Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение чувств и эмоций в декоративной пейзажной живописи 12
1.3. Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста с учетом психологических особенностей данного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству 23
2.2. Методика проведения занятий по декоративной живописи на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства 36
2.4. Программа проведения уроков по декоративной живописи 38
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Ярославна..doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Внутрисистемные отношения  зависят от возраста, индивидуально- типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой информации и др. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно- эстетическим нормативам, критериям эстетического вкуса.

Развитие операциональных  структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным  по отношению к уровню и характеру  эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида.

Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через  которые человек воспринимает все  богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего  мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно- эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с школьного возраста, а может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

«Путь познания, - пишет  Левитов, - идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины».1

Таким образом чувственное  познание объединяет все психические  процессы, которые возникают в  результате непосредственного воздействия предметов, и влияют на наши органы чувств.

Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей  активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

Наблюдение может различаться  в зависимости от конкретной задачи: наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет  и выделить самые существенные его свойства; наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета; наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета; наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления.

Наблюдение может потребовать  значительных усилий воли, большой  настойчивости и терпения. Но это  качество необходимо развивать с  самого раннего возраста. Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для школьника среднего возраста. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

У школьника среднего возраста есть все психологические предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть уже сложившиеся способы понимания окружающего мира – тип мышления. Психологи считают, что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно – полезной деятельности. Но ему не хватает устойчивых координат – той системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящему. Именно по этому по достижении этого возраста учащимся в школьную программу включают больше уроков эстетического цикла – изобразительное искусство, этику, эстетику, МХК и др. Эстетическое воспитание формирует чувства в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека.

У школьников среднего возраста продолжают развиваться и совершенствоваться все качества внимания: объем, концентрация, распределение, устойчивость внимания. Особенное развитие получает произвольное внимание. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным знаниям, увлеченность той или иной деятельностью, осознанность своих решений – все это способствует развитию произвольного внимания, формированию умения самостоятельно воспитывать внимание. Поэтому в этом возрасте школьники наиболее хорошо поддаются формированию эстетического восприятия посредством уроков декоративной пейзажной живописи. На занятиях в кружке ребятам обеспечивается активность и самостоятельность в выполнении учебного задания, в связи с этим происходит воспитание чувства ответственности перед коллективом, взрослыми (учителем, родителями), формируется умение преодолевать трудности, развивается наблюдательность, интерес к учебной работе.

В декоративной живописи отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. В процессе восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Восприятие является связующим звеном между ощущением и мышлением в едином процессе познания. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственному познанию. В психологии восприятия различают непреднамеренное и преднамеренное. Такое восприятие обычно вызывается яркой внешностью объекта, наличием интереса у человека к воспринимаемому объекту. В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает. Преднамеренное восприятие, как правило, бывает обусловлено задачами, спецификой деятельности, интересами, потребностями человека. Выполнение заданий на уроках изобразительного искусства развивают восприятие , посредством развития чувствительности глаза к максимальным изменениям величины, направлениям формы, определение направления контура линий и их соотношение по величине. Некоторые свойства предметов, которые мы воспринимаем через зрительный аппарат, в силу особенностей его устройства кажутся не такими, какими они существуют на самом деле. Так, например, равные по величине столбы по мере их удаления кажутся меньше и меньше и на линии горизонта кажутся нам точкой. Поэтому в декоративной пейзажной живописи важное значение имеет изучение законов перспективы. Целостное восприятие действительности – основной принцип изобразительного искусства. Так, постепенно с годами роста, уточнения характера восприятия, делается более точным изображение детьми окружающих предметов.

Выводы по первой главе

На основе вышеизложеного материала можно сделать выводы, что для психолого-педагогического исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи, нужно учитывать психолого – педагогические особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста. Так же необходимо учитывать чувства и эмоции, вызывающиеся у школьников данного возраста, при рассмотрении и анализе произведений искусства известных художников, так и собственного творчества. У школьников среднего возраста развитие эмоций и чувств тесно связано с особенностями полового созревания, что обусловливает повышенную эмоциональную возбужденность, эмоциональную неустойчивость, аффективность чувств и поведения. В этом возрасте наблюдается стремление школьников к острым переживаниям, совершению героических поступков. Этим объясняется их тяга к подражанию успешно сложившимся личностям, а на уроках изобразительного искусства о декоративной живописи – известным художникам. Сопереживание – характерная черта школьника среднего возраста. Оно способствует развитию чувств, обусловливает устойчивость, глубину, силу отдельных эмоциональных переживаний и чувств. Обостренная чувствительность у школьника среднего возраста вызывает повышенную требовательность к своим поступкам, волевым качествам и это может способствовать успешному обучению на уроках изобразительного искусства декоративной пейзажной живописи. Я считаю, что в этом возрасте можно наиболее успешно повлиять на формирование у школьников моральных чувств и воспитать нравственность.

Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности

2.1. Анализ школьной  программы по изобразительному  искусству

Культура является сложнейшей системой накопления человеческого  опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров, стратегий и образцов высочайшего качества. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне сложности овладеть искусством, при этом личностно развиться также на более высоком уровне. Каждый новый виток культурного прогресса создает возможности иного порядка для развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами.

Однако нередко случается  и так, что ребенок не может  в достаточной степени воспользоваться  культурным наследием, оказываясь лишенным существенного вектора в развитии.

Опыт школьной системы  образования показывает, что если обучать детей искусству без учета психических механизмов познания и творческой деятельности в надежде, что личностное развитие незамедлительно последует за обучением, то целая группа учеников будет слабо вовлечена в творческий процесс, и их результаты творческого развития окажутся низкими. Это происходит из-за того, что личностный опыт учеников рассогласовывается с образовательным процессом.

Именно в связи с  этим современные концепции и  технологии обучения искусству должны полностью опираться на знание психических  механизмов, а система профессиональной подготовки учителей содержать большую долю психологических знаний.

Разрабатывая любую  новую концепцию или технологию обучения искусству, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов:

· Какова цель обучения искусству  в школе?

· Что именно дает занятие конкретным видом искусства для личностного развития ребенка?

· Какие базовые психические  механизмы лежат в основе творческой деятельности?

· Чему следует учить в рамках школьного образования?

· Как обучать искусству наиболее эффективно с точки зрения развития личности и образовательных результатов?

 

Мы убеждены, что развивающая  роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом. Она  связана со следующими составляющими  личностного опыта:

· с развитием чувственно-эмоциональной  сферы;

· с развитием восприятия и фантазии;

· с развитием интеллектуальных операций;

· с развитием инструментов и навыков моделирования;

· с развитием речи и мышления;

· с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;

· с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;

· с развитием я-концепции.

· с развитием индивидуальной картины мира (модели).

В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического  восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Понимание роли искусства  в развитии человечества и становлении  отдельной личности, их взаимосвязей с законами развития психики должны лежать в основе обучения каждого  конкретного его вида.

Остановимся подробнее  на некоторых важных психологических аспектах школьного обучения изобразительному искусству.

В настоящий момент разработано  большое число образовательных  программ обучения изобразительному искусству  для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное  распространение и признание  среди практиков обучения программы Б. Н. Неменского В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. Рассмотрим каждую программу в отдельности.

Первой рассмотрим программу  обучения Б.Н. Неменского. Целью данной программы является, формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. Данная программа представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Особенностью данной программы является то, что искусство  не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

Рассматривая программу  В.С. Кузина можно сказать что, её целью является развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. Особенностью данной программы является, то что реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.

Информация о работе Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи