Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества. Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002). Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
6
1.1 Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся
6
1.2 Сущность процесса формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении курса «Биология. Человек»
12
Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии.
17
2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии
17
2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся
24
ВЫВОД
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Деятельность можно определить, как всякий процесс взаимодействия субъекта с объектом. Действие – это относительно самостоятельный элемент различных видов деятельности.
Формирование приемов определяется, прежде всего, условиями обучения: «Для того чтобы правильно сформировать данный прием, необходимо заранее наметить какими путями, по каким линиям должен идти процесс овладения приемом, какие требования предъявляются к его усвоению и переносу» . (Бруновт, 2002)
Этими условиями Е.Н. Кабанова-Меллер считает:
- охватывание основных сторон формирования приема (усвоение учащимися объяснений учителя, закрепление приема и выполнение проверочных заданий на перенос приема);
- сознательное усвоение приемов учащимися;
- использование соответствующих теоретических знаний;
- перенос приемов
в новые условия, на решение
новых теоретических и практиче
Формирование какого-либо приема происходит путем выполнения определенных действий.
Процесс формирования умственных действий, по П. Я. Гальперину, представляется следующим образом:
1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно, в конечном счете, должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.
2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.
3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.
4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя».
5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.
В работе по формированию приемов умственной деятельности учащихся наиболее важно отобрать те из них, которые являются специфичными для данного учебного предмета. Биология – наука о закономерностях биологических систем разного уровня. Курсы биологии основной школы раскрывают данные особенности на примере растений, животных и человека.
Для успешного формирования ведущих общебиологических понятий учащиеся должны овладеть приемами умственной деятельности, помогающими им увидеть в конкретном фактическом материале существенные признаки биологических закономерностей.
Такие известные методисты-биологи, как Е.Т. Бровкина, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, В.В. Пасечник, В.В. Половцов, Б. Е. Райков и другие, в своих трудах рекомендуют нацеливать учеников на самостоятельный поиск ответов, вооружают их умениями наблюдать, описывать, сравнивать, делать выводы и обобщения, используя для этого раздаточный материал, специальные задачи.
В свое время В.М. Корсунская отмечала, что на уроках биологии проблема восприятия учащимися учебного материала часто стоит на заднем плане; не учитываются мыслительные операции, протекающие у учеников. Решить эту проблему возможно путем развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать. При таком обучении встает вопрос об изменении структуры урока, задачами которого должны стать активизация познавательной деятельности, развитие мышления и, в связи с этим, придание уроку преимущественно обучающего и развивающего, а не контролирующего характера.
В трудах по методике обучения биологии, в частности у Е.П. Бруновт (Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т., 2003), находим попытку определить критерии интеллектуального развития, где встречаются более высокие показатели усвоения учебного материала и применения приемов умственной деятельности, связанные с обобщением и систематизацией; сформированность у учащихся системы основных биологических понятий и умение свободного оперирования ими; увеличение числа учащихся, правильно применяющих основные приемы умственной деятельности (т.е. учебные приемы) для характеристики конкретных биологических объектов.
Для изучения важнейших
закономерностей биологических
объектов важно, чтобы учащиеся овладевали
более сложным приемом
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза.
Для развития таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение, целесообразно использовать следующие группы заданий:
Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Анализ и синтез - общие знаменатели всего познавательного процесса. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное (Рубинштейн, 1998).
Формированию этих умений может способствовать рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий, постановка различных заданий к данному объекту.
2. Задания на сравнение объектов
Сравнение - это такой прием умственной деятельности, которым пользуются для выявления сходства и различия в данных объектах.
Выполнение приема может ограничиваться лишь фиксацией сходства (различия), т.е. осуществляться на уровне непосредственного восприятия данных объектов. Причем, по мнению Л.С. Выготского, учащиеся при сравнении некоторых объектов чаще всего указывают только их различия - неполное сравнение. Если же операция заканчивается определенными выводами - полное. Сравнение по сходству обычно называют сопоставлением, а по различию - противопоставлением.
Учебный прием сравнение является важнейшим средством формирования развития понятий (Бровкина Е.Т, 1981).
Таким образом, сравнение - это анализ, который осуществляется посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу. Сравнение - это способ проявления взаимодействия анализа и синтеза.
3. Задания на классификацию
Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие - основа приема классификации. Оно формируется у школьников в тесной связи с изучением конкретного содержания.
4. Задания, направленные
на формирование умения
Прием обобщения тесно связан с приемом сравнения. Обобщить – значит зафиксировать то общее, существенное, что имеется в каждом объекте рассматриваемой совокупности.
Следует различать результат обобщения и процесс, ведущий к нему.
Результат фиксируется в понятиях, предложениях (суждениях), разных правилах. Например, показывая учащимся рельефную модель строения какого-либо живого объекта, макет какого-либо процесса и т.п., учитель говорит: «Это модель - упрощенное подобие реального объекта, которое повторяет только те его свойства, которые требуются для будущего применения. Здесь в понятии обобщены всевозможные существующие виды моделей».
Для развития интеллектуальных умений учащихся не столь важен вид изобразительного средства, применяемого на уроке, сколь тот метод или методический прием, который использует учитель. Эти средства должны служить источником информации, желательно самостоятельно добываемые учащимися на уроке или вне его, например, при выполнении домашнего задания.
Для учителя достаточно трудно подобрать такие натуральные объекты и в таком количестве, чтобы учащиеся могли сравнить их, обобщить какие либо признаки и детали. Провести такие методические приемы с изображениями этих объектов значительно проще. Кроме того, иллюстрация достаточно четко может отображать те детали строения живого объекта, изучением которых учитель занимается на конкретном уроке. Работая с изобразительными средствами на уроке, следует отбирать такие, которые имеют, например, контрастные признаки для сравнения, конкретизации или обобщения.
«Надо учесть,
что восприятие предметов
- можно показать свойства предмета раздельно от целого;
- можно выделить существенное в предмете;
- можно выделить наиболее типичные черты.
В силу этого рисунок может сыграть важную роль при обобщении знаний о предметах и при развитии процессов мышления» (Кыверялг А.А. 1978).
Для достижения таких результатов в обучении учитель должен разработать алгоритм действия или систему действенных приемов для учащихся. Это может быть серия вопросов. «Правильно поставленный вопрос, а затем и целая система вопросов привлекают внимание к демонстрируемым объектам… и заставляют учащихся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения».
Можно научить учащихся приемам мысленного преобразования наглядного материала в соответствии с заданием, рассмотрению одного и того же объекта с разных точек зрения и т.п.
При применении таких действий учеными отмечается снятие отрицательного влияния наглядного материала, о котором мы упоминали ранее.
Все выше обозначенное
нами актуально в связи с
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАТОМИИ
2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии
Существенным фактором в обучении анатомии представляется интеллектуальное развитие школьников средствами нашего учебного предмета. Проблема формирования интеллектуальных умений особенно актуальна на фоне заметной потери интереса к чтению, самостоятельному познанию. Телевидение, компьютерные игры и чаты в Интернете стали доминирующими источниками информации для детей. Школьники 5–6-х классов, как правило, теряют интерес к чтению, и отнюдь не всегда восстанавливают его к старшим классам. Репродуктивный характер учебной литературы, отсутствие в ней проблемных материалов, активизирующих познавательную деятельность школьников, также не способствуют развитию интеллектуальных умений.
Конечно, на этом основании нельзя делать обобщающие выводы. Дети, как и учителя, разные. Есть блестящие дети и блестящие учителя. Их усилиями создаются великолепные исследовательские проекты, выигрываются олимпиады и конкурсы, поддерживаются парки, сады, пришкольные участки и т.д. Но если говорить о массовых тенденциях, о том, что бросается в глаза и беспокоит множество учителей и родителей. Именно поэтому одна из основных задач учителя биологии и заключается в развитии интеллектуальных умений у всех учащихся. ( Давыдов В.В., 2006).
Обучение всегда обуславливает развитие учащихся, но эффективность и направленность последнего могут быть различными в зависимости от характера и качества обучающей деятельности учителя.
При обучении биологии в школе пока уделяется недостаточно внимания развитию умственных способностей учащихся. В методах обучения часто преобладает репродуктивная беседа, иллюстративное применение практических работ и наблюдений, недостаточно используются кинофильмы, не активизируется деятельность учащихся при постановке опытов.
Изучение состояния знаний учащихся во многих школах России обнаружило значительные различия в качестве знаний учащихся, обучающихся у лучших и малоопытных учителей.
Основным недостатком ответов девятиклассников было слабое владение применительно к учебному материалу курса приемами анализа, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Обобщение лучшего опыта
и экспериментальная работа в
школе показывают большую роль в
преодолении недостатков в
При наблюдении, описании и характеристике органов представляется хорошая возможность обучать учащихся анализу-синтезу – важным составным элементам мышления.
Информация о работе Формирование интеллектуальных умений при изучении курса «Биология.Человек»