Формирование интеллектуальных умений при изучении курса «Биология.Человек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества. Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002). Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
6
1.1 Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся
6
1.2 Сущность процесса формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
12
Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии.
17
2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии
17
2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся
24
ВЫВОД
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

ispravl_variant_6.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО МГГУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И 

БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ХИМИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «БИОЛОГИЯ.ЧЕЛОВЕК»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

4 курса ФЕФКиБЖД  группы 4 Б

Сироткин А.В.

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Крыштоп В.А

 

 

 

                                                                  Мурманск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1 Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»

6

1.1  Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся

6

1.2  Сущность процесса формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»

12

Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии.

17

2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии

17

 2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся

24

ВЫВОД

32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

34


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей особенностью современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой, творческой личности, способной реализовать не только стоящие перед человеком в условиях рыночной экономики профессиональные задачи, но и личностные способности, интересы, создать благоприятные условия для жизнедеятельности.

Актуальной  проблемой становится развитие творческого  потенциала учащихся, понимания и  познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества.

Основную роль призвана сыграть общеобразовательная  школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002).

В настоящее  время, несмотря на преобразования и  достижения в области биологического и экологического образования в  общеобразовательной школе, изменение  целей и содержания ощущается  ослабление активности и самостоятельности  учащихся при усвоении учебного материала, что приводит к снижению уровня образования, нежеланию учащихся самостоятельно добывать знания. Противоречия между социально-экономическим развитием общества и уровнем образования молодого поколения, вызывают необходимость научного решения этой проблемы.

В практике общеобразовательной школы до сих пор процесс обучения по добыванию знаний осуществляется без учета индивидуальных способностей и интересов учащихся, при отсутствии условий для проявления учащимися самостоятельности в обучении, в овладении исследовательскими знаниями, умениями и навыками. Причинами этого является, с одной стороны, недостаточный профессионально-педагогический уровень подготовки учителей к инновационным процессам в школе, не позволяющий им использовать в полной мере прогрессивные образовательные системы и создавать эффективные методические условия обучения и воспитания, с другой - недостаточная разработанность методических основ самостоятельной деятельности учащихся в процессе овладения обобщенными и сложными знаниями, исследовательскими умениями и навыками, которые обусловлены новыми учебными предметами и стандартами образования. ( Кабанова-Меллер Е.Н. 2005).

В нашей курсовой работе мы выявим, каким образом  занятия по курсу «Биология. Человек» влияют на школьников, на их мировоззрение, мыслительный процесс.

Цель  исследования:  выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии

 

Задачи  исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью изучения условий для формирования интеллектуальных умений школьников

3. Определить место интеллектуальных умений в общем развитии школьников

2.  Определить условия для развития интеллектуальных умений школьников на уроках биологии

4. Разработать конспект урока с использованием различных типов заданий для формирования интеллектуальных умений школьников в курсе «Биология. Человек»

Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии

Предмет исследования: формирование интеллектуальных умений у школьников на уроках биологии

Актуальность  исследования: Знания школьников необходимо всегда улучшать. Это является основной задачей преподавателя. Интеллектуальные умения учеников играют очень важную роль в формировании личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК.

    1. Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся

 

Существуют  психологические и педагогические теории, рассматривающие различные  аспекты развития интеллекта у учащихся. Исследованию этой проблемы посвящены многие работы по методике обучения биологии (Н.Д. Андреева, Т.В. Баракина, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Л.В. Реброва, В.П. Соломин, Ю.А. Чуваева и другие).

Между тем, до сих пор не существует единого мнения о природе интеллекта, и само понятие «интеллект» имеет множество различных определений. Существует ряд принципиально различных трактовок. Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, но в его понимании у разных ученых имеются различные точки зрения.

При определении  содержания понятия «интеллект»  встречаемые трактовки можно  условно разделить на следующие  группы:

- интеллект - это обобщенная способность к обучению (Калмыкова З.И. 1965).

- интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению (Бине А.,1990).

- интеллект - это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде (Ж. Пиаже) (Пиаже Ж. Психология интеллекта. - [Электронный ресурс]: htth: // www. bookap.by.ru / rasvit / piage / html.).

В психологических  трудах можно встретить разноречивые определения «интеллекта». Психологический  словарь определяет интеллект как  «совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его  мышления и способность решать сложные задачи» (Юрчук В.В. 1998)

Интересной  в этом плане представляется позиция  В.Ю. Крамаренко. Он разграничивает интеллект  как умственную способность и  мышление как умственную активность, отмечая, что между реальной основой, которая выступает в форме интеллекта, и ее актуализацией, проявляющейся в форме конкретного мыслительного процесса, нет однозначного соответствия (Крамаренко В.Ю, 1990).

Важно отметить, что развитие интеллекта в рамках школьного образования подразумевает  такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.

В отечественной  психологии первые исследования по проблеме воспитания, основанного на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка, были проведены В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, А.П. Нечаевым, И.А. Сикорским и другими еще в конце XIX века и оказались весьма результативными.

Существует  убежденность в том, что природа интеллекта раскрывается через процедуры его приобретения. Формирование интеллектуальных умений - основной путь, обеспечивающий не только усвоение знаний, но и умственное развитие школьников (Беляева А.П. 1986).

Известный французский  психолог Ж. Пиаже разработал теорию развития интеллекта у детей [Пиаже Ж. Психология интеллекта. - [Электронный ресурс]: htth: // www. bookap.by.ru / rasvit / piage / html]. Основным положением этой теории является то, что сенсомоторный интеллект вместе с наглядно-чувственной интуицией является исходной формой мышления, которое лишь потом развивается в виде системы конкретных, а затем и формальных операций.

Проблема развития умственных способностей учащихся и  активизация их мыслительной деятельности рассматривается психологами в тесной связи с проблемой соотношения обучения и развития.

Одни исследователи (Ж. Пиаже и его сторонники) считают, что развитие ребенка идет впереди его учения, другие, наоборот, подчеркивают ведущее значение обучения (Л.С. Выготский и его сторонники) и утверждают, что обучение является ведущим в умственном развитии детей.

По мнению У. Джемса и Ж. Пиаже, обучение не определяет основных форм мыслительной деятельности человека. Оно лишь влияет на внешние  особенности умственного развития, может задерживать или ускорять сроки появления его закономерных стадий, но не изменять их последовательности.

Интеллектуальные  умения часто отождествляются с  умственной деятельностью. Умственная же деятельность рассматривается психологами  как «психическая деятельность человека, который усваивает уже известные знания или открывает новые». В работах Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской мы встречаем акцент на то, что умственное развитие включает в себя накопление фонда интеллектуальных умений.

Умственное  развитие, по мнению психологов, представляет собой процесс, который регулируется внутренними законами психической  деятельности. Оно «обусловлено содержанием  тех знаний, которые даются в процессе обучения, и теми методами, с помощью  которых эти знания раскрываются» (Луговской А.М., Межова Л.А. ,1999).

Под влиянием концепции  психологов Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского, Е.Н. Кабановой-Меллер формируется направление, суть которой состоит в том, что  учащихся нужно обучать определенным приемам умственной учебной деятельности. Для умственного развития наиболее характерной чертой является, таким образом, не только накопление фонда знаний, но и своего рода фонда умственных приемов, операций, хорошо отработанных и прочно закрепленных, которые можно отнести к «интеллектуальным умениям».

Для интеллектуального  развития очень важно овладеть теми умениями, с помощью которых происходит и усвоение знаний, и оперирование ими. Е.П. Бруновт использовала концепцию  психологов Н.А. Менчинской, Е.Н. Кабановой-Меллер о целесообразности для умственного развития учащихся формировать у них на специфическом для разных учебных предметов материале систему различных учебных приемов интеллектуального характера. Эти приемы помогают учащимся на конкретном учебном материале овладевать общими мыслительными операциями анализа, синтеза, абстракции, обобщения и т.п.

Каждый прием  состоит из ряда познавательных действий, по правильности и последовательности применения которых можно судить о степени усвоения учащимися  приема. Таким образом, учащиеся не только будут усваивать знания, но и овладевать способами учения. Путь формирования учебных умственных приемов предполагает переход от их применения по образцу, предлагаемому учителем, к сознательному овладению и самостоятельному использованию учащимися.

Поэтапное развитие приемов умственной деятельности у  учащихся предполагает:

- начальную  диагностику – выяснение наличия  сформированных приемов умственной  деятельности;

- мотивацию  – осознание значения учащимися  умения выполнять данные приемы;

- ознакомление  с действиями, входящими в прием  умственной деятельности, и определение  наиболее рациональной последовательности  выполнения данных действий;

- первичное  использование приема умственной  деятельности, выполнение тренировочных  упражнение и применение приемов по типу все более отдаленного переноса. При этом перенос приема умственной деятельности осуществляется по трем путям: перенос на новые объекты, новый материал, комбинирование различных приемов и перестройка приемов.

Об овладении  учащимися тем или иным приемом можно судить по правильности действий, из которых составляется прием и по самостоятельному применению приема к новым объектам, в новой педагогической ситуации.

Информация о работе Формирование интеллектуальных умений при изучении курса «Биология.Человек»