Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества. Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002). Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
6
1.1 Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся
6
1.2 Сущность процесса формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
12
Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии.
17
2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии
17
2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся
24
ВЫВОД
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таблица 2
Примеры
заданий с применением ИСО
в некоторых темах курса «
Тема |
Тип ИСО |
Интеллектуальное умение | ||
анализировать |
сравнивать |
обобщать | ||
Нарушение осанки и плоскостопие |
Презентация |
«Особенности нарушения осанки и плоскостопие » |
«Виды нарушения осанки» |
«Как избежать плоскостопия» |
Дидакти- ческая карточка |
«Повреждение
кости без нарушения |
«Для чего человеку необходимо оказывать доврачебную помощь?» |
«Оказание помощи при переломах позвонков» | |
Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Состав костей. |
Таблицы |
«Скелет и мышцы» |
«Микроскопическое строение костей» |
«Строение скелета» |
Строение мышц |
Таблицы из учебника |
«Мышцы человеческого тела» |
«Работа мышц» |
«Движение в суставах» |
Дидакти- ческая карточка |
«Познакомиться с функцией мимических мышц» |
«Тест. Мышцы туловища и конечностей» |
«Работа скелетных мышц и их регуляция» | |
Недостаток движения. Гиподинамия |
Презентации |
«Изменение мышцы при тренировках» |
«Энергетика мышечного сокращения » |
«Как избежать гиподинамии»
|
Дидакти- ческая карточка |
«Лабораторная работа: утомление при статической работе» |
«Тест. Двигательная система» |
«Что приводит к гиподинамии» | |
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов |
Рисунки из учебника |
«Ушибы.Перелом» |
«ПП растяжение связок» |
«Вывихи суставов» |
Первый этап охватывает изучение тем «Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Состав костей», «Скелет человека. Осевой скелет», «Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей», «Строение мышц», «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Предупреждение плоскостопия», «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов». Именно в процессе изучения этих тем для учащихся создавались условия мотивационной установки перед началом обучения и в ходе его. Для этого на первом уроке учащимся было сообщено о необходимости и важности курса анатомии. Указаны сложности изучения строения тела. Такая информация призвана доказать учащимся необходимость использования на уроках именно изобразительных средств обучения и овладения приемами умственной деятельности. Для создания устойчивой мотивации в ходе обучения учащимся также сообщались положительные результаты обучения, как индивидуальные достижения каждого в умственном развитии.
После просмотра и обсуждения презентаций учащимся предлагалась работа на дидактических карточках. Были предложены следующие задания: «Повреждение кости без нарушения целостности кожи называют …………», «Для чего человеку необходимо оказывать доврачебную помощь?», «Оказание помощи при переломах позвонков»
Данный этап характеризуется направленностью на создание условий для формирования интеллектуальных умений. В ходе решения задач отводилось внимание организации самостоятельной работы учащихся. По окончании самостоятельной работы с дидактическими карточками следовал этап рефлексии. Учащиеся с использованием традиционных изобразительных средств обучения (таблицы, рисунки учебника) подводились к пониманию особенностей нарушения осанки и плоскостопия. Это позволили подчеркнуть важность использования приемов анализа, сравнения и обобщения.
Второй этап был самым длительным, он охватывал большинство учебных тем по блоку «Опорно-двигательная система». На последующих уроках сообщалось о роли различных приемов умственной деятельности при изучении опорно-двигательной системы.
В теме «Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Состав костей» внимание учащихся обращается на значение костей в организме. Данная учебная тема имеет большие возможности для применения изобразительных средств обучения с целью развития интеллектуальных умений учащихся. Ее содержание позволило разработать ряд презентаций, слайд-каталогов, таблиц. Учащимся предлагался таблица «Скелет и мышцы». Во время просмотра особое внимание уделялось приему анализа, по сюжету предлагались вопросы, направленные на поэтапный анализ скелета и мышц. Каждая презентация в конце имеет информацию, на которой учащимся сначала предлагаются вопросы по содержанию слайдов, затем следующий кадр дает недостающие ответы, что способствует организации самопроверки учащихся. В конце просмотра, после знакомства с характерными чертами скелета и мышц, на кадре появляется изображение скелета и мышц, и учащиеся называют и подписывают на мультимедийной доске их функции.
На этапе закрепления знаний учащимся предлагались дидактические карточки с заданием «Познакомиться с функцией мимических мышц»
Далее просмотр еще одной презентации «Движение в суставах»
В целях активизации познавательной деятельности учащимся предлагались задания на дидактических карточках: «Тест. Мышцы туловища и конечностей», «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Познакомиться с функцией мимических мышц»
При изучении этого учебного материала стремились сформировать у учеников необходимые знания по предмету. Одновременно с этим решались задачи по развитию познавательного интереса и потребности в самообразовании. При этом обращалось внимание школьников на значение изучения строения костей.
При изучении темы «Недостаток движения. Гиподинамия» была предложена презентация «Изменение мышцы при тренировках»». В ходе обсуждения причин заботы о своем здоровье устанавливались причинно-следственные связи. На этом этапе возрастала сложность познавательной и интеллектуальной деятельности учащихся за счет предъявления требований: устанавливать, объяснять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Именно на основе этих требований шло обсуждение следующей презентации «Как избежать гиподинамии».
В процессе изучения
вышеназванных тем у школьников
развивается готовность воспринимать
гуманистические и
В завершении второго этапа у учащихся проявляется интерес к анализу своей деятельности, сравнению разных объектов живой и неживой природы, условий, процессов и явлений, умозаключению.
Так, например, в последствии при изучении следующего блока тем курса анатомии «Внутренняя среда организма» учащиеся легче усваивают эволюционные изменения органов. Основной метод, применяемый на этих уроках – диалог. Учащиеся, участвующие в педагогическом эксперименте, проявили самостоятельность, настойчивость, готовность к диалогу, потребность в самообразовании, с исследовательской деятельности.
На первом уроке по теме «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма» учащимся предлагается мультимедийная презентация «Компоненты внутренней среды». Используя принципы наглядности и доступности, изображение внутренностей показано в динамике его работы, с использованием взаимосвязи строения внутренних компонентов и их функций.
Во время демонстрации используется умение анализировать внутреннее строение.
Благодаря насыщению учебных тем новыми изобразительными средствами обучения и применению обоснованных методов и методических приемов, в содержании раздела «Биология.Человек» создаются наиболее благоприятные условия для формирования интеллектуальных умений учащихся.
При помощи предлагаемых
изобразительных средств обучен
ВЫВОД
Проанализировав проблему интеллектуальных умений школьников при изучении анатомии мы можем сделать вывод о том, что изучение анатомии является важным аспектом всеобщего образования школьников. Уроки анатомии развивают в детях такие качества как познавательность, логику и интерес к предмету биология.
На уроках дети знакомятся со строением человеческого тела, органов, находящихся в теле и их функциями. Это помогает детям не только получить новые знания, но также и в случае опасной и непредсказуемой ситуации знать, какой орган болит и требует помощи. Знания, получаемые на уроках анатомии, пригодятся детям на всю жизнь, поэтому основная задача педагога – это сделать проводимые уроки как можно более интересными и познавательными для школьников, дать детям понять значимость данного предмета в их жизни.
Рассматриваемый мною вопрос чрезвычайно важен в современном мире и требует постоянных доработок, введение каких-либо новшеств, постоянную работу преподавателя над методами и способами подачи информации. В настоящее время основы по развитию интеллектуального интереса немного изменились, выявляется изменение в отношениях между субъектами образования, что влечет за собой и перемены по отношению к образованию. Сейчас сложнее заинтересовать ученика в получении новых знаний. Великие и всем известные преподаватели (А.С. Макаренко, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, С.Т. Шацкий и другие) исследовали данный вопрос и давали предложения по их решению. Современные методы отличаются от «старых». В этом можно убедиться на практике. В образовательных учреждениях есть преподаватели, которые придерживаются «старых» порядков. И на их предметах выявляется неэффективность обучения, меньший интерес к предмету.
Очень важную роль играет выявление индивидуальных способностей учащегося и умение работать в коллективе. После этого преподаватель подбирает форму проведения урока, опроса и оценивания. Также важно уметь наказывать и поощрять учеников, т. к. это является положительным стимулом к познанию нового.
Что касается мотивации ученика, то преподаватель всегда должен следить за своими действиями, т. к. она может быть не только положительной, но и отрицательной. Мотивы ученик создает для себя сам, а учитель просто помогает их поддерживать и развивать.
Очень важными в процессе обучения являются методы обучения. Я рассмотрел активные и практические методы. По моему мнению, они являются наиболее значимыми при поиске решения проблемы. В них заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет развития познавательной активности.
Огромную роль играют отношения субъект-субъект, при которых происходит взаимодействие и взаимовоздействия учителя и ученика. Это очень важно, т. к. данные действия помогают обеим сторонам лучше понять друг друга, а потом помочь проявить лучшие качества. Узнав качества ученика, преподаватель выбирает стратегию их развития. При этом поднимается уровень развития познавательного интереса и самой личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Н.Д. Развитие понятий по экологии человека в курсе школьной биологии: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук./ Н.Д Андреева СПб., 2002. - 148 с.
2. Баранов, С.П., Болотина, Л.Р., Воликова, Т.В., Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие./ С.П Баранов – М., Просвещение, 2008. – 236 с.
3. Беляева, А.П. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков/ А.Б Беляева - Л., 1986. - 7-28 с.
4. Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. / А.В.Бинас и др. - М., 2007.- 192 с.
5. Бруновт, Е. П., Зверев, И. Д, Малахова, Г. Я. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителей //. - 2-е изд., испр./ Е.П Бруновт - Москва: Просвещение, 1978. - 84-86 с.
6. Бруновт, Е.П., Бровкина, Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале учебного предмета биологии./ Е.П Бруновт М., 2004. - 72 с.
7. Всесвятский, Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе./ Б.В Всевятский - М., 2005. - 143 с.
8. Горностаева, З.Я. Прием сравнения на уроках биологии./ З.Я Горностаева - М., 2008. - 72 с.
9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения./ В.В Давыдов – М.,2005. - 152-157 с.
10. Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении./ В.В Давыдов - М., 2002. - 423 с.
11. Добролюбов Н.А. http://abiography.ru/wiki/
12. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе./ Т.В Душеина - М: 2003, 38 – 41с.
13. Загвязинский, В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. / В.И Загвязинский 1998. - №10. - 66 – 72 с.
14. Зорина, Л.Я. Системность качество знаний. Л. Я Зорина - М., 2006. - 43 с.
15. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. / Е.Н Кабанова – Миллер - М., 2003. - 288 с.
16. Коменский Я.А. Педагогическая
теория Коменского http://komenskiy.narod.ru/p_
17. Комиссаров, Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования./ Б.Д Комиссаров – М.: Просвещение, 1991. 97-100 с.
18. Кузьмина, Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. / Н.В Кузьмина - Л., 2007. - 114 с.
19. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения./ И.Я Лернер - М.:Педагогика 2004. – 21с.
20. Локк, Д. Мысли о воспитании. Педагогическое наследие. / Я.А.Комен-ский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. М., 2006. - 155-178 с.
21. Мягкова, А.Н. Совершенствование обучения биологии в средней школе: Сб. науч. тр. / А.Н Мягкова - М., 1991. - 120 с.
Информация о работе Формирование интеллектуальных умений при изучении курса «Биология.Человек»