Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:55, дипломная работа

Описание работы

Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение чувств и эмоций в декоративной пейзажной живописи 12
1.3. Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста с учетом психологических особенностей данного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству 23
2.2. Методика проведения занятий по декоративной живописи на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства 36
2.4. Программа проведения уроков по декоративной живописи 38
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.Ярославна..doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

- развитие цветового  зрения, художественно – образной  памяти, творческой активности, художественных  способностей, воображения и фантазии;

- обучение практическим  умениям и навыкам работы красками, ознакомление с теоретическими  основами живописи ( холодные и  теплые цвета, колорит и т.  п.);

- ознакомление с творчеством  выдающихся художников прошлого  и настоящего.

Занятия на уроках изобразительного искусства дают возможность усиления эффективности эстетического воспитания школьников, расширения их культурного и интеллектуального кругозора. Так как рисование ведется в большинстве школ по 6 класс и один раз в неделю, то решить эти задачи только на уроках изобразительного искусства практически невозможно (25; с. 125-128).

Общеизвестно — большинство  ребят подросткового возраста очень  любят рисовать. И если хорошо организовать классную работу, то увлечение изобразительным  искусством может продолжиться и в старших классах, т. е. первый аспект классной работы — профориентация. Мы чаще говорим о профориентации на технические профессии. Однако в области искусства она также необходима. Второй — в работе на уроках изобразительного искусства учитель имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал.

Успех работы учащихся на уроках изобразительного искусства  зависит от увлеченности учителя, хорошей  организации занятий, обеспечения  необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число учащихся, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Планируя выполнение декоративного пейзажа учащимися, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми они располагают.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планирует на конец  учебного года.

Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам. К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие методические таблицы, репродукции. Формы и методы работы на уроках изобразительного искусства должны быть более приближенными к художественной школе. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы. Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры, необходимо подробно изложить правила работы красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили: технику живописи, нужно показать им весь ход построения рисунка и работы сначала акварельными, а затем гуашевыми красками с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы краской.

При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов  приучаем детей правильно держать  кисть, следить за обязательным предварительным  разведением краски на палитре, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовые соотношения при первой прокладке краски.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как  работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно  просмотреть коллективно, с тем  чтобы учащиеся отметили достоинства  и недостатки своих рисунков, В  конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

Лучшие работы, выполненные  учащимися на занятиях в кружке, нужно отобрать для хранения в  папке у преподавателя.

Одновременно с учебной  работой педагог ведет и большую  воспитательную работу, в особенности в период организации уроков. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями.

2.3. Методические  рекомендации к проведению занятий  по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства

Пейзаж – самостоятельный  жанр в искусстве, и я считаю, что  ему следует уделить наибольшее внимание, потому что природа прекрасна  и бесконечно разнообразна. Природа  “воздействует” на человека, вызывает глубокие переживания и мысли, а соприкосновения с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Пейзаж может быть нескольких видов, мы рассмотрим декоративный пейзаж.

Большой интерес у  детей вызывает работа на природе (пленер), поэтому следует проводить экскурсии на улице, во время которых ребята, кроме длительных работ, выполняют быстрые зарисовки с натуры, а затем заканчивают их красками уже в помещении. Такой порядок работы способствует развитию умения запомнить и воспроизвести наиболее характерные особенности природы, помогает понять пространственные отношения. Очень большое значение в данном случае имеет свет, освещение. Надо, чтобы дети отдавали себе полный отчет в том, какой день они изображают: пасмурный, серый с рассеянным освещением или ясный с четким отличием освещенных сторон предмета от неосвещенных.

Во втором случае наличие  четкой светотени облегчает восприятие и передачу объема и рельефа. Пейзаж с пасмурным, рассеянным освещением требует способности видеть, различать более тонкие тоновые и светотеневые отношения. Однако есть свои трудности и при изображении солнечного пейзажа. Здесь сложнее привести к живописному единству все детали.

Важно обращать внимание и на такие явления природы, как  ветер, дождь и т. п., все, что придает различный эмоциональный строй пейзажу, выражающийся в динамичности очертаний предметов. В связи с этим целесообразно нарисовать два изображения, предположим, одного и того же дерева при тихой и при ветреной погоде, в ясный и дождливый день.

Задачи изображения  пространства в декоративном пейзаже  должны решаться в последовательности, предусматривающей нарастание сложности  решения. Более легким заданием является изображение сравнительно ограниченного  пространства, когда задний план занят  стенами строений (или опушкой леса). Здесь имеется возможность опираться на навык решения пространства, выработанный у детей при рисовании натюрморта (который, как правило, имеет фон, установленный непосредственно сзади предметов). Более трудным заданием является пейзаж с открытым пространством, когда видны широкие горизонты. Здесь полезно рекомендовать повышать точку зрения рисующего: пусть рисует дали из окна или с горы и т. п. «Увеличивая пространство, можно ставить перед учащимися задачу самостоятельного выбора мотива с определенным планом. При этом учащиеся должны сознательно решать, что будет у них на первом плане, что на втором и т. д.». При этом необходимо осознавать, что масштабность планов увеличилась и надо уметь выделить их в пейзаже и передать в рисунке более обобщенно. Если в первом случае, например, расстояние в 2—3 м уже связано с переходом от одного плана к другому, то во втором — расстояние от плана к плану должно измеряться десятками и сотнями метров. Это значит, что деревья (расстояния которых до рисующего имеют разницу в несколько метров) должны изображаться как предметы примерно одного плана. Их цвета и светосила, проработка деталей и т. п. должны быть приблизительно одинаковыми.

Такая работа, носящая  в известной степени студийный  характер, отнюдь, не должна быть главной и единственной в классной работе по изобразительному искусству.

В школе учитель и  дирекция должны сосредоточить усилия на организации разносторонних занятий  по изобразительному искусству с  тем, чтобы каждый ученик мог приблизиться к искусству.

2.4. Программа  проведения уроков по декоративной  живописи

Пейзажная живопись –  искусство, доступное для понимания  подростков, ее красота и естественность пробуждает любовь к природе, культуре своей Родины. Оно рассматривается  как одно из средств развития художественного вкуса, творческой активностью детей, эстетического отношения к действительности.

Учитывая возраст учащихся, их индивидуальные особенности, уровень  художественного и эстетического  развития каждого, а также местные, региональные особенности, традиции искусства, культуры, педагог выбирает и рекомендует темы, их последовательность и время выполнения.

Содержание предлагаемой примерной программы по обучению учащихся школьников декоративной живописи направленно на формирование практических навыков, на воспитание художественной культуры учащихся. Курс рассчитан на два месяца, по часу в неделю.

На уроках, посвященных  декоративному пейзажу учащиеся учатся создавать красоту и свободно самовыражаться. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями известных мастеров, но и дают им необходимые технические знания, развивают практические умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к творчеству, к выбору профессии.

Цикл уроков декоративной живописи включает практические и теоретические знания по живописи. Теоретические занятия служат теоретической подготовкой к практическим занятиям, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий. В них раскрываются основные закономерности восприятия цвета, его свойств и построение живописного изображения, вопросы колорита, сообщаются сведения из области пейзажной живописи. Вся система уроков декоративной живописи ведет к развитию таких творческих способностей учащихся, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувства цвета и цветовых отношений.

2.5. Разработка  трех уроков

Тема пейзажа изучается  в средней школе в 6-м классе 2 четверти. Общее название темы всей четверти " Отношение к миру природы. Жанр пейзажа".

Познание в искусстве-это  формирование отношения к действительности. Пейзаж-сфера искусств, в которой  формируется отношение художника  и зрителя к красоте и неповторимости природы. Соотнесение настроения природы с настроением человека. С древних времен человек старался жить в гармонии с природой. Он изучал ее, осваивал и поклонялся ей. Мир животных, законы их жизни интересовали человека как охотника. Дошедшие до нас наскальные рисунки тех времен говорят о постоянно растущем внимании человека к миру животных и умении его изображать. Постепенно мир связей с природой расширялся. Искусство Древнего Египта, Малой Азии, Древнего Китая дали замечательные образцы изображения природы. Рост городов, развитие промышленности, отрыв от постоянной жизни среди природы углублял интерес к осмыслению связей с природой, выразившейся в проявлении и расцвете жанра пейзажа.

Урок 1.

Тема урока: Пейзаж как  жанр изобразительного искусства. 2 часа.

Цели урока: Ознакомить учащихся с историей и видами пейзажа, а также с особенностями композиционного построения и выполнение практической работы.

Задачи: 1. Обучать особенностям выполнения композиции пейзажа, его  композиционным основам; закреплять изобразительные  приемы и средства на примере пейзажа.

2. Развивать творческое  мышление, чувство художественного  анализа в выражении характера  натуры; развивать художественные  способности.

3. Воспитывать чувство  прекрасного, любовь к окружающему  миру.

Оборудование для проведения урока:

1) для учителя;

2) для ученика.

1. Методическая таблица,  показывающая перспективу пейзажа  и воздушную перспективу; репродукции  картин с изображением различных  видов пейзажа, план - конспект  занятия;

2. тетрадь, ручка, альбомный  лист, карандаш.

Структура урока.

1. Организационный момент ( 2 – 3 мин.)

2. Сообщение темы занятия  и постановка цели ( 5 мин.)

3. Изложение нового  материала ( 25 мин)

4. Закрепление нового  материала с помощью устного  фронтального опроса ( 5 мин.)

5. Практическая работа (5 – 10 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих, наличия оборудования к уроку.

2. Сообщение темы урока  и постановка цели.

Тема первого урока: “Пейзаж как жанр изобразительного искусства”.

На уроке вы ознакомитесь с историей и видами пейзажа, а также с особенностями композиционного построения и выполнения практической работы.

3. Изложение нового  материала.

Пейзаж в истории  живописи.

Пейзаж – один из наиболее распространенных жанров живописи. Многие поколения художников изобразительного искусства отдали ему свой талант. Судя по сохранившимся памятникам искусства, живопись пейзажа имеет древнюю историю. В наследии европейской живописи с XV в. видны явные черты внимательного наблюдения природы при естественном освещении. Высказывания мастеров эпохи Возрождения наполнены точными характеристиками живописных натурных отношений. Однако история живописи на пленэре как жанра началась с голландских художников XVII ч. Следом за ними этюды с натуры стали обязательной частью работы крупнейших мастеров пейзажа. Н.Пуссен, Т.Гейнсборо, Дж. Рейиолдс уже регулярно писали этюды на пленэре.

В XIX в. пейзажная живопись получила наибольшее развитие. Подлинным  реформатором европейской пейзажной  живописи считают Дж. Констебла, оставившего  не только первоклассные картины, но и множество высказываний по методике; живописи с натуры. Дж. Констебл, как и его предшественники - английские акварелисты Т.Гертип и Д.С.Котмен, изображал самые простые пейзажные мотивы. Свежесть пейзажей Констебла произвела огромное впечатление на французских художников в парижском Салоне 1824 г. Его пленэрная живопись резко контрастировала с бурым колоритом картин, написанных в студиях, и стала примером для многих воспитанников художественных школ континентальной Европы. Ж.Мишель, К.Коро, Ж.Ф.Милле и целый ряд других мастеров пейзажа использовали в своем искусстве достижения Дж. Констебла.

Информация о работе Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи