Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством организации образовательного веб-сайта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством образовательного веб-сайта
Объект исследования: информатизация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования: работа педагога по формированию у младших школьников информационной культуры посредством образовательного веб-сайта
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что информационная культура младших школьников будет формироваться, если они будут принимать участие в организации образовательного веб-сайта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «информационная культура младшего школьника», его характеристика
1.2 Особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством организации образовательного веб-сайта
1.3 Влияние образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника
2ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА
2.1 Диагностика сформированности информационной культуры у младших школьников
2.2 Работа педагога начальной школы по формированию информационной культуры младших школьников посредством организации образовательного веб-сайта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Выпускная.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Кроме учебных  заданий, ученикам было необходимо один раз в неделю оформлять новости начальной школы и размещать на сайте. Анализ подобной деятельности детей позволил обобщить результаты: наибольшей популярностью пользовались новости об учебной успеваемости самих учащихся, о принятии ими участия в различных мероприятиях школьного масштаба, а также об их участии в научно-практической конференции, ежегодно проводящейся в школе. Ребята охотно делились информацией о том, как они отдыхают совместно с родителями на лыжах, коньках, играют в пейнтбол. Многие ребята посещают секции и кружки, танцевальные студии, пытались оформить новостные сообщения о своих увлечениях.

Таким образом, мы организовывали деятельность младших  школьников, осуществляя работу образовательного веб-сайта. О динамике  сформированности информационной культуры,  мы полагаем, еще говорить рано, однако, наблюдения показывают, что подобная деятельность детей заинтересовала, младшие школьники увлекались при выполнении предлагаемых им заданий, старались соответствовать представленным им критериям.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

Формирование  личности младшего школьника происходит сегодня в условиях быстро меняющегося  мира. Сегодня учащемуся необходимо владеть компьютерной грамотностью и опытом практического использования  компьютеров. К сожалению, уровень информационной культуры, на сегодняшний день, у них очень низок. С одной стороны, это объясняется ещё недостаточным внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, а с другой стороны – отсутствием системы ее формирования в начальной школе. Информационные технологии открывают доступ к информации, а значит к знаниям, дают совершенно новые возможности для их добывания. И от этого зависит уровень образованности и культуры общества в целом, в ближайшем будущем. Поэтому формирование информационной культуры учащегося на этапе обучения в начальной школе – очень важная задача.

Мы проанализировали понятие «информационная культура» и считаем, что это качественное динамическое образование личности в области получения, хранения и переработки информации, характеризующее его как субъекта информационной деятельности. Успешность формирования информационной культуры младшего школьника определяется тем, в какой мере педагогический процесс в начальной школе способствует переводу ученика в позицию субъекта учебной деятельности, складывающейся как деятельность информационно- познавательная. Информационная культура младшего школьника характеризуется такими качествами как: алгоритмическая культура мышления; имажинативное развитие; структурность и операционность мышления; ориентационная гибкость мышления; умение планировать познавательные действия и строить информационные модели; умение вести поиск и обработку информации.

Мы охарактеризовали особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте, которые заключаются в формировании информационной культуры младшего школьника на двух компонентах - развитие системно-информационной картины мира и информационно-технологической компетентности. Первый компонент предполагает наличие целостных, теоретических знаний, способности обобщать и абстрагировать информацию. Второй компонент обозначает овладение элементарными умениями самостоятельно обрабатывать, организовывать, моделировать информацию с применением  информационных технологий, в том числе компьютера.

Мы определили роль образовательного веб-сайта в формировании информационной культуры у учащихся начальной школы, которая заключается в интеграции общего и дополнительного образования, обеспечение свободного выбора общения учащихся по интересам, становление информационной картины мира, воспитании гражданственности и высокой степени морали.

Мы провели  опытно-экспериментальную работу по формированию информационной культуры учащихся начальной школы. Предварительно нами была проведена диагностика компонентов информационной культуры: информационной грамотности, информационного сознания и информационного поведения. Выборка исследования составила 24 ученика 4 класса Лесосибирской средней общеобразовательной школы №2. Для диагностики информационной грамотности, то есть, для выявления способности школьника выражать информационные потребности и формулировать информационные запросы, знание им информационных ресурсов, умение проводить информационный поиск, мы воспользовались международным тестом определения уровня информационной грамотности школьников. Чтобы выявить наличие информационного сознания младших школьников, мы использовали анкетирование учеников, мы задавали им вопросы,  связанные с проявлением потребности в информации. Информационное поведение младшего школьника связано с умением организовывать поиск необходимой информации, работать с ней,  общаться с другими учащимися с помощью современных информационных технологий. Чтобы проверить, насколько сформировано информационное поведение у учащихся 4 класса, мы предложили ребятам ответить на несколько вопросов, если ответ ребенка совпадал с образцом, то за такой ответ он получал 1 балл, если ответ не совпадал, то балла не присуждалось. Информационное поведение мы также оценивали при наблюдении за тем, какие выражения используют младшие школьники при общении друг с другом в социальных сетях

Совокупность  полученных диагностических данных позволила нам определить ситуацию сформированности информационной культуры следующим образом: 18 человек, имеют средний уровень сформированности информационной культуры, 6 учеников продемонстрировали средний уровень, высокий уровень не проявил ни один ученик. Такие результаты позволили нам определить перспективные направления деятельности по формированию информационной культуры учащихся начальных классов.

В течение года мы организовывали деятельность младших школьников, осуществляя работу образовательного веб-сайта. Их участие проявилось в подготовке рубрики школьной команды КВН «Счастливы вместе», которая содержит информацию о законах, принципах, символике, уставе, основных занятиях, о достижениях, наиболее удачных номерах. Ученикам предлагалось написать краткую статью, в которой характеризовались участники команды КВН. При необходимости, со стороны педагога ученикам оказывалась помощь. Многие ученики ежегодно принимают участие в дистанционных проектах, таких как  «Русский медвежонок», «Кенгуру» и др., мы просили ребят находить информацию о том, в какое время будет проводиться следующий этап, когда необходимо осуществлять организационный взнос. Педагогом разрабатывались совместно с учениками образовательные веб-квесты, которые также размещались на образовательном школьном сайте. Результаты выполнения веб-квеста мы просили учащихся оформить в электронном варианте.

О динамике  сформированности информационной культуры,  мы полагаем, еще говорить рано, однако, наблюдения показывают, что подобная деятельность детей заинтересовала, младшие школьники увлекались при  выполнении предлагаемых им заданий, старались соответствовать представленным им критериям.

Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Артюшкин, О. В; Скибицкий Э. Г. Формирование информационной культуры личности обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации, Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2004.- 277 с.

2.Вохрышева М.В. Проблемы информационной культуры.- Самара, 2003.- 196 с.

3.Вохрышева М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалистов / М. Г. Вохрышева //Проблемы информационной культуры: сб. ст. – М., 2000. – С.114-123.

4.Верещагин В.Ю., Ясменко М.К. Информационно-культурный адаптациогенез: антропологическое измерение: Монография / М-во образования России. Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. - Ростов н/Д, 2001.- 177 с.

5.Витухновская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы //Информатика в начальном образовании: приложение к журналу «Информатика и образование».- 2007.- С.28-31

6.Дидактические основы формирования информационной культуры младшего школьника/Гендина Н.И. //Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 24-27

7.Глухова, Л. У. Формирование основ информационной культуры у учащихся 5-7 классов в процессе обучения информатики: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Л. У. Глухова. – Чебоксары, 1999. –16 с. 

8.Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. /Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 2004. - С. 15

9.Гендина Н., Волкова Н. Формирование информационной культуры школьников, // Школьная библиотека, 2000, -№ 5.- С.36-38

10.Дубракова Н.И. Информационная культура общества: проблемы и задачи // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тез. докл. респ. науч. конф. / Кемеров. гос. ин-т культуры.- Кемерово, 1990.- С. 100-102

11.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.:ВАКО,2004.- 154 с.

12.Завьялова О.А.  Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / О. А. Завьялова // Начальная школа. - 2005. - №11. - С.120 - 126.

13.Зиновьева, Н.Б.  Информационная культура личности: Введ. в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И. И. Горловой; Краснод. гос. акад. культуры - Краснодар: Б. и., 2006.- 247 с.

14.Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 17-19 сент. 2007 г. / Краснодар.гос. акад. культуры; Моск. гос. ун-т культуры; Науч. ред. И.И. Горлова и др.; Редкол.: И.М. Андреева, М.Г. Вохрышева и др. - Краснодар, 2007. - 478 с.

15.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н.  Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству –  Москва: Издательство ТЦ Сфера, 2004.- 129 с.

16.Кузьмина О. Г. Программа компьютерного клуба: формирование социальной и информационной культуры учащихся / О. Г. Кузьмина, Т. Б. Корнеева// Методист. - 2008. - № 5. - С. 36-37.

17.Луканкин Г.Л. Об информационно-категориальном подходе к обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста //Начальная школа. - 2001.-№ 7. - С.99-105.

18.Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высш. образование в России .- 2005.- №4.- С. 27-36

19.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников – М: Издательский центр Вентана-Граф, 2004.- 111с.

20.Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: практическое пособие. – М.:  АРКТИ, 2006. - 64с.

21.Мяотс О.Н. Уроки информационной грамотности в начальной школе: Методические рекомендации. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с.

22.Оспенникова, Елена Васильевна  Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. В 2 ч.: [Монография] / М-во образования рос. Федерации, Перм. гос. пед. ун-т – Пермь, 2003.- 188 с.

23.Паламарчук Л.Н. Современные информационные и телекоммуникационные технологии как основа программы формирования информационной компетентности учащихся// Интеграция методической работы и система повышения квалификации кадров: Материлы VI всероссийской научно-практической конференции: В 5 ч./ Отв. редактор Д.Ф.Ильясов. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005. Ч.4. С.259-261.

24.Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: учебно-методическое пособие. – Самара: Изд-во Учебная литература: Изд.дом Федоров, 2007 – 64с.

25.Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учебно-методич.пособие.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2008.- 32 с.

26. Словарь русского языка//Под редакцией А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984.- 345 с.

27.Хангельдиева И.Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 23-25 сент. 2009 г.: Тез. докл. - Краснодар 2009. - С.27-29

28.Харунжев А. А, Харунжева Е. В., Шипицын Н. П. Формирование информационной культуры при внедрении компьютерных технологий в управление образовательным учреждением - Киров: Изд-во Вят. гос. гуманитар. ун-та, 2004.- 218 с.

29.Харчевникова Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. – Владимир, 2009. – 172 с.

30.Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению.- М.: ИОСО РАО, 2000.- 541 с.

31. http://edunoskol.ru

32. http://www.ifapcom.ru

33. http://www.docme.ru

34. http://www.zankov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

Анкета  «Умею  ли я?»

 

Умеешь ли ты?     1. Да, умею  2.Частично умею   3.Нет, не умею

 

    1. Работать в  программе  PAINT ( рисование)?
    2. Пользоваться инструментами графического редактора?
    3. Выбирать карандаш?
    4. Рисовать линию?

5.   Рисовать  овал?

6. Запускать  графический редактор

7. Изменять цвет?

8. Рисовать прямоугольник?

9. Рисовать зигзагообразные  линии?

10. Закрашивать замкнутую область?

11. Делать заливку  фона?

12. Делать очистку  экрана?

13. Сохранять  рисунок?

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

Анкета-опросник

1.Класс, в  котором дети не согласны друг  с другом, надо расформировать

2.Россия никому  не должна помогать

3.Парень с бородой и усами неприятен всем

4.Темнокожие  люди – такие же, как и мы

5.Все чеченцы  одинаковы

6.Человек, который  со мной не согласен, мне неприятен

7.Мне бы хотелось  немного пожить в другой стране

Информация о работе Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством организации образовательного веб-сайта