Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством организации образовательного веб-сайта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством образовательного веб-сайта
Объект исследования: информатизация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования: работа педагога по формированию у младших школьников информационной культуры посредством образовательного веб-сайта
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что информационная культура младших школьников будет формироваться, если они будут принимать участие в организации образовательного веб-сайта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «информационная культура младшего школьника», его характеристика
1.2 Особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством организации образовательного веб-сайта
1.3 Влияние образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника
2ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА
2.1 Диагностика сформированности информационной культуры у младших школьников
2.2 Работа педагога начальной школы по формированию информационной культуры младших школьников посредством организации образовательного веб-сайта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Выпускная.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Родители школьников и представители общественности, воспользовавшись информационными  ресурсами сети Интернет, смогут узнать больше о развитии и функционировании федеральной и региональных систем образования, познакомиться с учебными планами, программами и рекомендациями педагогов, оказать посильное влияние на повышение качества общего среднего образования.

Еще недавно появление в Интернете странички с адресом школы и портретом директора вызывало восхищение, то теперь приходится признать, что времена изменились: сайт, состоящий из одной страницы, уже и сайтом то называть неудобно. В то же время, в условиях обилия и разнообразия школьных сайтов ясности в вопросе о содержании школьного сайта так и не прибавилось. Разговоры о том, что должно и чего не должно быть на школьном сайте, ведутся с самого зарождения Интернета. Не раз высказывалось мнение о необходимости введения соответствующих официальных стандартов: сайт, претендующий на положение официального школьного сайта, должен включать некий унифицированный набор сведений, за пределами которого может размещаться свободное творчество учителей и школьников. Структура сайта формируется по мере сбора и классификации имеющейся информации. Приведем основные принципы, которые рекомендуется соблюдать при сборе и обработке информации для школьного сайта [14:211].

Качество образовательного веб-сайта складывается из нескольких составляющих – дизайн, содержание, удобство и ясность в использовании, функциональность и т.д. Часто наблюдается явное несоответствие между возможностями школьных учителей, как правило не являющихся специалистами в области программирования и веб-дизайна, и потребностями школы и вышестоящих организаций в различных функциях, которые можно было бы реализовать через Интернет. Очевидно, что наиболее качественный и оригинальный дизайн можно ожидать от профессиональной дизайн-студии, но её работа весьма дорога, да и содержательная сторона сайта, в любом варианте, ложится на плечи коллектива образовательного учреждения. Упрощает эту работу третий из предложенных вариантов, в котором создатели Интернет-представительства образовательного учреждения используют готовые базовые шаблоны основных страниц сайта, созданные на основе проведённого анализа аналогичных ресурсов. Специальные инструментальные среды для создания сайтов образовательных учреждений помогают их разработчикам не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения определения структуры сайта и его содержательного наполнения.

Работа над образовательным сайтом в школе чаще всего носит некоммерческий и непрофессиональный характер (нередко учитель с учениками, создавая сайт школы, вместе учатся веб-дизайну, причём, в первую очередь на собственных ошибках), с другой стороны, сайт, представляющий официальное учреждение, в том числе и школу, неподходящее место для экспериментов. Это противоречие между некоммерческим характером работы и ее официальным статусом создает множество проблем, которые оборачиваются не только забавными, но и конфликтными ситуациями. Например, в одной из школ искренне стараясь сделать страничку, посвящённую учителям школы, нарядной и торжественной, ребята выбрали элегантный мраморный фон, но эффект от увиденных на мраморной доске фамилий и портретов учителей не соответствовал ожиданиям. Вопросы содержания ещё более сложны и серьёзны, поскольку администрация школы часто сама не вполне понимает, какую информацию следует разместить на сайте, да и не всегда облагает достаточной квалификацией в области информационных технологий, чтобы регулярно отслеживать изменение содержания. Однако, никаких официальных стандартов ни по содержанию, ни по структуре школьного сайта пока не существует, да и на неофициальном уровне в этих вопросах нет ясности. Хорошо хотя бы уже то, что проблема наполнения школьных сайтов в последнее время сформулирована и активно обсуждается, как в Сети, так и при личном общении людей, связанных профессионально с этой областью деятельности. Кроме того, накоплен достаточно большой опыт многих школ, — как положительный, так и отрицательный.

Обобщение этого  опыта в сочетании с изучением  потребностей отдельной школы и системы образования в целом позволило выделить набор компонентов, которые необходимо или желательно должны быть включены в образовательный сайт.

Образовательный сайт - это визитная карточка школы, выполняющая представительские функции в расчете на различные категории потенциальных посетителей. Он  играет роль связующего звена между педагогами, учениками и их родителями. Как правило, в школах разрабатывается концепция сайта, которая регламентирует правила функционирования сайта и его использования  посетителями. Цель образовательного сайта — создание условий открытости и прозрачности работы образовательного учреждения [9].

В общем контексте  определенную нишу занимает сайт для начальной школы. Главная цель сайта: предоставление необходимой,  интересной информации для учителей, учащихся начальной школы и их родителей. Главная страница рассказывает о Концепции начальной школы, о том, по каким программам, учебникам и методическим пособиям ведётся обучение в начальной школе. Благодаря сайту, учащиеся, родители и учителя всегда  информированы о последних новостях в начальной школе. На странице «Ученикам» есть расписание физкультурно-оздоровительных занятий школы для учащихся 1-4 классов, список студий, кружков, объединений, студий.

Сегодня невозможно представить проведение уроков без  использования информационных технологий. На странице сайта «Учителям» предлагается список медиасредств и образовательных ресурсов для начальной школы, имеющихся в медиатеке школы.  Здесь можно ознакомиться с утверждённым федеральным перечнем учебников, увидеть список курсов,  предлагаемых центром дополнительного образования. 

На станице «Родителям»  можно найти информацию  о кружках  и секциях для начальной школы, статьи ведущих ученых, учителей начальных классов, советы родителям первоклассников, образец заявления и перечень необходимых документов для зачисления в школу.

Страница детской  организации «Счастливы вместе» содержит информацию о законах, принципах, символике, уставе, основных занятиях.

На странице «Дистанционные проекты»  можно  узнать, какие конкурсы планируются, школьникам предлагается принять участие в таких проектах как «Русский медвежонок», «Кенгуру» и др. Там же предоставлены контрольные и проверочные работы по предметам всех учебных программ начальной школы: программа традиционного обучения «Школа России», образовательная программа "Школа 2100", система начального образования Л.В.Занкова, которые предназначены для учащихся, пропустивших по каким-либо причинам занятия,  и имеющим возможность выполнить их в домашних условиях.

Для анализа  сайта с точки зрения его соответствия поставленным целям  используют следующие группы критериев:

  1. «Информационное содержание»: полнота, актуальность и качество информационного содержания.
  2. «Популярность»: «видимость» сайта в поисковых системах, присутствие в каталогах,  средняя посещаемость сайта, число ссылок (индекс цитирования).
  3. «Удобство использования» («usability» - понятие, определенное в международном стандарте ISO 9241-11):  степень  достижения пользователями своих целей при посещении сайта с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью.
  4. «Визуальное решение»: графическое (визуальное) решение сайта, обеспечивающее пользователя адекватными средствами достижения своих целей.
  5. «Техническое решение»: группа критериев, примыкающая к usability, однако носящая чисто технологический и «закрытый от пользователя» характер и отражающая грамотность и корректность технологической реализации  сайта, наличие системы мониторинга посещений, борьбы со спамом, и т.п.

По стилю тексты для веб-страницы и тексты, например, для стенгазеты, принципиально различаются. Писать для сайта нужно, держа в памяти, что ваш текст может быть найден с помощью поисковой системы, и быть прочитанным вне контекста. Именно поэтому всегда, когда этого требует ситуация, у текстов должны быть вполне различимые контактные данные и временная привязка. Иногда это делается веб-мастерами на уровне самой системы управления контентом, и это можно только приветствовать. Сам язык информационных материалов должен быть максимально понятным и простым, это обеспечит доступность просмотра сайта. Более полные версии материалов или документов можно прилагать в виде файлов для факультативного прочтения. И в любом случае, необходимо помнить о пользователях разного уровня, стараясь без острой необходимости не использовать архиваторы для мифической экономии места (кстати, поисковые системы, система Webometrics не индексируют и не учитывают архивированные файлы).

Учащиеся начальной  школы активно участвуют в  деятельности образовательного веб-сайта  через поиск информации в Интернете, формирования собственных информационных массивов, подготовка презентационных материалов о своем классе, общение со сверстниками, преподавателями других школ. Это позволяет учащимся  овладевать представлениями об информации, формировать операционное  и эвристическое мышление, овладевать знаниями об обучении и самообучении, создавать мотивацию к правильному социальному поведению в информационных сетях, развивать компьютерную грамотность.

Таким образом, образовательный веб-сайт – это совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, обеспечивающих собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере. Формирование информационной культуры младших школьников посредством участия в деятельности образовательного веб-сайта происходит через интеграцию общего и дополнительного образования, обеспечение свободного выбора общения учащихся по интересам, становление информационной картины мира, воспитание гражданственности и высокой степени морали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА

2.1 Диагностика  сформированности информационной  культуры у младших школьников

Целенаправленное  формирование информационной культуры ученика происходит в прямом виде, например, в процессе освоения отображенного ранее накопленного социального опыта, в том числе при осуществлении и анализе опытно-экспериментальной деятельности людей, а также в контекстном виде в процессе управляемой и самостоятельной учебной деятельности в специально организованной учебной среде.

В процессе работы с сайтом школьники не только осваивают  предмет, работают над поиском информации, её обработкой, но и учатся использовать информационные и коммуникационные средства в познавательной деятельности.

Отличительным свойством компьютера является возможность  реализации телекоммуникации. По Е.С. Полат, говоря о телекоммуникациях в  компьютерной области, «чаще всего  имеют в виду передачу, прием, обработку  и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), … либо с помощью спутниковой связи». Существующие телекоммуникации позволяют производить важный обмен информацией, в том числе и учебной, осуществляемый в большинстве своём средствами веб-сайтов. Многие российские и региональные исследователи в своих работах выделяют важность использования электронных учебников и ресурсов сети Интернет, являющихся важнейшими педагогическими средствами подготовки будущих специалистов. Сложившаяся ситуация позволяет говорить о будущем учебного процесса, которое строится на электронных формах передачи и накопления информации. В связи с этим следует отметить важность внедрения в учебный процесс большего количества визуальной и прочей информации. Подобный эффект достигается включением в учебный процесс дополнительных программных средств в виде локального образовательного веб-сайта[29].

Основы информационной культуры закладываются в начальном  образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом уже само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл.

«Новые требования общества и то новое, что окружает нас в современном мире (новые технологии и новые модели действий) подразумевают «новую грамотность», – говорится в материалах ЮНЕСКО. Традиционные умения и навыки «обрастают» дополнительными характеристиками. Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Письмо – как создание объектов и установление связей в гиперсреде, включая в себя все типы носителей информации. Арифметический счет связывается с конструированием объектов и действий в реальном мире и его моделях. Таким образом, «новая грамотность» уводит нас от запоминания фактов и правил с последующим исполнением рутинных инструкций, перенося основной акцент на способность отыскивать информацию, моделировать новые объекты и процессы, понимать и изобретать правила.

Согласно множеству  публикаций по данной проблематике, на наш взгляд, следующие составляющие информационной культуры младшего школьника, можно считать основой для определения самого понятия «информационная культура», выделения параметров диагностики сформированности информационной культуры у учащегося начальных классов, а также ориентиров, определяющих цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности в начальной школе: это информационная грамотность; информационное сознание и информационное поведение.

Мы диагностировали  вышеуказанные компоненты для того, чтобы выработать стратегии в деятельности педагога начальных классов по формированию информационной культуры учащихся. База исследования: 4 класс Лесосибирской средней общеобразовательной школы №2.

«Информационная грамотность – набор умений и  навыков школьника, позволяющий ему находить информацию соответствующую данной теме; умения работать с разными источниками информации, в том числе  работа, как с традиционными, так и с новыми  информационными технологиями.

Для диагностики  информационной грамотности, то есть, для выявления способности школьника выражать информационные потребности и формулировать информационные запросы, знание им информационных ресурсов, умение проводить информационный поиск, мы воспользовались международным тестом определения уровня информационной грамотности школьников. Основное умение, проверяемое с помощью теста «iCritical Thinking» – это способность сделать правильные выводы из информации, полученной с помощью Интернета – будь то несколько сообщений, полученных по электронной почте, электронная таблица или данные, основанные на поиске в сети.

Информация о работе Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством организации образовательного веб-сайта