Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа
Цель исследования: изучить процесс формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством образовательного веб-сайта
Объект исследования: информатизация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования: работа педагога по формированию у младших школьников информационной культуры посредством образовательного веб-сайта
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что информационная культура младших школьников будет формироваться, если они будут принимать участие в организации образовательного веб-сайта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «информационная культура младшего школьника», его характеристика
1.2 Особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством организации образовательного веб-сайта
1.3 Влияние образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника
2ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА
2.1 Диагностика сформированности информационной культуры у младших школьников
2.2 Работа педагога начальной школы по формированию информационной культуры младших школьников посредством организации образовательного веб-сайта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Тест возможно выполнить в режиме он-лайн, он находится также в сети Интернет, необходимо выбрать язык, на котором предполагается выполнять предлагаемые задания. Ребятам предлагалось выполнить следующие задания: найти информацию в сети Интернет для написания доклада, подобрать информацию в соответствии с теми предметными областями, которые интересуют ребят, найти единомышленников по посещаемым секциям и кружкам. Также школьники получали по электронной почте сообщения, в которых их просили собрать информацию об истории школы, о педагогах, которые работали 20 лет назад, для сбора информации ученикам необходимо было воспользоваться различными источниками, включая летопись школы, сеть Интернет, беседы с педагогами школы.
Выполненные
задания оценивались в
Средний уровень сформированности информационной грамотности выражается в том, что ученики ориентируются в типах информационно-поисковых задач, но затрудняются в формулировании целевой установки при работе с источником информации. Затрудняются в работе с большим объёмом сведений.
Высокий уровень сформированности информационной грамотности выражается в ориентированности учеников в типах информационно-поисковых задач и в алгоритмах их решения, могут преобразовывать графическую информацию.
Ученики 4 класса в ходе выполнения тестовых заданий продемонстрировали, в одинаковой степени средний и низкий уровни, это по 12 учеников, они не часто обращались за помощью, пытались проявлять инициативу и высказывать собственную позицию, однако, с формулировкой цели испытывали затруднения. 12 школьников, показавшие низкий уровень, с заданиями не справились и даже при помощи учителя не могли сориентироваться в глобальной информационной сети. Высокого уровня не показал никто.
Информационное сознание – это осознание личной потребности в информации для решения той или иной проблемы. Чтобы выявить наличие информационного сознания младших школьников, мы использовали анкетирование учеников, мы задавали им вопросы, связанные с проявлением потребности в информации. В итоге мы выяснили, может ли ребенок самостоятельно работать в предложенной программе POWER PAINT, создавая собственные творческие работы на компьютере. В результате были получены следующие результаты: из 24 детей, 4 учащихся ответил на все вопросы теста, за исключением небольших неточностей. 14 детей затруднялись ответить на некоторые вопросы теста. 6 детей ответили на 1, 2 вопроса, что позволило сделать вывод о том, что школьники знакомы, в основном, с игровыми компьютерными программами, то есть используют компьютерную технику для развлечения, а для решения познавательных и учебных задач используют компьютер недостаточно.
Таким образом,
мы считаем возможным определить,
что школьники, ответившие на все
вопросы, продемонстрировали высокий
уровень информационного
Информационное поведение младшего школьника связано с умением организовывать поиск необходимой информации, работать с ней, общаться с другими учащимися с помощью современных информационных технологий. Информационное поведение определяется информационной установкой, благоприятной или неблагоприятной, оценочной реакцией на известные ученику информационные ресурсы, а также выражается в действиях (или бездействии) его по поиску и обработке информации и ее применению (или не применению), использованию информационной техники. На особенности информационного поведения младшего школьника влияют сформированные информационная грамотность и информационное сознание. Чтобы проверить, насколько сформировано информационное поведение у учащихся 4 класса, мы предложили ребятам опросник, в котором им предлагалось ответить на несколько вопросов [Приложение В] и получили следующие результаты: если ответ ребенка совпадал с образцом, то за такой ответ он получал 1 балл, если ответ не совпадал, то балла не присуждалось. Из 24 учеников 15 человек показали 50% совпадение с образцом, у 5 человек 20%, 4 человека ответили с совпадением в 10%. Соответственно, мы определили эти данные как средний и низкий уровни информационного поведения, высокого уровня не показал никто.
Информационное
поведение мы также оценивали
при наблюдении за тем, какие выражения
используют младшие школьники при
общении друг с другом в социальных
сетях и пришли к выводу, что
только один человек за 20 минут не
использовал нецензурных
Совокупность полученных диагностических данных позволила нам определить ситуацию сформированности информационной культуры следующим образом:
Таблица 1.
Имя ребенка |
информационная грамотность |
информационное сознание |
информационное поведение |
Уровень сформированности |
1.Ася Е. |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
2.Андрей Б. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
3.Борис С. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
4.Динара Г. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
5.Дима Г. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
6.Женя Ш. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
7.Владик Б. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
8.Игорь К. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
9.Костя П. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
10.Лена К. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
11.Маша Л. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
12.Маша Р. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
13.Наташа Ж. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
14.Никита А. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
15.Нина Ш. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
16.Настя С. |
средний |
средний |
средний |
средний |
17.Оля Н. |
средний |
средний |
средний |
средний |
18.Оксана К. |
низкий |
низкий |
низкий |
низкий |
19.Паша В. |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
20.Рома М. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
21.Саша М. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
22.Тина Е. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
23.Тимур Г. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
24.Яша К. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
Таким образом, полученные нами данные показали, что большинство учеников, а именно 18 человек, имеют средний уровень сформированности, 6 учеников продемонстрировали средний уровень, высокий уровень не проявил ни один ученик. Такая ситуация позволяет нам определить перспективные направления деятельности по формированию информационной культуры учащихся начальных классов.
2.2 Работа
педагога по формированию
Совершенствование информационных технологий создает новые информационные возможности для поиска, анализа и обработки информации. В условиях информатизации общества возрастает роль информационной культуры, которая носит общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Поэтому формирование информационной культуры является одной из приоритетных задач современного образования. В условиях увеличения потоков информации предметные знания являются обязательной, но недостаточной целью современного образования. Информационная культура рассматривается сегодня как одно из непременных условий деятельности современного человека. Организация особой информационной среды и включение специального обучения основам информационной культуры в учебную деятельность должна помочь школьникам стать информационно культурными, обеспечить их необходимыми навыками работы с информацией и умениями использовать эту информацию в собственных интересах.
В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности информационной культуры учащихся определилась необходимость формирования у них информационной культуры. Поэтому особенно актуальными являются вопросы интеграции образовательной области информатика и информационных знаний с различными дисциплинами.
Использование на занятиях локального образовательного веб-сайта с применением сетевых и мультимедиа технологий в значительной мере способствует самоорганизации учебного процесса. Применение сетевых технологий позволяет осуществлять и поддерживать работу локального образовательного веб-сайта, удаленно размещать и обрабатывать рабочий материал (задания) с распределенного ресурса сети (сетевая папка), что значительно экономит время на подготовку бумажного раздаточного материала, проверки заданий. Использование мультимедиа технологий в работе локального образовательного веб-сайта позволяет повысить эффективность обучения за счет воздействия на все виды чувственного восприятия ученика с помощью различных функций компьютерных устройств; организовывать занятия со студентами различных уровней успеваемости, индивидуализируя образовательный процесс их подготовки; развивать когнитивные аспекты обучения и формировать системную интерпретацию изучаемого материала.
Учащиеся заинтересованы
в получении учебной и
Общение должно происходить не только между учащимися, но и между учителями и учащимися. Преподаватели, готовые к взаимодействию в Интернете, всегда пользуются уважением. Общение в контексте школьного сайта предполагает общение на административные темы, более подробный разбор каких-то вопросов, связанных с учебной программой, обсуждение вопросов, которые волнуют школьников.
Возможности учащихся на сайте: читать материалы, создавать и публиковать материалы, участвовать в дискуссиях, получать дополнительные материалы от преподавателей, предлагать новые темы и материалы для публикации.
В сети Internet, в том числе и в российской ее части, можно увидеть достаточно много примеров образовательных серверов. Единого стандарта в структуре, оформлении материалов и организации доступа пока не существует: образовательные ресурсы характеризуются различной степенью открытости даже в рамках одного и того же учебного заведения. С точки зрения внутренней структуры образовательного сервера в нем выделены следующие разделы:
• информация о школе;
• публикации – включает в себя возможность для учителей и учеников публиковать научные и учебные материалы в сети Internet;
• тестирование – позволяет вести контроль успеваемости учеников в сети Internet,
• сервисы – предоставляет вспомогательные функции.
Сайт – это, прежде всего, информационный проект, поэтому главное на сайте – его информационное наполнение. Чем больше материалов представлено на сайте и чем они интереснее, тем более успешным и популярным будет ресурс. Тематика информационного наполнения должна чётко соответствовать выбранной аудитории. При наполнении сайта нельзя забывать об авторском праве. Нельзя брать материалы из других источников без предварительного согласия авторов. В заимствованных материалах обязательно должна стоять ссылка на источник, будь то Интернет-сайт или «оффлайновое» издание.
Мы совместно с учащимися 4 класса принимали участие в разработке сайта учебного заведения, в частности, сайта школы. Основой разработки образовательного сайта являлась целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление. Образовательный сайт решает не отдельные частные задачи, а выступает средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определили базовую основу сайта и нашли свое отражение уже на его титульной странице.
Концептуальный характер построения сайта не обязательно предполагает серьезную форму выражения, он может быть занимательным, дискуссионным, даже озорным.
Мы опирались на два значимых аспекта разрабатываемого сайта – внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому, она должна быть интересна для внешних посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: проведения Интернет-занятий, организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучающихся.
Мы привлекали учащихся начальной школы к организации образовательного веб-сайта. В частности, их участие проявилось в подготовке рубрики школьной команды КВН «Счастливы вместе», которая содержит информацию о законах, принципах, символике, уставе, основных занятиях, о достижениях, наиболее удачных номерах. Ученикам предлагалось написать краткую статью, в которой характеризовались участники команды КВН. При необходимости, со стороны педагога ученикам оказывалась помощь.
Далее, в силу
того, что многие ученики ежегодно
принимают участие в
Педагогом разрабатывались совместно с учениками образовательные веб-квесты, которые также размещались на образовательном школьном сайте. Веб-квесты – это страницы, соединенные гиперссылками со страницами из других сайтов всемирной паутины. Перед учащимися ставится реальная проблема из какой либо предметной области и для ее решения учащимся необходимо осуществлять поиск информации на серверах научных библиотек, космических организаций, научно-исследовательских институтов. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания отличаются степенью их сложности. Результаты выполнения веб-квеста мы просили учащихся оформить в электронном варианте. Например, мы просили ребят сделать презентацию, для выполнения которой они выступали в роли детективов, которые должны были расследовать принципы сложения сложных чисел, для этого на образовательном сайте располагались гиперссылки на сайты, на которых находилась необходимая для выполнения расследования информация. Также на сайте для учеников мы расположили все рекомендации, как расположить собранную информацию, как ее систематизировать и впоследствии представить.