Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества. Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002). Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
6
1.1 Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся
6
1.2 Сущность процесса формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
12
Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии.
17
2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии
17
2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся
24
ВЫВОД
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУВПО МГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Курсовая работа
на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «БИОЛОГИЯ.ЧЕЛОВЕК»
Выполнил: студент
4 курса ФЕФКиБЖД группы 4 Б
Сироткин А.В.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Крыштоп В.А
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек» |
6 |
1.1 Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся |
6 |
1.2 Сущность процесса формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек» |
12 |
Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии. |
17 |
2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии |
17 |
2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся |
24 |
ВЫВОД |
32 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей особенностью современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой, творческой личности, способной реализовать не только стоящие перед человеком в условиях рыночной экономики профессиональные задачи, но и личностные способности, интересы, создать благоприятные условия для жизнедеятельности.
Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества.
Основную роль
призвана сыграть общеобразовательная
школа, другие социальные институты, занимающиеся
формированием интенсивных
В настоящее время, несмотря на преобразования и достижения в области биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, изменение целей и содержания ощущается ослабление активности и самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала, что приводит к снижению уровня образования, нежеланию учащихся самостоятельно добывать знания. Противоречия между социально-экономическим развитием общества и уровнем образования молодого поколения, вызывают необходимость научного решения этой проблемы.
В практике общеобразовательной школы до сих пор процесс обучения по добыванию знаний осуществляется без учета индивидуальных способностей и интересов учащихся, при отсутствии условий для проявления учащимися самостоятельности в обучении, в овладении исследовательскими знаниями, умениями и навыками. Причинами этого является, с одной стороны, недостаточный профессионально-педагогический уровень подготовки учителей к инновационным процессам в школе, не позволяющий им использовать в полной мере прогрессивные образовательные системы и создавать эффективные методические условия обучения и воспитания, с другой - недостаточная разработанность методических основ самостоятельной деятельности учащихся в процессе овладения обобщенными и сложными знаниями, исследовательскими умениями и навыками, которые обусловлены новыми учебными предметами и стандартами образования. ( Кабанова-Меллер Е.Н. 2005).
В нашей курсовой работе мы выявим, каким образом занятия по курсу «Биология. Человек» влияют на школьников, на их мировоззрение, мыслительный процесс.
Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью изучения условий для формирования интеллектуальных умений школьников
3. Определить место интеллектуальных умений в общем развитии школьников
2. Определить условия для развития интеллектуальных умений школьников на уроках биологии
4. Разработать конспект урока с использованием различных типов заданий для формирования интеллектуальных умений школьников в курсе «Биология. Человек»
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии
Предмет исследования: формирование интеллектуальных умений у школьников на уроках биологии
Актуальность исследования: Знания школьников необходимо всегда улучшать. Это является основной задачей преподавателя. Интеллектуальные умения учеников играют очень важную роль в формировании личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК.
Существуют
психологические и
Между тем, до сих пор не существует единого мнения о природе интеллекта, и само понятие «интеллект» имеет множество различных определений. Существует ряд принципиально различных трактовок. Хотя интеллект является одним из самых изученных психологических понятий, но в его понимании у разных ученых имеются различные точки зрения.
При определении содержания понятия «интеллект» встречаемые трактовки можно условно разделить на следующие группы:
- интеллект - это обобщенная способность к обучению (Калмыкова З.И. 1965).
- интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению (Бине А.,1990).
- интеллект - это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде (Ж. Пиаже) (Пиаже Ж. Психология интеллекта. - [Электронный ресурс]: htth: // www. bookap.by.ru / rasvit / piage / html.).
В психологических трудах можно встретить разноречивые определения «интеллекта». Психологический словарь определяет интеллект как «совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи» (Юрчук В.В. 1998)
Интересной в этом плане представляется позиция В.Ю. Крамаренко. Он разграничивает интеллект как умственную способность и мышление как умственную активность, отмечая, что между реальной основой, которая выступает в форме интеллекта, и ее актуализацией, проявляющейся в форме конкретного мыслительного процесса, нет однозначного соответствия (Крамаренко В.Ю, 1990).
Важно отметить,
что развитие интеллекта в рамках
школьного образования
В отечественной психологии первые исследования по проблеме воспитания, основанного на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка, были проведены В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, А.П. Нечаевым, И.А. Сикорским и другими еще в конце XIX века и оказались весьма результативными.
Существует убежденность в том, что природа интеллекта раскрывается через процедуры его приобретения. Формирование интеллектуальных умений - основной путь, обеспечивающий не только усвоение знаний, но и умственное развитие школьников (Беляева А.П. 1986).
Известный французский психолог Ж. Пиаже разработал теорию развития интеллекта у детей [Пиаже Ж. Психология интеллекта. - [Электронный ресурс]: htth: // www. bookap.by.ru / rasvit / piage / html]. Основным положением этой теории является то, что сенсомоторный интеллект вместе с наглядно-чувственной интуицией является исходной формой мышления, которое лишь потом развивается в виде системы конкретных, а затем и формальных операций.
Проблема развития умственных способностей учащихся и активизация их мыслительной деятельности рассматривается психологами в тесной связи с проблемой соотношения обучения и развития.
Одни исследователи (Ж. Пиаже и его сторонники) считают, что развитие ребенка идет впереди его учения, другие, наоборот, подчеркивают ведущее значение обучения (Л.С. Выготский и его сторонники) и утверждают, что обучение является ведущим в умственном развитии детей.
По мнению У.
Джемса и Ж. Пиаже, обучение не определяет
основных форм мыслительной деятельности
человека. Оно лишь влияет на внешние
особенности умственного
Интеллектуальные умения часто отождествляются с умственной деятельностью. Умственная же деятельность рассматривается психологами как «психическая деятельность человека, который усваивает уже известные знания или открывает новые». В работах Д.Н. Богоявленского, Н.А. Менчинской мы встречаем акцент на то, что умственное развитие включает в себя накопление фонда интеллектуальных умений.
Умственное развитие, по мнению психологов, представляет собой процесс, который регулируется внутренними законами психической деятельности. Оно «обусловлено содержанием тех знаний, которые даются в процессе обучения, и теми методами, с помощью которых эти знания раскрываются» (Луговской А.М., Межова Л.А. ,1999).
Под влиянием концепции психологов Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского, Е.Н. Кабановой-Меллер формируется направление, суть которой состоит в том, что учащихся нужно обучать определенным приемам умственной учебной деятельности. Для умственного развития наиболее характерной чертой является, таким образом, не только накопление фонда знаний, но и своего рода фонда умственных приемов, операций, хорошо отработанных и прочно закрепленных, которые можно отнести к «интеллектуальным умениям».
Для интеллектуального развития очень важно овладеть теми умениями, с помощью которых происходит и усвоение знаний, и оперирование ими. Е.П. Бруновт использовала концепцию психологов Н.А. Менчинской, Е.Н. Кабановой-Меллер о целесообразности для умственного развития учащихся формировать у них на специфическом для разных учебных предметов материале систему различных учебных приемов интеллектуального характера. Эти приемы помогают учащимся на конкретном учебном материале овладевать общими мыслительными операциями анализа, синтеза, абстракции, обобщения и т.п.
Каждый прием состоит из ряда познавательных действий, по правильности и последовательности применения которых можно судить о степени усвоения учащимися приема. Таким образом, учащиеся не только будут усваивать знания, но и овладевать способами учения. Путь формирования учебных умственных приемов предполагает переход от их применения по образцу, предлагаемому учителем, к сознательному овладению и самостоятельному использованию учащимися.
Поэтапное развитие приемов умственной деятельности у учащихся предполагает:
- начальную
диагностику – выяснение
- мотивацию
– осознание значения
- ознакомление
с действиями, входящими в прием
умственной деятельности, и определение
наиболее рациональной
- первичное
использование приема
Об овладении учащимися тем или иным приемом можно судить по правильности действий, из которых составляется прием и по самостоятельному применению приема к новым объектам, в новой педагогической ситуации.
Информация о работе Формирование интеллектуальных умений при изучении курса «Биология.Человек»