Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:55, дипломная работа
Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение чувств и эмоций в декоративной пейзажной живописи 12
1.3. Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста с учетом психологических особенностей данного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству 23
2.2. Методика проведения занятий по декоративной живописи на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства 36
2.4. Программа проведения уроков по декоративной живописи 38
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение
чувств и эмоций в
1.3. Формирование
эстетического восприятия у
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ
школьной программы по
2.2. Методика
проведения занятий по
2.3. Методические
рекомендации к проведению
2.4. Программа
проведения уроков по
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64
ВВЕДЕНИЕ
Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.
В данной дипломной работе рассматривается формирование художественно – эстетического восприятия детей среднего школьного возраста на примере выполнения декоративного пейзажа.
Главным критерием при
выборе темы дипломной работы явился
научный интерес и стремление
расширить свои познания в области
декоративно - прикладного искусства
и педагогики. Данный выбор стал
результатом размышлений и
Актуальность моей работы определяется необходимостью поиска новых знаний для формирования эстетического восприятия учащихся среднего школьного возраста.
Тема данного исследования формирование эстетического восприятия школьников среднего возраста (5-6 классы) средствами декоративной пейзажной живописи.
Объектом исследования является формирование эстетического восприятия учащихся 5-6 классов средствами декоративной пейзажной живописи.
Предмет исследования: условия, средства и методы формирования эстетического восприятия у учащихся среднего школьного возраста средствами декоративной живописи.
Цель исследования: формирование эстетического восприятия природы, произведений декоративного и изобразительного искусства рассматривающихся как основа развития учащихся в изобразительной деятельности. Организация уроков направленных на решение доступных для выполнения изобразительных задач с видимым и значимым для каждого учащегося результатом.
Для реализации вышеизложенной цели в работе с учащимися необходимо решать следующие задачи.
1. Выявить психолого–
2. Рассмотреть особенности
3. Обобщив и проанализировав
полученные данные, разработать
методику формирования
4. Применить на практике
Гипотеза. Декоративная пейзажная живопись является мощным средством формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста
Этапы исследования:
Первым этапом деятельности в процессе работы над дипломом стал поиск соответствующих источников информации по выбранной теме. Основные источники: книги, учебно-методические пособия и разработки, статьи в сборниках и научно-методических работах.
После сбора информации по теме диплома я приступила к ее изучению. Это является вторым этапом данной работы. Важнейшей задачей на этом этапе работы явилось изучение основных понятий, научных и практических проблем по данной теме, разных точек зрения на нее, а также анализ, сравнение, группировка, систематизация и обобщение собранных материалов.
Третий этап. В результате изучения литературы было сформировано представление о логике и этапах исследования данной темы, об основных направлениях, аспектах ее изучения, что в дальнейшем определило логическую последовательность содержания теоретической части дипломной работы.
Апробация и внедрение: Данное исследование
было апробировано на семинарских занятиях
по дисциплине "Проблемы художественно-
Практическая значимость исследования: Теоретическая часть дипломной работы может использоваться в качестве методического пособия по выполнению заданий по теме «Декоративный пейзаж». Практическая – как наглядное пособие для выполнения этих заданий.
Теоретическая часть изложена в пояснительной записке, практическая представлена в серии декоративных пейзажей «Зимний лес», выполненных в технике темперной живописи.
В первой главе освещаются психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи.
Во второй - методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности.
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи.
1.1. Особенности
формирования эстетического
Психолого – педагогические особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи.
Роль формирования эстетического восприятия в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека
Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием литературы и искусства. Все это показывает, какое огромное значение у нас придается эстетическому воспитанию общества и особенно подрастающего поколения. Эстетические чувства учащихся успешно развиваются как на уроках эстетического цикла – изобразительного искусства и музыки, так и в процессе занятий на других уроках (оформление выставок, на экскурсии).
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика» обозначающим науку, о прекрасном. Значение слова “эстетика” происходит от греческого aisfliesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формировании чувств в области прекрасного и в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Формирование эстетического восприятия осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения русской и национальной литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной формирования эстетического восприятия является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания формирования эстетического восприятия является его направленность на личностное развитие учащихся. Подробно рассмотрим, какие же стороны этого развития оно должно охватывать.
Прежде всего необходимо
формировать у учащихся эстетические
потребности в области
Существенным компонентом формирования эстетического восприятия является овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящиеся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение анализировать содержание произведений искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся высоких художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить учащихся чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также эстетическую требовательность к культуре поведения.
Важным содержательным компонентом формирования эстетического восприятия является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном и литературном искусстве. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого человека есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что «все дети без исключения — страстные рисовальщики», а В. А. Сухомлинский писал, что «каждый ребенок— поэт». На основании, вышеизложенного, возникает вопрос-каким же должен быть процесс формирования эстетического восприятия учащихся?
Формирование эстетического восприятия в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо обладать, умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.
Для формирования эстетического и художественного восприятия у школьников на уроках изобразительной деятельности, посвященных декоративной пейзажной живописью существенное значение имеет использование приема сравнения при рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы - коллективы, кружки и студии по изобразительному искусству, организации встреч с работниками искусства и др. Они позволяют знакомить учащихся с творческой деятельностью художников, проводить диспуты по проблемам художественного творчества, устраивать утренники, выставки и т д. В этих кружках и студиях учащиеся приобщаются к художественному творчеству и делают первые шаги в изобразительном искусстве. Результаты художественного творчества школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков.
Формирование эстетического восприятия многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Возникает вопрос почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эстетического воспитания и художественно- эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...
В художественном образе,
как форме мышления, сосредоточена
огромная информация о природе, обществе,
отношениях, истории, научных знаниях.
С помощью образов-
Из этого следует, что формирование эстетического восприятия носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.
Для большей эффективности формирования эстетического восприятия, как отмечает С.А. Герасимов, следует применять комплексный подход. Он выделяет два принципа: «…система эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой». На этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « эстетическое воспитание… должно стать органической частью любого…воспитания». [8:12]