Формирование интеллектуальных умений при изучении курса «Биология.Человек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества. Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002). Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
6
1.1 Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся
6
1.2 Сущность процесса формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
12
Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии.
17
2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии
17
2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся
24
ВЫВОД
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

ispravl_variant_6.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Анализ – логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема – синтеза – в целое, обогащенное новыми знаниями.

Синтез – мысленное  соединение частей предмета, расчленённого  в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познания этого предмета как единого целого. (Локк Д., 2007)

В 8 классе вполне возможна доведение до сознания учащихся определений того, что называется анализом и синтезом, с тем чтобы учащимся легче было применять их в своей учебной деятельности. В курсе изучаются почти все органы человека. Понятие об органе – одно из самых основных и распространенных. При формировании понятия об органе установился определенный рациональный подход, рекомендуемый всеми методистами: с начала указать значение органа в общем виде, затем рассмотреть его строение, после изучить подробно функцию, установив ее взаимосвязь со строением, и в заключении снова возвратиться к значению органа. Знакомство с органом всегда начинается с раскрытия его значения в системе органов или в организме. Это создает ситуацию заинтересованности и потребность приобрести знание о строении органа, обеспечивающего определенную функцию. Так, приступая к изучению скелета, учитель указывает, что более 200 костей обеспечивают нам возможность движения, сохранения позы, создают форму тела. При ознакомлении с дыханием напоминает, что легкие – главный орган газообмена, без которого человек лишился бы непрерывного притока кислорода и погиб бы в самое короткое время. Указание значения или основной функции органа служит целью анализа. (А.В.Бинас, 2000)

Следующим этапом обучения анализу является наблюдение внешнего вида органа. Оно важно для формирования представлений и выполняется по правилам наблюдения.

Прием наблюдения внешнего строения органов заключается  в том, что учащийся ставит себе цель наблюдение (с какой целью я  наблюдаю), описывает словестно то, что он видит или воспроизводит по памяти в определенном порядке, начиная с топографии органа в организме, затем характеризует форму, размер, цвет, поверхность и существенные качества – плотность, округлость, легкость и др.

В знания об органах  обязательно входят представления  об их внешнем строении, которые  формируются на основе наблюдений.

Что нужно для  приобретения этой системы знаний с  позиции развивающего обучения? Создание ярких и точных представлений  и развитие наблюдательности. В этих целях важно, чтобы учащиеся научились замечать все характерные признаки органов: их форму, размеры, цвет, характер поверхности и какие-либо особые качества, воспринимаемые органами чувств (иногда, например, каков орган на ощупь). Словестная фиксация всех особенностей строения органов приучает учащихся к точности наблюдения. К этому следует стремиться при обучении учащихся наблюдением, начиная с начальной школы. Наблюдению способствую точные характеристики, какие дает учитель, когда он демонстрирует органы в натуре на модели или на рисунке.

Следующие важное условие формирования правильных точных представлений – рассмотрение важнейших  органов в натуре. В практике обучения это не всегда возможно и приходится ограничиваться в большинстве случаев предметными и графическими наглядными пособиями. Применение моделей и муляжей несколько ухудшает существенные знания учащихся, мешает развитию точности и всесторонности наблюдений.

От учащихся нужно требовать отчета о своих  наблюдениях в определенном порядке, т.е указывать форму, цвет, примерные размеры, характер и особые приметы органов. Это требование служит средством обучения анализа. Упражнениям в наблюдении может быть предложение нарастить «словесный портрет» органа, не пользуясь наглядным пособиям. Часто при проверке знаний полезно сначала не вывешивать наглядных пособий. Учащиеся на основе воображения характеризует внешние строение органа, а затем уже подтверждают истинность своих представлений наглядными пособиями или демонстрацией натурального объекта. Учитель стимулирует небольшую точность описания. При  повторении ранее изученного материала иногда он просит ученика описать какой-либо орган, не называя его, не называя его, с тем чтобы остальные учащиеся узнали, о каком органе идет речь. (Всесвятский Б.В., 2008).

Для проверки условий  умений аналитического наблюдения нами применяется вариативность в  использовании наглядности. Если, например, в одном варианте выяснилось строение сердца, использовалось натуральное  сердце и одна таблица, то в другом- демонстрировалась модель сердца и другая таблица. Или если объяснение шло по модели, то при закреплении применялась таблица. Часто при проверке знаний ученики должны были делать схематические рисунки органов, выделяя их существенные признаки.

После выяснения внешнего строения органа. Он происходит разными методическими путями: изредка проводится вскрытия органа, рассматривается модель или изображается схема внутреннего строения. Различной может быть степень самостоятельности изучения. Для обучения приему анализа важно, чтобы учащиеся последовательно фактически или мысленно расчленяли объект на крупные части, имеющие определенное функциональное значение, затем делали каждую крупную часть на более мелкие, выясняли их функции. (Комиссаров Б.Д.,2001).

Аналитические рассмотрения на этом заканчиваются, а дальше для составления характеристики органа осуществляется синтаксический обзор.

Реализуя это  требование, учитель побуждает учащихся находить разнообразные связи в  органе. Связи частей в органах  могут быть: 1) морфологическими (соединение концов костей в составе с помощью сумки и связок); 2) физиологическими (выделение секрета, уменьшающего трение между костями); 3) регулятивное, благодаря которым создается согласованность в работе частей органа.

Для формирования понятий учащихся важно знать три способа связи частей органов. Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали, что любой орган не сумма частей, а качественно новое образование.

Последним этапом в анализе - синтезе является установление взаимосвязи строения и функции в органе и его частях. 

Во многих случаях  при первом знакомстве с органом  вполне целесообразно давать его  полное описание по правилам наблюдения и только потом, после изучения внутреннего  строения и всех функций, характеризовать, в чем проявляется взаимосвязь строения и функции, выделять специфические адаптивные особенности. Так, для позвоночника, например, наиболее существенны форма, строение позвонков, размеры тел которых постепенно увеличиваются, а также характер соединения позвонков. Для легкого существенны такие качества, как упругость и легкость, а для мышцы – форма и толщина. (Андреева Н.Д., 2002)

С точки зрения качества анализа для учебных  целей по данному предмету важно  правильное мысленное расчленение  объектов, выявление функционального значения частей с учетом их пространственного соподчинения и порядок, в котором учащиеся выделяют части. Так, при характеристике сердца они должны сначала указывать предсердие, желудочки, затем уже клапаны.

Критерием существенности анализа строения органов служит функциональное значение частей. Поэтому при изучении многих органов анатомические детали опускаются и рассматривается только их гистологическое строение, помогающее понять функцию (например, легкое, печень).

Для качества синтеза  важно, чтобы учащиеся могли бы конкретизировать анатомические, функциональные и регулятивные связи между частями органов.

В порядке целенаправленной работы по формированию приемов, помогающих создавать понятие о взаимосвязи  формы, строения и функции, от учащихся требуется характеристика органов по следующему плану:

  1. Значение органа в системе органов и организме
  2. Топография (положение)
  3. Внешний вид – форма, размеры, цвет, особые физические качества (учитывая точность наблюдения)
  4. Внутренне строение. Основные части, их подразделения
  5. Функции частей и связи между ними
  6. Взаимосвязь строения и функции. Успешное выполнение функции в результате приспособительных особенностей строения. (Е. П. Бруновт, 1978).

 

 

 

 

 

2.2 Примерный  план-конспект урока биологии, раскрывающий  интеллектуальные умения учащихся

 

Особую роль в организации учебного процесса с использованием разработанных  изобразительных средств обучения играют методы и методические приемы. Учитель проводит уроки с использованием различных методов, применяя их по своему усмотрению, в зависимости от поставленной цели и задач урока. Мы объединили эту информацию в таблицу, для облегчения работы учителя на уроках биологии по предлагаемой нами методике (табл. 1). Методы обучения должны быть направлены не только на усвоение биологических знаний, но и на интеллектуальное развитие учащихся. Каждую группу методов можно применять на любом уровне обучения.

При условии  работы учителя с классом на репродуктивном уровне, использование предлагаемых изобразительных средств обучения способствует формированию и развитию у учащихся интеллектуальных умений. На кадрах презентации преусмотрены вопросы к изображенным объектам. Так, например, при просмотре презентации «Нарушение осанки и плоскостопие» учащимся перед показом информационного кадра предлагается вопрос: «Что вы знаете о своем позвоночнике?» При решении дидактических задач используются задания типа «Верно ли утверждение, что...». Например, «Верно ли утверждение, что полное или частичное нарушение целостности кости называют переломом?».

При частично-поисковых методах обучения учащимся предлагаются вопросы опережающего характера, ответы на которые позже подтверждаются на следующем кадре презентации.

 

 

 

Таблица 1

Использование методов обучения при применении ИСО (изобразительных средств обучения)

Методы обучения

Пример  ИСО

 

Практические

Репродуктивный

Задачи серии: «Рассмотрите и прочитайте», «Верно ли утверждение, что…»

Частично-поисковый

Задачи серии: «Проведите наблюдение и решите»

Творческий

Задачи: «Выберите  и зарисуйте»

 

Наглядные

Репродуктивный

Презентация: «Нарушение осанки и плоскостопие»

Частично-поисковый

Презентация: «Для чего человеку необходимо оказывать доврачебную помощь?»

Творческий

Презентация: «Что вы знаете о строении своего тела», «Забота о теле»

 

Словесные

Репродуктивный

Задания: «Пользуясь рисунком, назовите, подчеркните…»

Частично-поисковый

Задания: «Изучите рисунок и заполните таблицу…; «Сравните, найдите черты сходства и различий…»

Творческий

Задания: «Изучите рисунок и определите взаимодействия…»


 

При систематическом использовании разработанных слайд-каталогов на уроке, у учащихся развивается познавательная деятельность, самостоятельность при выполнении заданий учителя. Например, при просмотре слайд-каталога «Увлекательное строение нашего тела», можно дать учащимся индивидуальные задания: «Знаете ли вы, что чихнуть с открытыми невозможно?», «Какие правила первой помощи пострадавшим вы знаете?» и т.д.

Применение  изобразительных средств обучения возможно и для создания условий  для формирования и развития творческих способностей школьников. Например, после просмотра презентации «Первая помощь при травмах скелета и мышц », учащимся предлагается написать творческое эссе на тему «Что я могу сделать, чтобы избежать опасной травмы?»

Форма работы учителя  и учащихся на уроке с использованием изобразительных средств обучения может быть организована также по-разному, в зависимости от задач урока.

Работа учащихся с изобразительными средствами обучения может быть индивидуальной, которая предполагает самостоятельный просмотр мультимедийных презентаций на персональном компьютере и решение задач на дидактических карточках в классе во время урока и после, дома в индивидуальном режиме.

Процесс формирования интеллектуальных умений учащихся в  курсе «Биология. Человек» продолжается, учитывая преемственность, предыдущих школьных биологических курсов – «Природоведение» («Окружающий мир»), «Биология растений».

Содержания  раздела «Человека» и реализация идей и целей, заданных проблемой  нашего исследования, обусловили необходимость  отслеживания функционирования процесса развития интеллектуальных умений у учащихся. Технология процесса обучения, необходимость рефлексировать продвижение учащихся к определенным результатам и корректировать процесс, позволили выделить основные этапы в методике применения изобразительных средств обучения для развития интеллектуальных умений в разделе «Человек».

Особенности каждого  этапа определяются их ролью в  организации учебного процесса, спецификой учебного содержания, выбором форм, методов и приемов обучения.

Описание методики экспериментального исследования рассмотрим на примере двух тем: «Нарушение осанки и плоскостопие» и «Первая помощь при травмах скелета и мышц». Это связано с тем, что именно на примерах этих тем нами был проведен этап констатирующего эксперимента в школах города Мурманска и области. В таблице приведены примеры использования изобразительных средств обучения в некоторых темах курса «Биология. Человек». Перечень тем составлен в соответствии с учебником по программе Д.В Колесова, но данные средства обучения могут быть использованы на уроках анатомии по любой из действующих на современном этапе учебных программ по разделу «Биология.Человек» (табл. 2).

Информация о работе Формирование интеллектуальных умений при изучении курса «Биология.Человек»