, что информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека Информационная культура предполагает, что ученик использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников. Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики, подобно тому, как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом. Можно сказать, что информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности.
Исходя из изложенного, информационная культура - это знания и навыки эффективного пользования информации. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Все это предполагает разностороннее умение поиска нужной информации, и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.
Мы полагаем возможным использовать возможности образовательного веб-сайта для обеспечения младшим школьникам возможности анализа усвоения предметной области по изучаемым дисциплинам; формирования познавательного интереса к изучаемым дисциплинам; формирования абстрактного и алгоритмического мышления младших школьников; формирования умений анализировать, обобщать, систематизировать и отбирать полученную информацию; умения обнаруживать изменения в окружающем мире, классифицировать, соотносить результаты своих наблюдений с поставленными целями.
Таким образом, информационная культура младшего школьника есть качественное динамическое образование личности в области получения, хранения и переработки информации, характеризующее его как субъекта информационной деятельности. Успешность формирования информационной культуры младшего школьника определяется тем, в какой мере педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в позицию субъекта учебной деятельности, складывающейся как деятельность информационно- познавательная. Информационная культура младшего школьника характеризуется такими качествами как: алгоритмическая культура мышления; имажинативное развитие; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации.
1.2Особенности
формирования информационной
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования.
На смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. Главная задача этого подхода состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Компетентностный подход акцентирует внимание на способности учащихся использовать полученные знания. Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Они заключаются в способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности; в способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов; в решение проблем, актуальных для школьников.
В Концепции модернизации образования, применительно к общему образованию отмечается, что «Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» [23 : 259-261].
«Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире подразумевают «новую грамотность», – говорится в материалах ЮНЕСКО. Традиционные умения и навыки «обрастают» дополнительными характеристиками. Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо – как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая в себя все типы носителей информации.
Арифметический счет связывается с конструированием объектов и действий в реальном мире и его моделях. Таким образом, «новая грамотность» уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим исполнением рутинных инструкций, перенося основной акцент на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила.
ЮНЕСКО трактует понятие «новая грамотность» как сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры. По утверждению авторов, эти умения, навыки, способности служат ключом, который открывает двери всех последующих этапов и сфер обучения.
Процесс формирования информационной культуры необходимо рассматривать комплексно, «как совокупность следующих составляющих: информационной грамотности, информационного сознания, информационного мышления, информационного мировоззрения и информационного поведения [31].
Информационная культура - это знания и навыки эффективного пользования информации. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Все это предполагает разностороннее умение поиска нужной информации, и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет» [30].
Целенаправленная и систематическая работа учителя по формированию элементов информационной культуры у учеников начальных классов стимулирует познавательную самостоятельность детей, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основой такой работы является понимание учителем операционного состава информационных умений и навыков младших школьников и наличие у учителя критериальной базы для оценки качества и результативности образовательного процесса.
Операционный компонент информационной культуры младших школьников рассматривается нами как совокупность конкретных операций, вариативное и творческое соединение которых позволяет школьнику рационализировать процесс учения. Термином «операционный компонент информационной культуры» в проведенном нами исследовании объединены: а) четыре направления совершенствования способов работы с информацией (информационный поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранение информации); б) и пять основных источников информации (наблюдение, общение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер).
Сущность работы педагога по формированию информационной культуры младшего школьника заключается в межпредметной координации действий учителя по развитию у учащихся умений и навыков работы с информацией. Технологичность предполагает наличие определенных критериев, достижение которых свидетельствует об уровне эффективности проводимой работы.
Успешность формирования информационной культуры младшего школьника определяется тем, в какой мере педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в позицию субъекта учебной деятельности, складывающейся как деятельность информационно- познавательная. Информационная культура младшего школьника характеризуется такими качествами как: алгоритмическая культура мышления; имажинативное развитие; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации. Данные качества могут рассматриваться как критерии уровня развития информационной культуры.
Вопрос о
критериях в категории «
Одной из особенностей формирования информационной культуры младшего школьника является совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Критериями информационной культуры ученика начальной школы мы считаем: умение адекватно формулировать свою потребность в информации выражается у младшего школьника в умении сформулировать информационный запрос и сконцентрироваться на получении информации, в отличие от ребенка дошкольного возраста, который подобными умениями не обладает и от более старшего ученика, который способен оперировать информацией более интенсивно; эффективное осуществление поиска нужной информации у младшего школьника выражается в умении выделять в тексте главные слова и его идею, способен сравнить информационные объекты и умеет объяснить свои предпочтения; способен копировать текст и выделять в нем главные мысли; умеете адекватно поставленному информационному запросу отбирать и оценивать информацию; способен к информационному общению; владеет компьютерной грамотностью[33].
Учителю начальных классов необходимо направлять потребности младших школьников на привитие навыков работы с компьютером.
Таким образом, формирование информационной культуры младшего школьника основывается на двух компонентах - развитие системно-информационной картины мира и информационно-технологической компетентности. Первый компонент предполагает наличие целостных, теоретических знаний, способности обобщать и абстрагировать информацию. Второй компонент обозначает овладение элементарными умениями самостоятельно обрабатывать, организовывать, моделировать информацию с применением информационных технологий, в том числе компьютера.
1.3 Влияние образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника
Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией. Неслучайно в большинстве государственных программ, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию общеучебных и общекультурных навыков работы учащихся с информацией и средствами ее обработки, что становится основным стержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры. В свою очередь, стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускников приводит к ориентации общего образования на приобретение учащимися знаний о телекоммуникациях и средствах массовой информации, использование средств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.
Телекоммуникационные системы, используемые сегодня в системе общего среднего образования, как правило, основаны на различных соединениях компьютеров между собой. Связанные между собой компьютеры можно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, объединение компьютеров - это компьютерная сеть. С другой стороны, - это средство передачи информации в пространстве, средство организации общения людей. Именно благодаря этому свойству компьютерные сети все чаще называют телекоммуникационными сетями, подчеркивая, тем самым, их предназначение, а не особенности их устройства.
При всем многообразии информационных и телекоммуникационных технологий, а также способов организации данных при их пересылке по каналам связи всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место. Более того, на сегодняшний день, это практически единственная глобальная телекоммуникационная сеть, повсеместно используемая в системе общего среднего образования. Этому во многом способствуют высокая скорость и надежность передачи через Интернет данных различных форматов (текст, графические изображения, звук, видео и пр.). Сеть Интернет предоставляет возможность коллективного доступа к учебным материалам, которые могут быть представлены как в виде простейших учебников (электронных текстов), так и в виде сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сред и т.д.[24:37].
Большинство информационных ресурсов
сети Интернет представлено так называемыми
Web-страницами, организованными по принципам
гипермедиа. Веб-страница – это документ,
содержащий форматированный текст, мультимедийные
объекты, ссылки на другие страницы или
другие информационные ресурсы. В рамках одной страницы трудно
изложить все необходимые сведения, поэтому,
чаще всего, информацию представляют в
виде набора из нескольких десятков или
сотен Web-страниц, связанных вместе единой
темой, общим стилем оформления и взаимными
гипертекстовыми ссылками. Такой набор
называется Web-сайтом или Web-узлом.
Целесообразными
к использованию в общем среднем образовании
могут оказаться самые разные информационные
ресурсы сети Интернет. Среди таких ресурсов
можно выделить образовательные Интернет-порталы,
которые сами являются каталогами ресурсов,
сервисные и инструментальные компьютерные
программные средства, электронные представления
бумажных изданий, электронные учебные
средства и средства измерения результатов
обучения, ресурсы, содержащие новости,
объявления и средства для общения участников
образовательного процесса.
Наибольшее количество информационных
ресурсов нацелено на использование учителями
и школьниками в ходе учебного процесса.
Часть таких ресурсов предназначена для
использования в традиционной системе
обучения в соответствии с государственными
образовательными стандартами и примерными
программами по каждой учебной дисциплине.
Другие образовательные ресурсы предназначены
для внеучебной и внеурочной работы школьников,
углубления знаний и самостоятельного
изучения (для школьников и абитуриентов).
Выделяются ресурсы справочного и энциклопедического
характера, а также средства измерения,
контроля и оценки результатов учебной
деятельности.
Используя информационные ресурсы сети
Интернет, педагоги смогут более эффективно
управлять познавательной деятельностью
школьников, оперативно отслеживать результаты
обучения и воспитания, принимать обоснованные
и целесообразные меры по повышению уровня
обученности и качества знаний учащихся,
целенаправленно совершенствовать педагогическое
мастерство, иметь оперативный адресный
доступ к требуемой информации учебного,
методического и организационного характера.
Педагоги, занимающиеся разработкой собственных
информационных ресурсов, приобретают
дополнительную возможность использования
фрагментов образовательных ресурсов,
опубликованных в сети, делая необходимые
ссылки и соблюдая авторское право [21:21].
Доступ учащихся к информационным ресурсам
сети Интернет обеспечит школьников основным
и дополнительным учебным материалом,
необходимым для обучения в школе, выполнения
заданий преподавателя, самостоятельного
обучения и организации досуга. Благодаря
таким ресурсам у школьников появляется
возможность оперативно знакомиться с
новостями, узнавать о проводимых олимпиадах,
конкурсах, консультироваться, общаться
с педагогами и сверстниками.