Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:58, дипломная работа
Цель исследования: изучить процесс формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством образовательного веб-сайта
Объект исследования: информатизация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования: работа педагога по формированию у младших школьников информационной культуры посредством образовательного веб-сайта
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что информационная культура младших школьников будет формироваться, если они будут принимать участие в организации образовательного веб-сайта.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «информационная культура младшего школьника», его характеристика
1.2 Особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством организации образовательного веб-сайта
1.3 Влияние образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника
2ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА
2.1 Диагностика сформированности информационной культуры у младших школьников
2.2 Работа педагога начальной школы по формированию информационной культуры младших школьников посредством организации образовательного веб-сайта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Лесосибирский педагогический институт –
филиал федерального
«Сибирский федеральный
______________________________
факультет
______________________________
кафедра
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
______________________________
код и наименование специальности (направления)
Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством организации образовательного веб-сайта
Выпускник ________________
Научный руководитель ____________
Консультанты: ____________
____________
подпись, дата
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «информационная культура младшего школьника», его характеристика
1.2 Особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством организации образовательного веб-сайта
1.3 Влияние образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника
2ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-САЙТА
2.1 Диагностика сформированности информационной культуры у младших школьников
2.2 Работа педагога начальной школы по формированию информационной культуры младших школьников посредством организации образовательного веб-сайта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Становление информационного общества обусловило значительный интерес к проблемам готовности человека жить в таком обществе. В качестве важнейшего условия, обеспечивающего человеку успешность, комфортность жизни в информационном обществе, все чаще стали называть информационную грамотность, а неотъемлемой составляющей культуры личности современного человека стала информационная культура.
История всей мировой цивилизации показывает, что наиболее приоритетной ценностью сегодня становится система образования как один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что окружающий нас мир все более стремительно изменяется. При этом масштабы изменений, происходящих практически во всех сферах жизнедеятельности общества, столь значительны, а их социально-экономические и психологические последствия столь радикальны, что можно вполне обоснованно говорить о возникновении новой глобальной проблемы развития цивилизации - проблемы человека в изменяющемся мире.
Существо этой проблемы состоит в том, что общественное сознание миллионов наших современников, уровень их профессиональных знаний и навыков, а также степень развития общей культуры общества и, в частности, такой ее важной составляющей, как информационная культура, начинают все больше отставать от темпов развития научно-технического прогресса и уже не соответствуют новым условиям существования человечества в изменяющемся мире.
В настоящее время в ранг государственной политики России возведена проблема формирования единой информационной образовательной среды, решение которой необходимо для создания перспективной системы образования, способной реализовывать цели обучения в новых условиях. Основной целью этой политики является повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
В целом школьники овладевают основами работы с информационными технологиями. И если с этой стороны больших проблем не наблюдается, то в сфере информационной культуры существуют огромные пробелы. В первую очередь это касается культуры общения в сети. Для того, чтобы данная проблема была более наглядной, стоит заглянуть на форумы. Большое количество грамматических ошибок, непристойные фотографии, нецензурные слова. Все это создает нездоровую обстановку вокруг Интернета, оказывает негативное влияние на формирующуюся личность ребенка. В связи с этим возникает острая необходимость формирования в школе информационной культуры.
Цель исследования: изучить процесс формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста посредством образовательного веб-сайта
Объект исследования: информатизация образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования: работа педагога по формированию у младших школьников информационной культуры посредством образовательного веб-сайта
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что информационная культура младших школьников будет формироваться, если они будут принимать участие в организации образовательного веб-сайта.
Задачи исследования: охарактеризовать понятие «информационнная культура младшего школьника»; проанализировать особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством разработки образовательного веб-сайта; изучить возможности образовательного веб-сайта на формирование информационной культуры младшего школьника; провести опытно-экспериментальную работу по формированию информационной культуры младших школьников посредством образовательного веб-сайта.
Методы исследования: анализ научно - методической литературы по проблеме исследования, составление библиографии; реферирование, наблюдение, изучение опыта работы педагогов.
Методологической основой исследования явились работы исследователей А.В.Хуторского, М.Г. Вохрышева, Л.У. Глухова, А.А. Гречихин, И.Г. Овчинникова, И.Г. Хангельдиева о раскрытии феномена информационной культуры.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, писка литературы и приложения. Во введении обосновывается тема исследования, определяется её объект, предмет, задачи и цели исследования. В первой главе «Теоретические аспекты формирования информационной культуры младших школьников» раскрывается сущность понятия «информационная культура», а также характеризуются особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте посредством разработки образовательного веб-сайта. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры младших школьников посредством организации образовательного веб-сайта представлен опыт работы педагога начальной школы по формированию информационной культуры младших школьников. Заключение отражает выводы, полученные в ходе исследования. Список литературы включает 30 наименований.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «информационная культура младшего школьника», его характеристика
Внедрение новых информационных технологий во все сферы производства, обслуживания, культуры и обновление их технического обеспечения требует формирования соответствующих знаний, умений и навыков. Умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.
Следовательно, потребностями общества диктуются новые требования к уровню грамотности и образованности учащихся общеобразовательной школы. Широкая информатизация, изменение материально-технического оснащения школ, непрерывность образования на протяжении всей жизни - всё это не полный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться системе образования. Важным условием в период поэтапного перехода от индустриального к информационному обществу, является формирование информационной культуры участников образовательного процесса.
Основной целью информатизации образования является повышение эффективности и качества подготовки выпускников школы до уровня, достигнутого в развитых странах, то есть подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. В обществе результатом достижения этой цели должна быть массовая компьютерная грамотность и новая информационная культура мышления. Информатизация образования должна также привести к повышению качества образования и к повышению уровня информационной культуры.
Понятие «информационная культура» базируется на двух исходных понятих: «информация» и «культура».
Информация – это сообщение о чем-либо; сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи[5: 28-31.
В академическом словаре русского языка дано следующее определение: культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности [26:125].
Понятие «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) можно трактовать как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Глубокое исследование,
посвященное вопросу
Ученые рассматривают информационную культуру как часть общей культуры, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка. Число элементов культуры, предлагаемых окружающим миром, – пишет автор, – практически бесконечно и... лишь ничтожная часть всей существующей необъятной информации используется для построения человеческого сознания.
Мы в нашем исследовании не связываем понятие «информационная культура» исключительно с использованием информационных технологий. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации. На наш взгляд, эти основные приемы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом: на этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу. На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности. На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней). На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения. При этом носитель информации, хотя и требует применения специальных умений, не играет принципиальной роли. Он может быть использован в качестве средства достижения искомого результата: либо как единственный источник, либо в интеграции с другими информационными ресурсами.
Ученый А.В.
Хуторской в своих
Основы информационной культуры закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической и математической грамотности. При этом уже само понятие «грамотность» приобретает в информационном обществе особый смысл.